Требования к внедряемой информационной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
Требования к внедряемой информационной системе……………………..….3
Разработка концепции информационной системы…………………………....9
Техническое задание…………………………………………………………….18
Эскизный проект………………………………………………………………...26
Сопровождение информационной системы…………………………………...34
Список литературы………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 63.31 Кб (Скачать документ)

 

Проблема поиска общего языка  с консультантами может возникнуть при распределении ответственности  и обсуждении набора документов, требуемых  для реализации проекта.

Консультанты не всегда понимают особенности ведения бизнеса, стараются  подогнать бизнес-процессы компании под имеющийся алгоритм системы, не вникая в тонкости работы. В частности, при описании бизнес-процессов компании не смогли договориться с консультантами о реализации в системе расчетов ретро-бонусов, являющихся важной частью политики продаж.

2.2 Нечеткие требования  к проекту

Стороны всегда стремятся  упростить процесс обсуждения и  согласования объема работ по проекту, чтобы быстрее перейти непосредственно  к внедрению. Консультанты по нескольким формальным признакам делают вывод  о том, что задачи, стоящие перед  заказчиком, являются типичными для  данной отрасли или вида деятельности, и предлагают решение, уже применявшееся  в таких проектах. Работы в этом случае стоят гораздо меньше, чем  разработки уникального решения  для конкретной компании. Предприятие, которое стремится сэкономить и  время, и средства, с готовностью  идет на это. В результате требования к проекту так и остаются нечеткими. С другой стороны, компании-клиенты  часто сами апеллируют к предыдущим проектам («сделайте так же») и  не отводят времени на детальное  ознакомление консультантов со спецификой своего бизнеса. Получается замкнутый  круг: заказчик полагает, что консультанту изначально известны все его проблемы, а консультант считает, что эти  проблемы стандартны и к ним можно  применить однажды разработанное  решение. В ходе реализации проекта  требования предприятия уточняются и детализируются. Как правило, при  этом увеличивается объем задач  и, как следствие, сроки и стоимость  проекта.

 

Например, в крупной компании осуществляется проект внедрения информационной системы. Когда система была выбрана  и одобрена, а проект внедрения  прошел несколько фаз, согласно утвержденному  техническому заданию, руководство  предприятия решило пересмотреть ТЗ. В результате проект сильно изменился, расширился, а уже внедряемая система  оказалась не соответствующей новым  требованиям. Сторонам в этом случае не удалось договориться о новом  объеме работ, что привело к разрыву  отношений и финансовым потерям  обеих сторон.

Для того чтобы избежать вероятных конфликтов между заказчиком и исполнителем составляется подробное  техническое задание на автоматизацию. В нем определяются терминология проекта, его цели, требования и исходные данные, необходимые для разработки (настройки) системы, а также последовательность этапов проекта внедрения и критерии, по которым компания-заказчик оценивает  качество проделанной работы. Этот документ утверждается обеими сторонами  и является приложением к договору на внедрение системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскизный проект

 

Эскизный проект предусматривает  разработку предварительных проектных  решений по системе и ее частям.

 Выполнение стадии  эскизного проектирования не  является строго обязательной. Если  основные проектные решения определены  ранее или достаточно очевидны  для конкретной ИС и объекта  автоматизации, то эта стадия  может быть исключена из общей  последовательности работ.

 Содержание эскизного  проекта задается в ТЗ на  систему. Как правило, на этапе  эскизного проектирования определяются:

 · функции ИС;

 · функции подсистем,  их цели и ожидаемый эффект  от внедрения;

 · состав комплексов  задач и отдельных задач;

 · концепция информационной  базы и ее укрупненная структура;

 · функции системы  управления базой данных;

 · состав вычислительной  системы и других технических  средств;

 · функции и параметры  основных программных средств.

 По результатам проделанной  работы оформляется, согласовывается  и утверждается документация  в объеме, необходимом для описания  полной совокупности принятых  проектных решений и достаточном  для дальнейшего выполнения работ  по созданию системы.

 На основе технического  задания (и эскизного проекта)  разрабатывается технический проект  ИС. Технический проект системы  - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные  решения, алгоритмы решения задач,  а также оценку экономической  эффективности автоматизированной  системы управления и перечень  мероприятий по подготовке объекта  к внедрению.

 

 На этом этапе осуществляется  комплекс научно-исследовательских  и экспериментальных работ для  выбора основных проектных решений  и расчет экономической эффективности  системы.

Состав и содержание технического проекта приведены в таблице 3.2.

 Таблица 3.2.

