3 границы вмешательства государства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение роли государства в современной рыночной экономике, сущности механизма государственного регулирования экономики как целостной и функционирующей системы, определение общих форм, методов, субъектно-объектных связей механизма государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1 ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………………....6
1.1 Трактовка экономических функций государства
в традиционной политэкономии…………………………………………………......6
1.2 Кейнсиансая концепция государственного регулирования……………. ………...8
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИЙ…………...11
2.1 Понятие и сущность государственного регулирования экономики……………...11
2.2 Функции государства в рыночной экономике
и основные методы государственного регулирования экономики…… …………14
3 границы вмешательства государства в экономику………..14
3.1 Япония………………………………………………………………………………..21
3.2 Россия…………………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 614.50 Кб (Скачать документ)

-регулирование минимальных резервных требований;

-осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);

-купля – продажа иностранной валюты;

-регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

-изменение курса национальной валюты;

-эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее  приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является, прежде всего, то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.


3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ

3.1 Япония: государственное вмешательство в экономику

Весь период от конца первой мировой войны до 30-х годов Японии непрерывно переживала кризисы и депрессии. Ее экономика была слишком слабой для нормального развития в мирных условиях. В 30-х годах в Японии был установлен фашистский режим. Как и в Германии, в экономике он означал крайнее усиление государственного регулирования экономики. В результате одной из самых характерных черт сложившейся в послевоенной Японии экономической системы стал органически присущий ей механизм оперативного государственного вмешательства в деятельность частных предприятий, известный под названием «административного руководства». Именно он обеспечивал слаженность и согласованность действий правительственного аппарата и частного бизнеса, быструю реакцию  соответствующих ведомств на нужды бизнеса.

В основе «административного руководства» лежал авторитет исполнительных органов власти. Организационной формой, обеспечивавшей постоянные контакты государственного аппарата с предпринимателями, служили многочисленные совещательные комитеты при различных министерствах и ведомствах, связанных с управлением экономикой. В рамках этих комитетов, состоящих в основном из представителей государственной бюрократии и крупного бизнеса, вырабатывались согласованные решения по вопросам экономической политики. Согласование этих решений опиралось, как правило, на определенные финансовые стимулы, но иногда носило характер традиционного подчинения. Эффективность этой политики во многом была обусловлена тем, что она сочетала ограничение внешней конкуренции со стимулированием внутриотраслевой конкурентной борьбы, в основном по линии инвестиций и технических нововведений. В условиях острого недостатка собственных финансовых, валютных и технологических ресурсов частный капитал охотнее шел на усиление контроля со стороны государства, так как он сопровождался мерами поощрения по линии субсидирования, кредитования, налогообложения, предоставления валюты, технический лицензий и т.д.

Таким образом, японская экономическая модель, сложившаяся в послевоенный период и характеризуемая как эталонная «система догоняющего типа», выделялась, прежде всего, высокой эффективностью государственного вмешательства на макро- и микроэкономическом уровне.

Принципами государственного регулирования экономики в Японии являются:

1)    Внедрение системы оценки эффективности конкретных направлений политики (включая оценки не только издержек, но и выгод)

2)    Повышение эффективности государственных инвестиций.

3)    Четкое определение функций государственного сектора.

4)    Придание прозрачности процессу принятия решений и усиление ответственности за их выполнение, где особая роль отводится открытости административной информации, а также контролю политиков над бюрократическим аппаратом.

5)    Изменение роли центра и местных властей в рамках государственного сектора, прежде всего в пользу децентрализации управления.

Ярким примером активной экономической политики правительства последних лет может служить провозглашенный им в 2002 году стратегический курс на построение государства, где преобладающая форма собственности - интеллектуальная, курс, уделяющий главное внимание проблемам формирования,  защиты и использования интеллектуальной собственности (включая патенты, авторские права и т.д.) в предпринимательской среде. Это направление экономической политики особенно актуально в условиях глобализации.

Экономическая система Японии отличается от других развитых стран меньшим уровнем развития элементов свободного рынка. Это обусловлено большой ролью в ней двух других системообразующих структур - государства и «группирования» в сфере бизнеса.

Схема государственного участия представлена в следующем виде: Министерство внешней торговли и промышленности, Министерство финансов, министерство почт и телеграфов, Банк Японии, Бюро экономического планирования, Комиссия по честным и справедливым сделкам.

В рыночной экономике производственные регулирующие функции выполняют собственники и назначаемы им управленцы. В Японии немаловажное значение в исполнении регулирующих функций имеют чиновники государственного аппарата. В макроэкономической сфере они определяют приоритеты в экономическом росте и стимулировании экспорта, производят рекомендательное руководство в деятельности корпораций, участвуют в ограничении прямых иностранных инвестиций и защите внутреннего рынка, проводят антитрестовские меры, санкционирование картелей и т.д.

