Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Понятие, сущность и виды инфляции……………………......5-13
1.1 Определение и причины инфляционных процессов………………...5
1.2 Измерение инфляции…………………………………………………..6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………...7-8
1.4 Инфляция спроса и предложения. Стагфляция……………………...8-11
1.5 Взаимосвязь инфляции и уровня безработицы……………………...11-13
ГЛАВА 2. Антиинфляционная политика государства…………………..14-19
2.1 Понятие, цели антиинфляционной политики………………………...14-15
2.2 Политика шоковой терапии и адаптационная политика…………....15-17
2.3 Антиинфляционные меры……………………………………………..17-18
2.4 Методы государственного регулирования инфляции………………18-19
ГЛАВА 3. Особенности инфляционных процессов в Казахстане……...20-26
3.1 Особенности инфляционного процесса в Казахстане за 2011 год…20-23
3.2 Прогнозы экономического развития Казахстана в 2012 году………...23-24
3.3 Социально-экономические последствия инфляции…………………...24-26
Заключение………………………………………………………………….27-28
Список использованной литературы……………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 239.35 Кб (Скачать документ)

Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной  экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

Политика регулирования цен  и доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен, например, повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Если инфляция растет в  результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку  правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь  приходится прибегать к таким  методам, как увеличение налоговых  ставок.

Основными задачами стабилизационной программы являются:

- сокращение правительственных  расходов, в том числе сокращение  субсидий;

- повышение налогов;

- снижение объемов кредитования  коммерческих банков;

- увеличение выпуска казначейских  облигаций и объемов зарубежных  займов;

- повышение социальных  расходов на нужды малообеспеченных  слоев населения;

- фиксация обменного курса  национальной валюты.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных  расходов вносить изменения в  экономическое законодательство. Это  касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты  правительству или коммерческим банкам.

Остановить инфляцию с  помощью одних организационных  мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике  диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции необходимо разрабатывать  после определения характера  инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

 

 

2.2 Политика шоковой терапии и адаптационная политика

 

          Антиинфляционная  политика может проводиться как  методами «шоковой терапии» (когда  жестокая денежная политика помогает  быстро сбить инфляцию, но сопровождается  значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного,  но каждый раз небольшого снижения  темпов роста денежной массы,  что позволяет избежать глубокого  спада, однако не дает возможности  быстро снизить инфляцию.

         Конкретная  реализация долговременных антиинфляционных  программ выходит за рамки  рекомендаций по сокращению  государственных  расходов и денежной массы,  соответствующих краткосрочной  модели кривой Филлипса и основанных  на кейнсианских идеях регулирования  совокупного спроса.

         В более  широком плане «шоковая терапия»  предполагает, как правило, использование  чисто монетаристских антиинфляционных  мер: широкую либерализацию хозяйственной  жизни, освобождение цен, свертывание  хозяйственной активности государства,  жесткое ограничение роста денежной  массы, балансирование бюджета  главным образом за счет сокращения  расходов и т.д.

         Программы  постепенного снижения инфляции  предусматривают активное регулирующее  воздействие государства (в целях  смягчения негативных последствий  антиинфляционных мер): поддержку  важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства,  частичное регулирование процесса  ценообразования, создание рыночной  инфраструктуры и т.д. В этом  случае антиинфляционное сокращение  совокупного спроса дополняется  мерами, поддерживающими предложение  и создающими условия его роста  в будущем, что позволяет избежать  глубокого спада и безработицы  («политика градуализма»).

          Большинство  стран – как развитых, так и  с переходной экономикой –  в практике борьбы с инфляцией  никогда не следовали жестким  монетаристским рекомендациям «шоковой  терапии», поскольку это неизбежно  приводило к затяжному спаду,  росту безработицы, резкому снижению  жизненного уровня населения.

 

          Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена  на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают  инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности  денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности  денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта  операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы  инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее  оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки  заработной платы.

Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Это  выражается, например, в том, что  они берутся лишь за реализацию краткосрочных  проектов, которые сулят более  быстрое - возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств  толкает фирмы на поиск новых  внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств  относительно собственных и повышению  финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются  иметь превышение кредиторской задолженности  над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены  изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать  средства, направляемые на материальное поощрение. С другой - ввиду того, что в условиях инфляции поток  доходов уменьшается, а поток  расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую  часть прибыли (прибыли за вычетом  налогов) направлять на, развитие производства.

