Проблемы внедрения технологических инноваций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день экономика Российской Федераций является отсталой, не развитой, сырьевой, основанной на добыче и экспорте полезных ископаемых, преимущественно в страны Европейского союза и Китай. После распада Советского Союза и перестройки, когда произошел огромный обвал объемов промышленного производства, обанкротилось и перепрофилировалось большое количество крупных промышленных и наукоемких предприятий, российская экономика утратила промышленный потенциал и возможность базировать экономику на стабильном, перспективном промышленном производстве и современных научных достижениях, вместо конъюктурной и экономически небезопасной сырьевой зависимости.

Содержание

Введение

Глава 1 Определение и значение технологических инноваций

1.1.Понятие и виды инноваций

1.2.Роль технологических инноваций в развитии России

Глава 2 Характеристика основных проблем

2.1. Административные проблемы

2.2. Проблемы инфраструктуры и культуры ведения бизнеса в РФ

2.3.Проблемы финансирования технологических нововведений

Заключение

Список использованной литературы и интернет ресурсов

Работа состоит из  1 файл

Problemy_vnedrenia_tehnologicheskih_innovatsy_v (1).doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     Немаловажным  аспектом экономики любой страны являются социокультурные особенности  ведения бизнеса, так называемая ментальность. В Российской Федерации  ментальность бизнеса является скорее проблемой, нежели чем плюсом в развитии и модернизации экономики. В основном это связанно с явлениями, происходившими в перестроечный период российской истории, а так же является следствием командно-административной, плановой, монопольной советской экономики со всеми ее особенностями. Во время приватизации, начавшейся в первой половине 90-ых годов, было приватизировано порядка 70% государственных предприятий. Все эти предприятия в шоковом порядке государство перевело в рыночную среду, оставило без государственного заказа, необходимого опыта и ясного представления о том, как выживать и развиваться самостоятельно в условия свободной конкуренции. В результате произошли массовые банкротства, огромное (более 50%) снижение производства, сильная убыточность предприятий. Понятно, что в таких условиях, не о каких инвестициях в инновации речи не шло. Более того, было упущено порядка 15 лет с начала перестройки, прежде чем предприятия снова стали вкладывать средства в технологические инновации. За это время произошел ощутимый износ основных средств, увеличилась отсталость технологических процессов. Все это создало дополнительные трудности для сегодняшней модернизации страны, так как отечественным предприятиям приходится догонять в технологическом плане своих зарубежных конкурентов, что опять же требует больших трудовых и денежных вложений и более квалифицированных специалистов.

     Низкая  квалификация рабочих, так же является дополнительным барьером для внедрения  производственных нововведений, так  как влечет за собой дополнительное время и затраты на постоянное переобучение и повышение квалификации.

     Еще одним следствием приватизации в  частности перестройки в целом, это консолидация огромных активов  в руках довольно узкого круга  лиц. В стране возник такой класс, как олигархия. В руках не многочисленного  круга олигархов сконцентрировалась значительная часть российских предприятий, причем абсолютно не связанных между собой процессом производства или выпускаемой продукцией. Собственники по довольно объективным причина не могли участвовать в управлении каждым предприятием, и не преследовали цели его развития. Чаще всего смыслом приватизации или покупки, того или иного предприятия являлся чисто спекулятивный интерес. Было необходимо нарастить капитализацию, увеличить стоимость акции и на пике продать. Сейчас такая практика так же довольно часто распространена в отечественной экономике, хоть и в меньших масштабах. Очевидно, что при таком практике, ни о каком долгосрочном развитии у вновь возникших собственников предприятий речи не идет. Собственники не делают значительных денежных вливаний, не разрабатывают планов долгосрочного развития. И вполне логично - они не занимаются внедрением каких-либо инноваций, в том числе и технологических. Тем самым, теряется перспектива модернизации и развития предприятия, теряется спрос на инновации, разноплановые разработки, научные достижения, что в свою очередь негативно сказывается на отрасли научно - исследовательских открытий и опытных разработок. В результате страдает целая цепочка инновационного процесса, что в свою очередь негативно сказывается на экономике. 

