Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание

Необходимость оказания услуг в области коммерциализации технологий, в частности, оказания услуг центрами коммерциализации, вызвана тем, что в Российской Федерации имеется большее количество законченных или близких к окончанию технологических разработок с сильным инновационным элементом. При этом большая часть этих разработок, имеющих широкие перспективы коммерциализации и высокий потенциал создания бизнеса, даже не оформлена в виде инновационного проекта.

Содержание

Содержание 2
Введение 2
1 Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: ее сущность и особенности 3
1.1 Методы продвижения проектов коммерциализации технологий 9
1.2 Модели процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности 12
2 Трансфер результатов научно-технической деятельности 13
2.1 Трансфер результатов научно-технической деятельности как регулятор диффузных процессов 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

инновации.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

      При продвижении проектов коммерциализации технологий можно задействовать  web-сайт как инструмент продвижения технологии в Интернет. Общая схема построения процесса продвижения технологии на основе web-сайта включает четыре основных этапа:

      -определение целей и стратегий их достижения, проведение маркетинговых исследований, разработка плана необходимых мероприятий;

      -реализация сайта. На этом этапе должны быть решены вопросы выбора места размещения сайта, провайдера услуг Интернет, разработан дизайн сайта и его структура, произведено первоначальное информационное наполнение, и после проведения предварительного тестирования web-сайт может быть размещен в среде Интернет;

      -привлечение посетителей – текущих и потенциальных покупателей продвигаемого товара или услуги;

      -оценка полученных результатов и их соответствия поставленным целям.

      Технологическое брокерское событие – это серия  предварительно организованных в одном  месте встреч между теми компаниями, которые предлагают новые технологии, и теми компаниями, которые ведут поиск новых технологий. Такие встречи бывают двухсторонними, когда участниками являются инновационные компании и их потенциальные партнеры, или трехсторонними, когда во встречах дополнительно участвуют сотрудники центров коммерциализации, которых в этом случае называют технологическими брокерами (технологический брокер – это организация, оказывающая услуги в области трансфера технологии, например, центр трансфера технологии, центр коммерциализации, инновационный центр и др.). Использование такого инструмента продвижения технологий позволяет центрам коммерциализации:

      Продвижение проектов коммерциализации технологий через сети трансфера технологий. В настоящее время в России и за рубежом активно работает ряд сетей трансфера технологий, как национальных, так и международных, объединяющих центры коммерциализации, венчурных инвесторов, бизнес – ангелов и консультантов. Ниже приводятся электронные адреса некоторых информационных источников об инновационных проектах и инвесторах:

      -Российская сеть трансфера технологий – www.rttn.ru;

      -Франкороссийская инновационная сеть – www.rfrnet.org;

      -Британороссийская технологическая сеть – www.brin.co.uk;

      -Европейская Сеть Инновационных Релей – Центров http://irc.cordis.lu;

      -Сеть частного капитала www.nvst.com;

      -Система поиска партнеров для реализации инновационных проектов – www.gate2growth.com;

      -Компания Yet2.com, подбирающая партнеров для реализации проектов коммерциализации технологий – www.Yet2.com.

      Выставки  и ярмарки инвестиционных и инновационных  проектов являются активным механизмом продвижения проектов трансфера технологий и инициации инновационных проектов. Выставки и ярмарки обеспечивают приток отечественного капитала в российский технологический сектор, венчурных средств в инновационные компании на ранних стадиях трансфера технологий и российских и иностранных инвестиций в наиболее перспективные технологические отрасли. В результате участия в ярмарках разработчики и инновационные компании получают возможность установить контакты с потенциальными инвесторами, приобрести опыт общения с потенциальными инвесторами и провести презентации компании. Инновационные компании получают возможность взглянуть на свой бизнес «со стороны» и переосмыслить стратегию его развития. При подготовке к ярмарке и в ее ходе часто происходит переоценка стоимости инновационной компаниии ее проекта. Наиболее крупной российской ярмаркой инновационных проектов является Российская Венчурная Ярмарка, организуемая ежегодно Российской Ассоциацией Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ)[4,c.10-35].

      1.2 Модели процесса коммерциализации результатов научно-технической деятельности

 

      Еще в конце XX в. вполне нормальной считалась так называемая линейная модель коммерциализации «НИР — НИОКР — производство». Цепочка превращения знания. В данной цепочке отсутствует рынок. То есть, по нынешним понятиям, это не рыночно ориентированная последовательность. Более того, в этой цепочке нет никакой обратной связи: проводим НИОКР на основе результатов НИР, а в производство запускаем то, что сконструировали на этапе НИОКР. Сегодня предпочтительнее ориентироваться на так называемую рыночную модель коммерциализации, то есть ту, где присутствует рынок.