История знает много вариантов  адаптационной политики правительства. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но эта  политика оказалась неэффективной  в плане снижения инфляции, так  как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда  и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в Финляндии в 1967 - 1971 гг., в США в 1951 - 1952 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

 

2.3 Антиинфляционные меры

 

Другим вариантом государственной  политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства  в игру рыночных сил при использовании  антимонопольных мер.

В начале 90-х государственный контроль за ценами и заработной платой не справлялся с инфляционными скачками цен. Государственные меры запаздывали и уже по этой причине были малоэффективными. В частности, практика показывает, что всеобщая, 100%-ная привязка всех цен к индексу потребительских цен порождает непрерывную мультипликацию цен. Усиливалась инфляционная нестабильность. Адаптационная политика оказалась не совсем эффективной: средства на компенсационные прибавки государственным служащим и другим категориям населения с фиксированными доходами пришлось брать в госбюджете и, в конечном счете - через налоги у населения и фирм.

Для выхода из кризисной ситуации, необходимо было осуществлять ряд мер. Разработать стратегию и тактику  реформирования экономики на государственном  уровне с привлечением ведущих специалистов страны, которые включают:

  1. Разработку новой налоговой системы
  2. Внедрение международных учетных стандартов
  3. Завершение процесса приватизации и на этой основе развитие фондового рынка
  4. Привлечение иностранных инвестиций
  5. Сокращение штата государственных чиновников, включая работников различных фондов, содержащихся за счет обязательных отчислений предприятий
  6. Осуществление легализации теневого капитала.
  7. Введение на всех предприятиях, независимо от форм собственности, понедельной оплаты труда.

Постепенно претворяя эти меры в жизнь, Украина, имея значительный экономический потенциал, встала на путь сдерживания инфляционных процессов, роста объемов производства.

 

 

           2.4 Методы  государственного регулирования  инфляции

 

Правительство каждой страны, находящейся  в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

1. КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ

-Регулирование общей массы денег  через управление ими центральным  банком;

-Регулирование ссудного и учетного  процесса коммерческих банков  через управление ими центральным  банком;

-Обязательные резервы коммерческих  банков, операции центрального банка  на открытом рынке ценных бумаг.

2.ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ

Прямые методы регулирования покупательной  способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

-Прямое и непосредственное регулирование  государством кредитов и тем  самым - денежной массы;

-Государственное регулирование  цен;

-Государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

-Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

3. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕТОДЫ

Сбивать темпы инфляции - значит, сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого  подходят все те методы, которые  ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся  следующие:

-Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Для налаживания  продовольственного дела в стране  следует оказать государственную  финансовую помощь сельскохозяйственным  предприятиям всех видов собственности  и провести мягкую реформу  колхозов и совхозов.

-Установление порядка выдачи  кредитов сельскохозяйственным  предприятиям под векселя с  погашением их за счет будущего  урожая;

-Установление государственных  закупочных цен, а также цен  на потребляемые в сельскохозяйственном  производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу  товаропроизводителей и создания  системы контрактной торговли  промышленными товарами в обмен  на сельскохозяйственную продукцию.

-Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики  становится невозможным.

На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему, имея в виду обязательное исполнение коммерческими  и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

Для стабилизации потребительского рынка  целесообразно:

-создать систему стимулирования  развития мелкого бизнеса в  сфере производства и услуг.

-создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли  потребительских кооперативов на  предприятиях, в учреждениях и  по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам  кооператива (по наличному и  безналичному расчету) по бесприбыльным  розничным ценам.

В течение кризисного периода следует  также проводить рациональную государственную  политику защиты внутреннего рынка  и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

 

 

 

  

     Глава  3. Особенности инфляционных процессов  в Казахстане

3.1 Особенности  инфляционного процесса в Казахстане  за 2011 год. 

            Одним из весомых экономических параметров развития страны является инфляция. Республика Казахстан как одна из стран СНГ прошла достаточно извилистый путь инфляционных процессов. Максимальный показатель за историю независимости государства отмечен в 1992 году и по официальным данным составил 2960%. Подобного размера значение присуще всем странам бывшего СССР и связано с началом тернистого пути независимости.

 Правительству Казахстана  удалось стабилизировать показатели  инфляции вследствие жесткой  денежно-кредитной политики, однако  для достижения диапазона инфляции  развитых стран 4 – 7% правительству  Республики есть над чем трудится. 

Информация о работе Антиинфляционная политика государства