Содержание технического проекта

№ п\п

Раздел

Содержание

1

 

Пояснительная записка

основания для разработки системы

· перечень организаций разработчиков

· краткая характеристика объекта с указанием основных технико-экономических показателей  его функционирования и связей с  другими объектами

· краткие сведения об основных проектных решениях по функциональной и обеспечивающим частям системы

2

Функциональная и организационная  структура системы

обоснование выделяемых подсистем, их перечень и назначение

· перечень задач, решаемых в каждой подсистеме, с краткой  характеристикой их содержания

 

· схема информационных связей между подсистемами и между задачами в рамках каждой подсистемы

3

 

Постановка задач и  алгоритмы решения

алгоритмы решения

· организационно-экономическая  сущность задачи (наименование, цель решения, краткое содержание, метод, периодичность  и время решения задачи, способы  сбора и передачи данных, связь  задачи с другими задачами, характер использования результатов решения, в которых они используются)

· экономико-математическая модель задачи (структурная и развернутая  форма представления)

· входная оперативная  информация ( характеристика показателей, диапазон изменения, формы представления)

· нормативно-справочная информация ( НСИ) (содержание и формы представления)

· информация, хранимая для  связи с другими задачами

· информация, накапливаемая  для последующих решений данной задачи

· информация по внесению изменений  ( система внесения изменений и перечень информации, подвергающейся изменениям)

· алгоритм решения задачи ( последовательность этапов расчета, схема, расчетные формулы)

· контрольный пример (набор  заполненных данными форм входных  документов, условные документы с  накапливаемой и хранимой информацией, формы выходных документов, заполненные  по результатам решения экономико-технической  задачи и в соответствии с разработанным  алгоритмом расчета)

4

 

Организация информационной базы

источники поступления информации и способы ее передачи

· совокупность показателей, используемых в системе

· состав документов, сроки  и периодичность их поступления

· основные проектные решения  по организации фонда НСИ

· состав НСИ, включая перечень реквизитов, их определение, диапазон изменения и перечень документов НСИ

· перечень массивов НСИ, их объем, порядок и частота корректировки  информации

· структура фонда НСИ  с описанием связи между его  элементами; требования к технологии создания и ведения фонда

· методы хранения, поиска, внесения изменений и контроля

· определение объемов  и потоков информации НСИ

· контрольный пример по внесению изменений в НСИ

· предложения по унификации документации

5

 

Альбом форм документов

 

6

 

Система математического  обеспечения

обоснование структуры математического  обеспечения

· обоснование выбора системы  программирования

· перечень стандартных программ

7

 

Принцип построения комплекса технических средств

· описание и обоснование  схемы технологического процесса обработки  данных

· обоснование и выбор  структуры комплекса технических средств и его функциональных групп

· обоснование требований к разработке нестандартного оборудования

· комплекс мероприятий по обеспечению надежности функционирования технических средств

8

 

Расчет экономической  эффективности системы

сводная смета затрат, связанных  с эксплуатацией систем

· расчет годовой экономической  эффективности, источниками которой  являются оптимизация производственной структуры хозяйства (объединения), снижение себестоимости продукции  за счет рационального использования  производственных ресурсов и уменьшения потерь, улучшения принимаемых управленческих решений

9

 

Мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы

· перечень организационных  мероприятий по совершенствованию  бизнес-процессов

· перечень работ по внедрению  системы, которые необходимо выполнить  на стадии рабочего проектирования, с  указанием сроков и ответственных  лиц

10

 

Ведомость документов

 

 

В завершение стадии технического проектирования производится разработка документации на поставку серийно выпускаемых  изделий для комплектования ИС, а также определяются технические требования и составляются ТЗ на разработку изделий, не изготовляемых серийно.

 На стадии "рабочая  документация" осуществляется создание  программного продукта и разработка  всей сопровождающей документации. Документация должна содержать  все необходимые и достаточные  сведения для обеспечения выполнения  работ по вводу ИС в действие  и ее эксплуатации, а также  для поддержания уровня эксплуатационных  характеристик (качества) системы.  Разработанная документация должна  быть соответствующим образом  оформлена, согласована и утверждена.

 Для ИС, которые являются  разновидностью автоматизированных  систем, устанавливают следующие  основные виды испытаний: предварительные,  опытная эксплуатация и приемочные. При необходимости допускается  дополнительно проведение других  видов испытаний системы и  ее частей.

 В зависимости от  взаимосвязей частей ИС и объекта  автоматизации испытания могут  быть автономные или комплексные.  Автономные испытания охватывают  части системы. Их проводят  по мере готовности частей  системы к сдаче в опытную  эксплуатацию. Комплексные испытания  проводят для групп взаимосвязанных  частей или для системы в  целом.

 Для планирования проведения  всех видов испытаний разрабатывается  документ "Программа и методика  испытаний". Разработчик документа  устанавливается в договоре или ТЗ. В качестве приложения в документ могут включаться тесты или контрольные примеры.

Предварительные испытания  проводят для определения работоспособности  системы и решения вопроса  о возможности ее приемки в  опытную эксплуатацию. Предварительные  испытания следует выполнять  после проведения разработчиком  отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств  системы и представления им соответствующих  документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала  ИС с эксплуатационной документацией.