     2.3 Проблемы финансирования технологических нововведений 

     Неотъемлемым  элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления, а, в конечном счете, и успех любой инновационной деятельности, является финансирование. Любые инновационные разработки требуют значительных финансовых вложений, тогда как государственное финансирование из федерального бюджета, за счет федеральных и внебюджетных фондов доступно не каждой компании, требует соответствия инновационного проекта определенным государственным инновационным программам. Поэтому актуально развитие частного финансирования инновационной деятельности в России. Таким финансированием может быть внутрифирменное финансирование, финансирование за счет внешних инвесторов. Собственное внутрифирменное финансирование инноваций возможно при наличии в первую очередь инновационных структур в составе компании, инновационной стратегии, инновационных проектов.

     В целом различают две формы  финансирования инноваций - прямое и  косвенное. Ниже представлен их перечень, однако он применим именно к технологическим инновациям, список источников для инвестиционной деятельности в целом гораздо шире. К прямым источникам финансирования относятся:

  • бюджетные средства;
  • внебюджетные фонды;
  • собственные средства предприятий;
  • кредиты;
  • лизинг оборудования;
  • венчурные инвестиции;
  • инновационные иностранные кредиты;

     Сюда  можно отнести и другие источники (страховые фонды, целевые благотворительные  поступления и др.)

     К косвенным видам финансовой поддержки инноваций относятся:

     · налоговые льготы и скидки;

     · налоговые кредиты;

     · кредитные льготы;

     · таможенные льготы;

     · амортизационные льготы. [5]

     Как уже указывалось выше, финансирование за счет государственного бюджета доступно далеко не всем частным компаниям. Данное направление начало активно развиваться относительно недавно и немного затормозилось из-за финансово-экономического кризиса. Используется в виде субсидий или льготных кредитов под конкретный проект. Так же возможно использование данного вида финансирования в виде грантов, но такой вид, как правило, используется в отношении инновационного бизнеса в целом (открытие инновационных предприятий), а для проектов внедрения инновации в производство, практически не используется. В целом же, государственное финансирование за счет бюджета, используется в основном в отношении государственных компаний.

     На  сегодня финансирование промышленных инноваций за счет собственных средств предприятий, наряду с кредитными займами, являются самыми распространенными источниками финансирования инвестиционной деятельности и имеют ряд весомых проблем. Так, особенно в условиях прошедшего финансово-экономического кризиса, лишь очень немногие предприятия имеют возможность с умеренным риском вкладывать собственные средства в обновление производства и внедрения технологических инноваций. Ситуация в отечественной экономики такова, что многие предприятия, в случае наличия свободных средств, предпочитают формировать резервные фонды для минимизации рисков по дебиторской задолженности, поддержания ликвидности и так далее, и уже в последнюю очередь выделять средства на инвестиции в инновации.

     Кредитование  является одним из самых значимых и важных способов привлечения средств для финансирования инноваций. В течение 2009 года малый и средний бизнес России сумел привлечь в 20 крупнейших банках около 150 тысяч кредитов на общую сумму порядка 900 миллиардов рублей. Рынок очень болезненно отреагировал на экономический кризис — годом ранее Сбербанк России в одиночку предоставил предпринимателям кредиты на триллион рублей.10 Однако в сравнении с объемом кредитования США и Европы, объем российского кредита все еще очень мал. Обусловлено это в основном уровнем процентных ставок. На декабрь 2010 года ставки рефинансирования США, Европы и России составляли соответственно 0,25%, 1% и 7,75%.11

     Еще одной весомой проблемой российской экономики является высокий уровень инфляции. Именно наличием данного фактора обусловлены высокие ставки по кредитам. Так же инфляция создает дополнительные трудности при оценке эффективности вложений в инновации и создает дополнительные риски окупаемости вложений, на декабрь 2010 года уровень инфляции приблизительно составлял 8,4%.12

     Что касается налоговых, амортизационных  и кредитных льгот в России (которые, к слову, можно отнести также и к административным проблемам), то данное направление находится на стадии становления и постепенно начинает применяться. Так в Санкт-Петербурге законодательством закреплено, что ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет, уменьшается до 13,5 % при условии инвестирования в основные средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условии инвестирования от 150 до 300 млн. рублей, согласно статье 11, пункту 5.

     Ставка  налога на имущество организаций, сумма  которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования в основные средства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются сроком на три года согласно статье 11, пункту 6.

     С 01 января 2007 года крупным инвесторам предоставлены дополнительные налоговые льготы. В статье 11, пункте один говорится, что при инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основные средства, инвестор, реализующий проект в сфере «обрабатывающего производства», освобождается от налога на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% также на 5 лет.

