Проблемы мотивации инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:05, доклад

Описание

В США и других западных странах малый бизнес к 80-ым годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Мотивация развития инновационной деятельности.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

       В странах, переходящих на инновационный путь развития, формирование слоя иноваторов осуществляется на основе венчурного финансирования: только оно в массовом масштабе способствует перераспределению рисков . Представляется, что наиболее действенное и комплексное предложение по развитию инновационного предпринимательства в нашей стране должно содержать меры по созданию всевозможных внебюджетных и бюджетных финансовых фондов и их отделений инновационной направленности, по источникам их пополнения, по организации отбора перспективных проектов разного уровня и условий их финансирования, по предотвращению недобросовестного применения фондов при одновременном усилении  мотивов к их использованию со стороны потенциальных инноваторов.

       В нашей стране в настоящий момент отсутствует, к сожалению, правовая, экономическая и организационная база для мотивации инновационной деятельностью.  Поэтому можно в данной главе говорить не о мотивации инновационной деятельностью, а о проблемах мотивации инновационной деятельности. Наиболее общим проявлением технологического кризиса стала тенденция технологической деградации российской экономики.

       Поэтому перед российской экономикой стоит  исключительно важная стратегическая задача - выйти из технологического кризиса и осуществить прорыв на узловых направлениях формирования постиндустриального технологического способа производства. Среди таких ключевых направлений можно отметить технологии и товары в области космоса, авиации, композитов, биотехнологии, электроники и информации, транспорта.

       Учитывая  специфику России, кроме стимулирования вьппеотмеченных приоритетных направлений развития отраслей высоких технологий, необходимо кардинальное техническое переоснащение отраслей потребительского комплекса, прежде всего производящих продовольствие. Это необходимо, чтобы оградить российский рынок от экспансии импортных, более дешевых, но менее качественных, чем российские, продовольственных товаров, поддержать российских производителей.

       Необходимы  разработка и осуществление специальной  государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Государство должно стимулировать приток капитала в инновационную сферу за счет использования таких форм и методов господдержки, как долевое финансирование, государственные гарантии, страхование проектов, создание патентных фондов, систем информационной поддержки. Это — тактическая задача.

       Стратегической  же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в.

       Главным инструментом технологического прорыва  является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

       Государственная политика должна предусматривать использование эффективных форм активизации инновационного предпринимательства и, в частности, механизма функционирования финансово-промышленных групп, холдингов. Целесообразно создавать в составе центральных компаний ФПГ инновационные центры, которые смогут наладить координацию и поддержку инновационных проектов, разрабатываемых их участниками.

       Наряду  с поддержкой крупных структур, занятых инновационной деятельностью, необходимо стимулировать развитие малого инновационного предпринимательства. По имеющимся оценкам, в 1997 г. в сфере инновационного предпринимательства функционируют около 150 тыс. малых инновационных предприятий, где занято около 1 млн. чел. В сфере наукоемких деловых услуг работают около 20 тыс. фирм.

       В настоящее время около 90 % субъектов  инновационной деятельности находятся в негосударственном секторе. Поэтому весьма актуальна разработка эффективных механизмов государственного регулирования их деятельности. Понятно, что государство не может взять на себя бремя инвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Однако государство может и должно создать систему условий для мобилизации инвестиционных ресурсов негосударственных инвестиционных корпораций, банков и направить их на реализацию наиболее значительных, приоритетных для страны направлений инновационной деятельности.

       Для развития инновационной деятельности необходимо отметить следующие моменты:

       1)      создание системы правовой охраны интеллектуальной собственности (в том числе охраны технологий, гарантирующих национальную безопасность) в России не завершено;

       2)      правительственное постановление № 367 «Об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам» от 30 марта 1998 г. не обеспечивает реализации конституционного права граждан РФ на решение спорных вопросов в судебном порядке;

       3)      отсутствие четких притязаний государства на владение объектами интеллектуальной собственности, созданной за счет средств федерального бюджета, и связанными с ней технологиями, тормозит развитие промышленных инноваций;

       4)      до сих пор не созданы организационно-правовые механизмы стимулирования использования передовых технологий на базе изобретений в бизнесе, в том числе в сфере малого предпринимательства, налицо фактически полное отсутствие государственной политики поощрения изобретательства и развития творческой активности граждан России применительно к интеллектуальной собственности;

       5)      слабость и непоследовательность государственной политики в области охраны авторских и смежных прав приводит к наносящему ущерб и государству, и авторам широкомасштабному «пиратству» в обороте аудиовизуальной продукции.

        
 

       Контактная аудитория — социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия.

Информация о работе Проблемы мотивации инновационной деятельности