Социальные инновации в устойчивом развитии АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:36, статья

Описание

Сегодня сложно найти слово, которое употреблялось бы чаще, чем понятие «инновации». Инновационные технологии в экономике, инновационная политика, инновационный бизнес, инновационные наука и образование. Речь может идти о практически любой сфере жизни общества, но наиболее часто это звучит в экономическом и политическом контексте. Совершенно очевидно, что как в мире, так и в России имеют место серьезные причины такого повышенного внимания к инновациям. К ним можно отнести: глобализацию, рост конкурентной среды, почти сверхзвуковую скорость научно-технических разработок и информационных технологий.

Работа состоит из  1 файл

Социальные инновации в устойчивом развитии АПК 3 редакция.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

    Модель, которую выбрали  мы, ближе ко второму  типу корпоративного университета. Вместе с тем, речь идет не о создании структуры  в структуре или  подмене одного университета другим. «КАУ РТ», скорее рассматривается как образовательная программа, организованная и реализуемая на иных принципах, нежели традиционное университетское образование. Сохраняя фундаментальность, главным направлением подготовки  и переподготовки кадров становится максимально прикладной и опережающий характер профессионального образования.

      Например, республиканское Агентство по поддержке и развитию предпринимательства планирует провести социологические исследования с целью выявления потребностей в предпринимателей  всех районов РТ, в первую очередь в сельской местности. По результатам опроса будет сформирован заказ подготовки в Вузах республики на конкурсной основе. Грех не воспользоваться! 

Эндаумент

Если  говорить кратко, эндаумент - фонды (от английского endowment - пожертвование) – это целевые фонды , взносы в которые вычитаются из налоговой базы (обычно речь идет о налоге на прибыль). При этом основные средства таких фондов не тратятся, а инвестируются, а прибыль идет на конкретные благотворительные, социальные, образовательные или научные проекты. За рубежом существуют много благотворительных фондов университетов, музеев и клиник. При этом эндаумент обладает максимальными налоговыми преференциями. Управление ими осуществляется профессиональными управляющими компаниями и абсолютно прозрачно и подотчетно избираемым попечительским советам. Размер фондов может быть очень большим. Во многих западных университетах он составляет по 400-500 млн. долларов, в Гарварде - порядка 1,5млрд. В России создание фондов целевого капитала также связано, в первую очередь, с образовательными проектами. Причем с инициативой их формирования в данной сфере выступили сами бизнесмены. Это говорит о том, что идея действительно может стать результативной - по крайней мере, в части, затрагивающей развитие ВУЗов, и, возможно, некоторых научных программ. В других сферах они, вероятно, также появятся, однако будут менее распространены."Говорить о том, что тысячи организаций и доноров займутся созданием ресурсных капиталов сразу по появлении закона, мне кажется, несколько преждевременным. В сегодняшних условиях целевой капитал - это довольно сложная для администрирования и достаточно дорогая вещь. Чтобы обеспечить достаточный уровень финансирования больницы или университета, необходим размер капитала в несколько десятков миллионов, а многим из них собрать и минимальные три, предусмотренные законопроектом, окажется сразу непросто. С другой стороны, донорская организация, которой в год выделяет значительно больше средств, чем те же 3 миллиона, вынуждена будет для обеспечения предоставления тех же 3 миллионов своим благополучателям, сразу извлечь из оборота значительно большую сумму, что также будет не всем под силу. Скорее всего, поэтому целевые капиталы появятся в первое время у очень небольшой пилотной группы организаций, что действительно позволит отработать созданную модель. Ключевым вопросом станет профессионализм, как у тех, кто создает эти капиталы, так и тех, кто станет их благополучателями. "На мой взгляд, в этом одна из главных проблем, но и главных целей данного законопроекта. Появление такого инструмента, как целевой капитал, неизбежно приведет к развитию профессионализма в благотворительном секторе. Невозможно управлять значительными средствами, если вы не понимаете, как устроено это управление, если вы не планируете свою деятельность на значительный период, если вы не проводите оценку и аудит своих действий",

     В конце 2006 года был принят Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. В настоящее время МЭРТ РФ представил правительству поправки в Налоговый кодекс, радикально снижающие налоговое бремя в сфере благотворительности. НКО, получающие социальные гранты и пожертвования, предлагается освободить от уплаты налога на прибыль, а для доноров снизить базу подоходного налога при выделении средств не только бюджетным учреждениям, но и частным благотворительным организациям. НКО, распространяющие благотворительные средства, в свою очередь, предлагается освободить от уплаты налога на добавленную стоимость – с тем условием, что расходы НКО пойдут на уставную (социально полезную деятельность) Кроме того, НКО должны получить льготы на прибыль: она будет распространяться на целевые спонсорские взносы – техническую помощь, гранты и пожертвования. Льготы распространяются только на частных жертвователей.

