Технологическое обеспечение автоматизированных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание

Автоматизированная банковская система (базовый комплекс) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы реализуют:
расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
обслуживание счетов банков-корреспондентов;
кредитные, депозитные, валютные операции;
любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;
фондовые операции;
расчеты с помощью пластиковых карт;
бухгалтерские функции;
анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др.

Работа состоит из  1 файл

Семестровое задание 7.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

    Введение

 

    Расширение  потребительских (функциональных) свойств  АБС связано с отечественными особенностями развития банковского дела. Если возрастающие запросы банков на те или иные виды услуг носят массовый характер, то на рынке АБС появляются новые банковские приложения, новые классы банковских технологий.

    Автоматизированная  банковская система (базовый комплекс) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Основные функциональные модули системы реализуют:

  • расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
  • обслуживание счетов банков-корреспондентов;
  • кредитные, депозитные, валютные операции;
  • любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;
  • фондовые операции;
  • расчеты с помощью пластиковых карт;
  • бухгалтерские функции;
  • анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др.

    АБС последнего (четвертого) поколения основаны на сетевой технологии в архитектуре «клиент-сервер», опираются на единые принципы построения и функционирования. Слабой стороной многих отечественных систем является недостаточная поддержка специфики банковского дела и его моделирования, недостаточное отражение предметной области. В последнее время стало уделяться больше внимания вопросам финансового анализа и целям управления бизнесом. Отсутствуют пока системы, позволяющие контролировать финансовые риски, управлять ресурсами, анализировать прибыльность операций, например, доходность банковской услуги (продукта), доходность клиента, доходность подразделения. Развитие банковского бизнеса приводит к необходимости использовать подобные инструменты в повседневной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ (АБС)

 

    Трудно  представить себе более благодатную  почву для внедрения новых  компьютерных технологий, чем банковская деятельность. Практически все задачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения.

    Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 90-х гг., когда создавались коммерческие банки. На рынке программных средств появляется ряд фирм-разработчиков. Ведущими являются следующие фирмы: «Инверсия», «Диасофт», «Асофт», «Програмбанк», «R-Style», «МИМ», «ФОРС», «ЛИМ», «Унити-БАРС», «БелПСБ», «Мебиус», «RelBank» и др. Развитие процесса автоматизации привело к предложению разнообразных банковских систем, что обусловлено не столько множеством фирм-разра-ботчиков, но и различием самих банков по выполняемым функциям, структуре, размерам и технологии банковского дела.

    Банковские  технологии как инструмент поддержки  и развития банковского бизнеса создаются на базе ряда следующих основополагающих принципов:

    - комплексный подход в охвате  широкого спектра банковских  функций с их полной интеграцией;

    - модульный принцип построения, позволяющий  легко конфигурировать системы  под конкретный заказ с последующим  наращиванием;

    - открытость технологий, способных  взаимодействовать с различными  внешними системами (системы телекоммуникаций, финансового анализа и др.), обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства;

    - гибкость настройки модулей банковской  системы и адаптация их к  потребностям и условиям конкретного  банка;

    - масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т. д.);

    - многопользовательский доступ к  данным в реальном времени  и реализация функций в едином информационном пространстве;

    - моделирование банка и его  бизнес-процессов, возможность алгоритмических  настроек бизнес-процессов;

    - непрерывное развитие и совершенствование  системы на основе реинжиниринга  бизнес-процессов. 

    АБС в своем развитии ориентируются на следующие факторы:

    - работа не со счетом, а с  клиентом в режиме «on-line» при использовании централизованной базы данных;

    - работа с клиентом по электронной  почте;

    - обработка платежей в реальном  времени;

    - обеспечение стратегических оценок в конкретных ситуациях;

    - автоматическое принятие тактических  решений (курсы валют, ставки, маржа и т. д.) на основе выбранной  оптимальной стратегии.

    Создание  или выбор АБС связаны с  планированием инфраструктуры информационной технологии банка.

