3 границы вмешательства государства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение роли государства в современной рыночной экономике, сущности механизма государственного регулирования экономики как целостной и функционирующей системы, определение общих форм, методов, субъектно-объектных связей механизма государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………………....6
1.1 Трактовка экономических функций государства
в традиционной политэкономии…………………………………………………......6
1.2 Кейнсиансая концепция государственного регулирования……………. ………...8
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ…………...11
2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……………...11
2.2 Функции государства в рыночной экономике
и основные методы государственного регулирования экономики…… …………14
3 границы вмешательства государства в экономику………..14
3.1 Япония………………………………………………………………………………..21
3.2 Россия…………………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 614.50 Кб (Скачать документ)

В области жилья:

1)     повысилась доступность приобретения стандартного жилья  за счет собственных и заемных средств граждан;

2)     в 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам;

В области здравоохранения:

1)     государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь;

2)     в десять тысяч лечебно-профилактических учреждений первичного звена поставлено более 42 тыс. единиц диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и эндоскопического);

В области образования:

1)     оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тысячам школ, 246 учреждениям НПО и СПО, внедряющим инновационные образовательные программы;

2)     в общеобразовательные учреждения (ресурсные и методические центры) поставлено 54,8 тысяч комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования.

Дальнейшая реализация данных национальных проектов была намечена на 2009-2012 годы. На собрании Совета по национальным проектам и демографической политике, президент России Дмитрий Медведев заявил, что, несмотря на мировой финансовый кризис, национальные проекты должны быть реализованы полностью: “Национальные проекты должны быть реализованы в полном объеме, независимо от всяких кризисов, проблем и сложностей текущего периода. Правительство должно профинансировать все обязательства 2009 года в полном объеме. Именно потому что национальные проекты играют весьма значимую роль в социальном развитии страны, и, надо признаться откровенно, они в целом доказали свою эффективность за те годы, пока мы с вами совместно ими занимались”[3].

21 июля 2006 года по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в соответствии с поручением Президента была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

1)  основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

2)  стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

3)  формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

4)  цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

5)  цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

6)  параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Стратегической целью также является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.


заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. На основе проработанного материала можно сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо, и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы.

В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы, на сегодняшний день очень трудно. На этот счет существует множество мнений и теорий, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше.

Экономическая роль государства достаточно велика и значима для нормального функционирования любой страны. В современных условиях государственное регулирование национальной экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поддержка малого бизнеса. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Рассмотрев вмешательство государства в экономику на примере России и Японии, становится ясно, что каждая страна, исходя из своих возможностей и степени своего развития, разрабатывает программу экономической политики, в которой определены основные концепции дальнейшего курса на экономической арене. Выполнение государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые используются данным специфическим экономическим субъектом при воздействии на экономику.

В своей работе я попыталась решить вопрос, необходимо ли государственное вмешательство в экономику, в каких областях и отраслях и в какой степени нужна поддержка и регулирование со стороны государства, показала также и те методы, которыми государство пользуется, проводя свою экономическую политику.

Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики в современном обществе не отрицает никто. Между этими крайними вариантами важно найти то промежуточное состояние, при котором государство играло бы вспомогательную роль, где государственное регулирование строилось бы на основе принципа «необходимости» только в тех сферах, в которых рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику. Ведь только продуманное и рациональное сотрудничество государства и рынка, основанное на взаимопомощи и доверии, сформирует здоровую, развитую экономику, которая будет функционировать во благо человечества.

 

 


 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Материалы к заседанию Совета при Президенте  Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике от 24 декабря 2008 г.; Москва, Кремль.

2.     Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период 2020 года; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3.     Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2007. - С. 465 - 490.

4.     Вьюгин О. Россия и мировой кризис: трансформация долга //  Ведомости. 27 января.2008.- С.8

5.     ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Взамен ГОСТ 7.1-84; введ. 2004-07-01. - М. : Изд-во стандартов, 2004. - 76 с.

6.     Крюков,  Р.В. Государственное регулирование национальной экономики / Р.В. Крюков.- М.: ПРИОР, 2005.- С. 176.

7.     Кузьмин, Я.И. Истоки из опыта изучения экономики и процесса / Я.И. Кузьмин. - М.: ШВШЭ, 2006. - С. 356-365.

8.     Куликов, Л.М. Основы экономической теории / Л.М. Куликов. - М., 2001. - С.432.

9.     Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономки / В.И. Кушлин, Н.А. Волгина.- М.: Экономика, 2001.- С.735.

10. Малых, О.Е. Роль государственного регулирования в развитии национальных экономик / О.Е. Малых. - М.: Уфа, 2006.- С.186-199.

11. Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики / Т.Г. Морозова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - С. 255.

12. Океанова, З.К. Экономическая теория / З.К. Океанова. - М.: Владос,2007. – С. 299.

13. Погудаева, М.Ю. Особенности формирования модели государственного регулирования рыночной экономики в России / М.Ю. Погудаева. – М.: Москва,1995. – С.231-234.

14. Ревенков, А. Планирование в системе государственного регулирования экономики / А. Ревенков. – М., 2001.- С.234-241.

15. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997 - . -  Режим доступа: http://www.rsl.ru.

16. Холланд, С. Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики / С.Холланд. - М.,1993.- С.231-240.

17. Шамхалов, С. Государство и экономика. Основы взаимодействия / С. Шамхалов. - М.: Экономика, 2005.- С.727.

18. Яремчук, Н.В. Экономическое развитие современной России./ Н.В. Яремчук. - М.,2005.- С.123.

 

 

 


приложения

Приложение А Инструменты регулирования рыночной структуры……….34

Приложение Б Модель регулирования  региональной экономики…………35

 

 

 

 


Приложение А

Рисунок 1- Инструменты регулирования рыночной структуры

 

 

 


Приложение Б

Рисунок 2- Модель регулирования региональной экономики

 

3

 



[1] Варг, В. Роль государства в рыночном хозяйстве/ В. Варг.М.:  – МэиМО, – 1992 . - С. 131.

 

[2] Государство в качестве экономического субъекта представляет собой совокупность органов и лиц, сосредоточенных в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.

[3] Официальный сайт Президента РФ/Режим доступа: www.kremlin.ru


Информация о работе 3 границы вмешательства государства в экономику