В Японии роль государства рассматривается в трех отношениях, а именно: поощрение и направление экономической деятельности; обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами; формирование и поддержание доверия со стороны внешнего мира. Правительство приняло на себя роль субъекта, поощряющего и направляющего экономическую деятельность частного сектора в стране. Данная  форма воздействия означает именно поощрение и направление, а не прямой и непосредственный контроль.

3.2 Россия: государственное вмешательство в экономику

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие

страны во многом зависит от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства и в современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть.

К концу века Россия оказалась в состоянии глубокого системного кризиса, страной с низкоэффективной экономикой, не имеющей устойчивой тенденции к развитию.

В 1992-1997 годах были осуществлены широкомасштабные рыночные реформы - либерализация экономики, включая внешнюю торговлю, внутренняя конвертируемость рубля, массовая приватизация, финансовая стабилизация. Как бы ни были противоречивы эти процессы и их результаты, неоспоримый факт состоит в том, что в итоге на смену планово-распределительной экономической системе пришла рыночная экономика, но далеко не либеральная и потому неэффективная. Как известно, такая специфическая ситуация, когда в стране действует командная экономика одновременно с элементами рынка, продолжаться долго не может: либо побеждает командная экономика, либо рыночная. Дело в том, что директивное планирование со всеми его институтами, присущее административно-командной экономике, не может существовать вместе с предпринимательством и любыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, тем самым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом. В тот период стало уже бессмысленно и вредно говорить об усилении роли государства, которое практически утратило основные рычаги централизованного планирования, и либерализация представлялась тогда единственным разумным выходом.

Но обратимся к более раннему периоду нашей истории – началу XX века.

Страна, обескровленная непродуманной политикой своих руководителей, войной и назревающей социальной нестабильностью, самостоятельно выбраться из кризисного положения не могла. Когда к началу Великой Отечественной войны стране нужно было срочно мобилизовать свои силы, положительно себя проявила административно-командная экономика. В тяжёлые годы войны, когда нужно все ресурсы направить на укрепление военной мощи государства, просто необходимо централизованное планирование со всеми своими институтами: государственное ценообразование, наряды, заказы и т.д.

Возвращаясь к современной России, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства в экономику.

Прежде всего, это отрасли, где перестаёт эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона, охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций, где без государственного вмешательства не обойтись. Также особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить те сферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальные хозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не уделяет ему должного внимания.

Важной задачей для себя государство видит оказание поддержки развитию малого бизнеса. Малое предпринимательство придает рыночной экономике определенную гибкость, оно является надежным источником бюджетных поступлений. Государственная поддержка малого предпринимательства предполагает развитие механизмов регулирования через налогово – кредитную политику, страховую деятельность, лизинговые операции и т. д. В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации  создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, поэтому дальнейшая государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства, способствовала бы упрочнению позиций сектора малого бизнеса в стране.

Ещё одной из важнейших функций государства в рыночной экономике является перераспределение доходов. Рынок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынке, в обществе же есть люди, не владеющие ни землёй, ни капиталом и не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получают доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных случаях оно имеет право вмешаться в перераспределение доходов, так как то, что несправедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо с позиции общечеловеческих норм морали и нарушает право человека на достойное существование в обществе

Государство обязано брать на себя задачу обеспечения правовой базы: предоставление законного статуса частным предприятиям, соблюдение права частной собственности и т.д. Одной из главнейших обязанностей государства является финансирование оборонной промышленности и связанных с ней научно-технической базы.

Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:

1. повышение уровня жизни населения;

2. обеспечение национальной безопасности;

3. обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.

Для выполнения первой стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни. Вторая стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности. Третья задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.

Обеспечение относительной самодостаточности российской экономики предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и  развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным  является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.

Сегодня в России активно развиваются такие экономические механизмы: институты рыночного хозяйствования, системы государственного управления, демонополизации, налогообложения, хозяйственного законодательства. Поэтому процесс формирования системы государственно-правового регулирования рыночной экономики не может быть  откатом назад, это движение вперед, реформирование и укрепление Российского государства.

Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Поэтому в 2006 году правительство РФ начало реализацию национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилья.

Национальные проекты «Образование», «Здравоохранение» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» нацелены на улучшение уровня жизни граждан РФ, на повышение качества образования, жилья и здоровья нации. Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений.

Информация о работе 3 границы вмешательства государства в экономику