Опытную эксплуатацию системы  проводят с целью определения  фактических значений количественных и качественных характеристик системы  и готовности персонала к работе в условиях ее функционирования, а  также определения фактической  эффективности и корректировки, при необходимости, документации.

Приемочные испытания  проводят для определения соответствия системы техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации и  решения вопроса о возможности  приемки системы в постоянную эксплуатацию.

ввод системы в действие:

1-й этап - подготовка к внедрению - установка и ввод в эксплуатацию технических средств, загрузка баз данных и опытная эксплуатация программ, обучение персонала;

2-й этап - проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию, обучение персонала;

3-й этап (завершающая стадия создания АИС и АИТ) - сдача в промышленную эксплуатацию; оформляется актами приема - сдачи работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопровождение информационной системы

 

Работы, обеспечивающие контроль и повышение качества, а также  развитие функциональных возможностей систем, составляют процесс сопровождения, включающий: - исправления ошибок - корректировка программ, выдающих неправильные результаты в условиях, ограниченных ТЗ и документацией; в процессе сопровождения требуют около 20 % затрат; - регламентированная документами адаптация к условиям конкретного использования, обусловленным характеристикам внешней среды или конфигурацией аппаратных средств, на которой предстоит функционировать программам, - около 20 % общих затрат; - модернизация - расширение функциональных возможностей или улучшение характеристик решения отдельных задач в соответствии с новым или дополненным ТЗ на АЭИС - до 60 % общих затрат.

Первый вид изменений  является непредсказуемым и его  трудно регламентировать. Остальные  виды корректировок носят упорядоченный  характер и проводятся в соответствии с заранее подготавливаемыми  планами и документами. Эти корректировки  в наибольшей степени изменяют компоненты системы и требуют наибольших затрат.

Со временем, иногда через  десятки лет, сопровождение системы  прекращается. Это может быть обусловлено  разработкой более совершенных  систем, прекращением использования  сопровождаемой системой или нерентабельным возрастанием затрат на сопровождение. Для того, чтобы со временем прийти к обоснованному решению о прекращении сопровождения, необходимо периодически оценивать эффективность эксплуатации и возможный ущерб от отмены сопровождения (в отдельных случаях решение о прекращении сопровождения принимается при противодействии со стороны отдельных пользователей).

Иерархия подготовки и внесения изменений в систему. Некорректные изменения эксплуатируемых систем могут вызвать значительный ущерб; поэтому необходимо их селектировать и тщательно проверять. На завершающих стадиях комплексной отладки в процессе эксплуатации и сопровождения сложных АЭИС применяются методы конфигурационного управления., которое необходимо и особенно эффективно при сопровождении широко тиражируемых сложных АЭИС, используемых одновременно в нескольких версиях.

Ошибки и предположения  изменений первоначально селектируются специалистами по компонентам АЭИС и анализируются советом конфигурационного управления по их влиянию на качество функционирования программ системы и затратам на осуществление изменений. Каждое _предлагаемое изменение системы . оценивается по следующим критериям: насколько данное изменение может улучшить эксплуатационные характеристики АЭИС в целом; каковы затраты на выполнение корректировок в новой версии и их распространение пользователям; возможно ли и насколько сильно влияние изменения на функциональные характеристики остальных компонент данной АЭИС; какова срочность извещения пользователей о разработанной корректировке и целесообразно ли ее распространять до подготовки очередной версии; для какого числа пользователей может быть полезным данное изменение; как данное изменение отразится на эксплуатации пользователями предыдущих версий; насколько подготовка данного изменения может отразиться на сроках создания очередной версии.

В результате анализа часть  предлагаемых изменений отвергается, а для тех, которые отобраны для  реализации, разрабатываются корректировки. Особое значение приобретает тестирование подготовленных изменений и испытания  выпускаемых версий. Основное тестирование сосредоточивается на проверке корректности каждой выполненной корректировки  программ и на качестве функционирования испытываемой эталонной версии АЭИС. Проверка функционирования копий ограничивается некоторым набором типовых контрольных  задач.

В процессе эксплуатации текущей  версии АЭИС у пользователя выявляются некоторые претензии к функционированию, которые пользователем обычно квалифицируются  как ошибки эталонной или собственной  версии. Ряд таких аномалий обусловлен недостаточной квалификацией пользователя. Для установления достоверности  сообщений о выявленных ошибках  производится регистрация условий, при которых проявляются аномалии, и предварительное тестирование версии программ для селекции не подтверждающихся ошибок. Часть претензий оказывается не связанной с корректностью систем и возникает вследствие недостаточной квалификацией пользователя, из-за недостатков документации на АЭИС, или вследствие сбоев в аппаратуре.

От пользователя могут  поступать предложения по внесению изменений в текущую версию для  улучшения эксплуатационных характеристик  и расширения функциональных возможностей АЭИС. Такие же предложения могут  поступать от разработчиков системы. На базе предложений создается документ - исходные данные для планирования доработок и тестирования системы  в процессе сопровождения.

Информация о работе Требования к внедряемой информационной системе