      Рисунок 1.2 - Рыночная модель коммерциализации[1,c.53]

      На  рис. 1.2 представлена рыночная модель коммерциализации. Видно, что в данном представлении появился основной элемент - рынок. Все компоненты взаимодействуют между собой, а наличие обратных связей позволяет учесть рыночные настроения на самом раннем этапе работы над новой технологией. Важно отметить такой момент, что цикл исследований и разработок в различных отраслях промышленности существенно различается. Например, в сфере информационных технологий период разработки нового продукта может составлять от нескольких лет до нескольких дней или даже часов, в то время как, например, в фармакологии от идеи до нового лекарственного средства проходят десятилетия. Поэтому следует ориентироваться на масштаб времени в каждой отрасли и делать соответствующие поправки. То есть в ряде случаев следует ориентироваться не на сегодняшний рынок, а на представление о рынке, каким он станет через некоторое время[1,c.52-53]. 
 
 
 

      2 Трансфер результатов научно-технической  деятельности

 

      Трансфер  технологий (technology transfer) буквально переводиться как «передача технологий в направлении приложения знаний». Поскольку технология в данном контексте является по существу информацией, трансфер представляет собой распространение технологий с помощью информационных каналов различного типа: от лица к лицу, от группы к группе, от организации к организации.

      Трансфер  технологий подразделяется на коммерческий и некоммерческий.

      Коммерциализация технологий (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

      Объектами коммерческого трансфера технологий являются:

      -объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;

      -ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров;

      -технические и технологические знания и информация.

      В свою очередь, диффузия научно-технических  знаний и информации, в отличие  от коммерциализации технологий, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации.

      Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:

      -научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.;

      -международные конференции, симпозиумы, выставки;

      -обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами[6].

      Трансфер  технологий не преследует цель эффективности  реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Возможна ситуация, когда разработка реализуется (коммерциализируется) самими разработчиками, но чаще разработка осуществляется коллективом исследователей, инженеров и изобретателей, а коммерциализируется на других предприятиях. Тогда, помимо уровня разработки, который определяет интерес принимающей стороны, технология должна обладать необходимой готовностью к трансферу - иметь необходимую техническую документацию, правовую защищенность, демонстрировать прототип.

      Трансфер технологий, в последнее время, является целью менеджеров научно-исследовательских организаций и включает ряд организационных, информационных и поведенческих решений, направленных на продвижение технологии от исследовательской лаборатории до рынка экономически эффективным образам и вовремя. В условиях вовлеченности российских разработчиков в мировой рынок технологий, должен происходить двусторонний поток технологий при посредстве эффективно работающих структур по трансферу. В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов, потоки трансфера технологий следует рассматривать или при передаче их за границу, или, в перспективе, как средство реализации российских инновационных проектов. Тем не менее, в современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества является, и являлся, начиная с Японии и заканчивая Китаем, базовой основой подъема и быстрого роста их экономик.

      Актуальность  задач по трансферу технологий, как относительно нового явления, заключается в том, что государственные лаборатории, научно-исследовательские институты, университеты озадачены прикладным технологическим использованием своих исследовании. Поскольку, часто неявно, эффективность их работы (особенно это практикуется в США) оценивается с точки зрения эффективного использования технологий на мировом рынке.

      Схематически  трансфер можно представить в  виде рисунка 2.1.

      

      Рисунок 2.1 - Формы передачи технологий до стадии промышленного использования[9]. 

      Первый  и второй типы оказывают влияние  на достижение краткосрочного выигрыша и увеличения доли данного производителя  на рынке, а третий тип, преумножая исследовательские  ресурсы, имеет долгосрочное влияние  на конкурентоспособность.

      Американская  модель передачи технологий со spin-off фирмами (самостоятельные, отделившиеся от материнских организации) или отпочковавшимися фирмами, является первым, но довольно успешным опытом по стимулированию инновационной активности. Роль феномена трансферта технологий заключалась, в частности, в его вкладе в образование двух первых технополисов - всем хорошо известной Калифорнийской Силиконовой Долине и Массачусетском районе 128-й дороги.

      Успешный  трансфер технологий (ТТ) вплоть до стадии коммерциализации продукта предполагает постоянный многоуровневый обмен информацией. Использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий упрощает и делает возможным процесс обмена и восприятия далеко не всегда оформленных и сформулированных идей. Этот процесс обмена довольно хаотичен и часто следствием бывают неожиданные последующие открытия. Например, пользователи технологий обнаруживают сферу применения результатов НИОКР в тех областях, для которых они не предназначались. Интересной особенностью трансферта технологий является то, что в процессе изложения полученных результатов исследователи часто делают неожиданные последующие результаты. В частности, пользователи технологий часто обнаруживают сферу применения результатов НИОКР в тех областях, для которых они не предназначались.

      Выделяют следующие механизмы осуществления трансфера технологий:

      -обмен информацией на конференциях, индивидуальных встречах, выставках, посещении компаний, по интернету. Часто это первоначальное знакомство служит залогом будущего тесного сотрудничества в случае совпадения интересов;

      -обмен персоналом - обе организации выигрывают, учась, друг у друга. Эта форма служит начальным этапом образования стратегических альянсов.

      -обеспечение услуг по технической поддержке - прямой выход на клиентов, которым можно было бы продать технологию;

      -предоставление собственного часто уникального оборудования, мощностей в лизинг, а также передача опыта по работе с техникой;

Информация о работе Трансферт и коммерциализация результатов научно-технологической деятельности