     Пример. И вот первая ласточка: в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) учрежден Фонд развития МГИМО. Главная цель состоит в формировании целевого капитала, доходы от которого направляются на развитие образовательных программ и материально-технической базы университета. Учредителями фонда выступили Ассоциация выпускников МГИМО и два выпускника - ректор МГИМО Анатолий Торкунов и президент компании “Интеррос” Владимир Потанин. Патронирует этот проект министр иностранных дел России председатель Попечительского совета МГИМО Сергей Лавров.

 

Социальное  партнерство:

    За  последние годы отношения  бизнеса и власти существенно изменились. Если раньше они строились по принципу "мы - власть, а вы, бизнес, дайте нам денег", то теперь отношения строятся на принципах партнерства. Многие считают, что крупные корпорации платят налоги в бюджеты, и этого вполне достаточно. Серьезная компания не должна ограничиваться только обязательной и полной уплатой налогов, "белой" зарплатой, с которой также уплачены все начисления. Почему? Потому что любая крупная компания в нашей стране вышла из советского прошлого. И в этом прошлом у нее были огромные фонды и огромная армия работников. Теперь, когда компании вынуждены реструктурировать свои производства, оптимизировать издержки, они по-прежнему несут ответственность за социальные последствия этих преобразований

Пример. "СУАЛ-Холдинг" - крупнейшая российская корпорация (в составе компании активы как в Европейской части России, так и на территории Сибири и Урала) - сверхвыгодно использует особенности территориального взаимодействия и для собственного развития, и для оживления и развития экономики нашей страны и отдельных ее регионов. Был создан Координационный совета по социальному партнерству, объединяя руководителей предприятий и мэров городов, где работают предприятия "СУАЛ-Холдинг". Его основные задачи: разработка грамотных программ социально-экономического развития территорий, создание систему развития малого и среднего предпринимательства, содействие созданию центров микрокредитования, центров оказания различных услуг начинающим предпринимателям, создание системы воплощения в жизнь проектов самих граждан. Созданы Фонды местных сообществ - это уникальная структура, которая дает возможность реализовать несколько подходов. К примеру, в Каменске работает не только компания СУАЛ, там трудятся также "РЕНОВА", Трубная компания, другие предприятия. Создается структура: это общий инструмент для всех. Но если какая-то компания не захочет, чтобы вложенные деньги смешивались с деньгами другой компании, для этого существует форма именных программ. 

    Социальное  предпринимательство

    «Это  — социальные новации, предлагающие новые модели там, где старые не работают».

  В конце марта 2006 года в Великобритании, в Оксфорде, состоялось событие, которое  смело можно назвать  «Давос социальных инноваций». Это — Всемирный форум Сколла по социальному предпринимательству-2007, на который прибыло около 700 участников из 40 стран мира. Он стал самым масштабным и репрезентативным мероприятием, посвященным социальным преобразованиям, обсуждению глобальных проблем человечества в новом тысячелетии, а также поиску путей решения этих проблем и изменения систем. На форум собрались представители нового поколения социальных новаторов, социальных трансформаторов, современных социальных инвесторов и филантропов — социальных предпринимателей.

  Джефри  Сколл является первым президентом компании eBay, внедрившей систему интернет-торговли и интернет-аукционов, которыми мы ныне успешно пользуемся. Сделав быструю карьеру в бизнесе и имея мощные финансовые ресурсы, предприниматель оставил компанию и основал фонд нового образца — Skoll Foundation, ставящий целью развитие и поддержку социального предпринимательства во всем мире. Базируясь именно в бизнес-школе, центр привлекает к новому направлению студентов, преподавателей и исследователей. Почему именно социальное предпринимательство?

  Сам Д.Сколл назвал социальное предпринимательство новым лицом филантропии: «Это — социальные новации, предлагающие новые модели там, где старые не работают». Форум не ставил перед собой целью дать определение новейшему направлению. Скорее — дать толчок к развитию, поддержать социальные инновации и социальных новаторов.

  И все-таки потребность в определении  есть. Отсутствие характеристик и  определений приведет к тому, что, пользуясь определенной популярностью  темы, многие социальные и благотворительные формации назовут себя социальными предприятиями. А это в свою очередь приведет к критике и неопределенности сферы как новой дисциплины, а со временем и к ее исчезновению. Поэтому, считая целесообразным обозначить социальное предпринимательство определенными маяками, предлагаем характеристику Стенфордского университета, одного из центров исследования СП. Социальное предпринимательство определяется как деятельность, состоящая из таких компонентов: 1) социальная проблема, которая в течение продолжительного времени существует в обществе из-за ограниченного доступа определенной целевой группы к финансовым и политическим ресурсам для ее решения; 2) разработка и внедрение механизма инновационного решения (путем прямого действия) проблемы, нарушающей стабильный, но несправедливый баланс; 3) создание нового, стойкого баланса, высвобождающего ресурсы для упомянутой целевой группы для поддержки новой системы, что предусматривает лучшее будущее не только для этих людей, но и для общества в целом. Социальное предпринимательство — это деятельность, имеющая три ориентира: социальный, рыночный и инновационный.