    Под инфраструктурой АБС понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий. В инфраструктуре выделяются обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим подсистемам относят информационное обеспечение, тех-ническое оснащение, системы связи и коммуникаций, программные средства, системы безопасности, защиты, надежности и др. Функциональные подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес-про-цессы и любые комплексы задач, отражающие содержательную или предметную направленность банковской деятельности.

    Один  из концептуальных подходов к созданию АБС предусматривает разделение функциональных возможностей системы на три уровня.

    Верхний уровень (front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, Центральным банком, информационными и торговыми агентствами и т. д.

    Средний уровень (back-office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т. д.).

    Нижний  уровень (accounting) — это базовые функции бухгалтерского учета или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета.

    Разделение  банка на front-office и back-office основывается не столько на функциональной специфике  обработки банковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой — активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере. 
 
 
 

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ВИДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ

 

    Таким образом, подсистемы обеспечивающие технологию функционирования автоматизированных банковских систем (АБС) следующие:

    Важнейшей составляющей обеспечивающих подсистем  является информационное обеспечение.

    Информационное  обеспечение АБС представляет собой информационную модель предприятия. Различают внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение:

    внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования  элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;

    внутримашинное  – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных  по содержанию, по назначению и специальным  образом организованных массивов (файлов), баз данных и их информационных связей.

    Значительную  роль при этом играют классификация  и кодирование, позволяющие обеспечить сжатие призначной части показателей  сократить объем и время на поиск необходимой информации, облегчить  обработку информации.

    Классификаторы  бывают общегосударственные, отраслевые и локальные.

    Общегосударственные классификаторы разрабатываются для  повсеместного и одинакового  обозначения объектов в рамках единой системы классификации и кодификации:

    ОКПО  – общегосударственный классификатор  предприятий и организаций;

    ОКП – общегосударственный классификатор  промышленной и сельскохозяйственной продукции;

    ОКУД  – общегосударственный классификатор  управленческой документации и др.

    Отраслевые  классификаторы создаются и действуют  в рамках отраслей. Локальные классификаторы содержат коды, действующие в рамках отдельного банка, предприятия. Примерами могут служить классификаторы банковских счетов.

    Компактным  обозначением элементов данных, их различных совокупностей (реквизитов, показателей, записей, файлов) являются идентификаторы.

    Использование кодов и идентификаторов позволяет  значительно снизить трудоемкость поиска, хранения, передачи, обработки  информации, повышает эффективность  автоматизации, экономит дорогостоящие  ресурсы памяти и технических  средств и повышает степень безопасности и защиты данных.

    Значительную  долю внемашинного информационного  обеспечения составляет документация. При разработке внемашинного ИО к  документам предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения.

    Единство  требований создает унифицированную систему документации. К таким документам в банке относятся платежные поручения, чеки, приходные и расходные кассовые ордера, банковские выписки и т.д.

    Принято различать первичные документы (входные) и отчетные (выходные). Данными управляет система управления базой данных (СУБД).

    СУБД  предоставляет интерфейс для  работы с БД пользователям.

    Современные системы имеют состав аппаратных средств, в который входят:

    - средства вычислительной техники;

    - оборудование локальных вычислительных сетей;

    - средства телекоммуникаций и  связи.

    Программное обеспечение информационных технологий неоднородно, часть программных  средств относится к базовому программному обеспечению, без которого невозможна работа технических средств, другая часть – к прикладному программному обеспечению.

    Математическое  обеспечение – это совокупность математических методов, моделей и  алгоритмов обработки информации. Оно  включает средства моделирования процессов  управления, методы и средства решения  типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений.

    Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка. С помощью  лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Оно включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АБС, языки управления и манипулирования данными информационной базы АБС, языковые средства информационно-поисковых систем, языковые средства автоматизации проектирования, диалоговые языки специального назначения, систему терминов и определений.

    Правовое  обеспечение представляет собой  совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении  автоматизированных информационных систем. Оно включает нормативные акты, правовые положения о компетенции звеньев АБС, права персонала, правила по процедурам регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки информации, порядок приобретения и использования вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения. 
 
 
 

Информация о работе Технологическое обеспечение автоматизированных систем