     Кроме того, статья 11, пункт 3 устанавливает ставку налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, в размере 13,5% на весь период существования данной особой экономической зоны. [10] Подобные схемы предоставления льгот используются во всех регионах РФ, однако, в сложившихся экономических условиях их объем недостаточен для внедрения необходимого объема технологических инноваций, обновления производственной базы и качественной модернизации экономики. Данное направление требует большей проработки со стороны федерального центра и местных органов власти.

     Лизинг  является относительно новым для  российской экономики, но очень перспективным, исходя из мировой практики, инструментом финансирования инвестиционных проектов. Лизинговые операции активно используются в развитых странах и занимают существенную долю в процессе технологических нововведений, так как используются для непосредственной закупки нового (а значит, современного, технически оснащенного и более производительного) оборудования.

     Объем новых сделок на рынке лизинга в 1 полугодии 2010г. вырос в 2,8 раза по сравнению с 1 полугодием 2009г. Сумма вновь заключенных сделок по итогам 1 полугодия 2010 г. составила 255,5 млрд. руб. Предпосылками быстрого роста рынка стали: стабилизация в экономике, существенное снижение процентных ставок, рост доступности финансирования, а также эффект "низкой базы" после значительного сокращения рынка в 2009 г. Лизинговый портфель в целом составил 1037 млрд. руб. По оценке "Эксперт РА", в случае сохранения на рынке докризисных тенденций развития, прирост новых сделок по итогам года может составить до 60%.13 Лизинговый рынок в стране весьма хрупок и нестабилен, что обуславливается его молодостью в России, а также его спецификой в целом. Однако лизинг весьма перспективен и является очень важным факторов технической модернизации производства в стране, в частности на уровень инвестиций в технологические инновации. Однако появилась серьезная угроза всему лизинговому бизнесу. В опубликованных Минфином в мае 2010 года документах о налоговой политике на ближайшие годы ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации в лизинговых сделках. При реализации данной инициативы существует большой риск сокращения рынка лизинга. Связанно это с рядом причин:

  1. Есть вероятность того, что затормозится процесс обновления основных фондов в стране и лизинговым компаниям придется перенастраивать бизнес и приспосабливаться к новым условиям работы.
  2. При отмене ускоренной амортизации в российском законодательстве не остается равносильных льгот или программ, т.е. инструментов стимулирующих инвестиционную активность.
  3. Все это может привести к торможению инновационной активности, и неисполнению плана инновационного развития. Исходя из опыта США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах можно сделать вывод: практически везде, где есть инновационная экономика, есть и ускорение амортизации.[8]

     Таким образом, проблемы финансирования внедрения инноваций весьма актуальны в нашей стране и объясняются многими факторами: неразвитость рыночных институтов, неэффективное стимулирование государством, отсутствие опыта в таких сферах, как, например, лизинг и т.д. 

 

     Заключение 

     В данной курсовой, на начальном этапе  работы мы рассмотрели понятия инновации  в целом, разобрали типы инноваций и определили необходимость их применения. Также мы разобрали смысл основного понятия данной работы – «технологические инновации» и определили их разновидность. Во втором разделе мы обозначили основные проблемы, разделив их по категориям, после чего провели исследования сути проблемы по каждой главе. В частности мы рассмотрели такие монеты, как проблемы финансирования инновационных новшеств, а именно разобрали проблему дорогих кредитов, слабую поддержку государства, молодость и неразвитость лизинга в России, как важного и перспективного инструмента обновления основных средств. Также мы рассмотрели проблему административных барьеров для видения бизнеса и значительную коррумпированность российских чиновников – одну из основных болезней не только российского бизнеса и экономики, но в целом всех сторон общественной жизни Российской Федерации.

     Далее, мы рассмотрели проблемы неразвитости инфраструктуры для ведения инновационного бизнеса и внедрения инноваций в технологии производства. Мы определили, что в России пока еще на этапе зарождения находятся такие неотъемлемые атрибуты инновационной экономики, как технопарковые структуры и особые экономические зоны. Рассмотрели проблемы психологии и ментальности ведения бизнеса, как остаточного явления после периода распада Советского Союза и перестроечных годов двадцатого столетия. А именно наличие олигархическое модели экономики в РФ, большой концентрации разных по отраслям предприятии в руках узкого круга граждан и отсутствие мотивации внедрения инноваций у их собственников. Также, наличие чисто спекулятивной составляющей ведения бизнеса в РФ.

Информация о работе Проблемы внедрения технологических инноваций в России