  Возможно, сложность этого определения  может упростить такое пояснение. Социальный предприниматель является главной фигурой. Он выделяет проблему, с которой часть населения смирилась и воспринимает как данность по тем или иным причинам. Сам разрабатывает и внедряет новый способ решения проблемы — в виде услуги или продукта. Социальный предприниматель создает условия для широкого внедрения нового решения, что в конце концов изменяет систему и несправедливое положение людей. Правда, исследователи соглашаются, что не следует идеализировать отдельные персоналии, ведь все они работают в командах и с партнерами.

  Следует отметить, что социальное предпринимательство  — это не социальные услуги и не социальный «активизм». В первом случае отсутствуют системные изменения. Создание школы нового формата для детей изменит положение только определенной группы детей, но, скажем, не повлияет на уровень образования в области или государстве. Во втором случае отсутствует прямое действие. Социальные активисты создают условия и способствуют проведению социальных преобразований, но не действуют напрямую. Они, скорее, влияют и побуждают к действию.

  Пример: Идеальный социальный предприниматель

  Учитывая  вышеизложенное, нобелевского лауреата премии мира 2006 года Мухамеда Юнуса  — почетного гостя  и докладчика форума можно смело назвать  социальным предпринимателем. Его имя стало  уже почти легендарным, а сумма первого  кредита в 27 долларов, которые он из собственного кармана отдал женщинам далекого поселка в Бангладеш более 20 лет тому назад, — символической в истории микрокредитования. Профессор Юнус считается отцом микрокредита, основателем Грамин Банка и настоящим социальным предпринимателем. На проблему, которая десятилетиями существовала в бедных регионах Азии, экономист посмотрел с другой стороны. Он заметил, что основу таких бедных поселений составляют женщины — ответственные, трудолюбивые, привязанные к земле. Именно женщины получили первые небольшие суммы на покупку орудий труда в форме кредита. По истечении срока его погашения — 99% возвращения средств. Впервые разорван круг бедности — женщины начали зарабатывать для себя и своих детей. Спустя некоторое время — три тысячи филиалов Грамин Банка в Индии, Шри-Ланке и Бангладеш, семь миллиардов долларов США — в виде микрокредитов. Совладелицы филиалов — сами члены общины, женщины, когда-то отважившиеся взять 27 долларов и превратить их в первый капитал. Идея получила поддержку и развитие в других странах. «Бедность не является нормой жизни. Бедность навязана людям» — таков главный лозунг нобелевского лауреата.

  Социальное  предпринимательство  — катализатор  изменений и преобразований в обществе. Поэтому слова «социальное предпринимательство» и «изменения» чаще всего можно было услышать на форуме.

  «Мы должны измениться. Каждый должен стать  генератором изменений. Мы должны заставить каждого изменяться», — это основные призывы другого человека-легенды и социального предпринимателя Уильяма Дрейтона, основателя глобальной сети поддержки социальных предпринимателей — Фонда Ashoka. Начиная с 80-х годов, Ashoka ищет, объединяет и инвестирует в социальных предпринимателей. Пока сеть включает свыше 1800 социальных инноваторов из 60 стран, которые служат неопровержимым доводом для формирования нового поколения лидеров, организаций, бизнеса и инвесторов, и таким образом формирования новых подходов к решению глобальных проблем — движения социального предпринимательства.

  Форум стал олицетворением миссии Фонда Сколла: собирать социальных предпринимателей и предоставлять им платформу для диалога, инвестировать в них и вместе с ними праздновать успехи. Так, частью программы была церемония награждения десяти победителей конкурса проектов по социальному предпринимательству Фонда Сколла на общую сумму около 10 млн. долл. США. Награждение стало настоящим праздником «бизнеса, осуществляющего социальные преобразования», — сказал участник форума, победитель прошлого конкурса, музыкант, правозащитник и основатель международной организации WITNESS (в переводе — «свидетель») в своей приветственной речи в честь победителей. Тысячам участников сети WITNESS — журналистам, правозащитникам и простым гражданам — в 70 странах выдают в пользование видеокамеры. Они как свидетели правонарушений в своих странах собирают видеоматериал. Все аккумулируется на медиапортале и используется в борьбе за права человека, в частности комиссией ООН, как доказательства. В этом году финансовую поддержку фонда получили организации из Колумбии, США, Канады, Индии, Пакистана. Каждый из проектов уже достиг определенных результатов в своих странах и предусматривает привлечение других стран с подобными проблемами. Целевыми группами проектов являются, прежде всего дети. Они более всего страдают от бедности и отсутствия или несовершенства системы образования и здравоохранения. Важное место в проектах занимают экологические проблемы и привлечение бизнеса к их решению. Другие инициативы — строительство доступного жилья, внедрение системы микрокредитования и повышения качества условий труда. Каждый проект охватывает и привлекает миллионы прямых бенефициариев, претендуя на инициативы глобального масштаба.

Информация о работе Социальные инновации в устойчивом развитии АПК