Применение прямого государственного регулирования в сфере малого инновационного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:25, статья

Описание

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Работа состоит из  1 файл

инновации малого бизнеса.doc

— 40.00 Кб (Скачать документ)

Применение  прямого государственного регулирования в  сфере малого инновационного бизнеса

      Селезнев  В.А., студент 5 к., МО

Коровина  Т.В., студент 5 к., МО

Одна из важных задач процветания бизнеса, это  введение инноваций. Чем уникальнее продукт или пути его производства, тем успешнее предприятие. Инновация подразумевает собой основанное на научном исследовании и реализованное на рынке новшество. Малый бизнес, в определенной степени, сам по себе уже является инновационным.

Роль сектора  малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Россия располагает  мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий  в сфере исследований и разработок открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров  многочисленных НИИ. В США 55% новых товаров создано на предприятиях малого бизнеса. Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей реагировать на требования рынка. Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий. Это особый и еще мало развитый в России бизнес. К его особенностям относятся:

• высокий риск;

• долгий путь от идеи до ее реализации в виде коммерческого  продукта или услуги;

• низкая выживаемость новых малых инновационных фирм;

• неразвитое состояние  рынка высоких технологий в России;

• инновационная  невосприимчивость российской промышленности в настоящее время.

Высокий инновационный  потенциал малого бизнеса в России используется недостаточно. По оценкам  Департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы, даже в Москве число предприятий, предлагающих какие-либо новшества в научно-технической сфере, снизилось за последние 10 лет в 60 раз, а из тех разработок, что предлагаются, до реализации доходят 1—3%. В развитых западных странах эта доля часто превышает 60%. По-настоящему инновационной можно признать деятельность только 1840 малых предприятий, однако и из них лишь несколько сотен прошли весь цикл от разработки до получения товара. Из них большинство связано с разработкой программного обеспечения (около 35%), разработкой электроники занято 2% предприятий, биопрепаратов — 1%.

Данные о развитии малого бизнеса в развитых странах  в последние десятилетия XX в. позволяют  считать малый бизнес важным фактором экономического роста. В России, в  условиях усиления конкуренции, встраивания российских предприятий в систему мирохозяйственных отношений роль малого бизнеса в инновационной деятельности может стать очень существенной. Именно при динамичных структурных изменениях в экономике в наибольшей степени проявляются и преимущества малого бизнеса и потребность в нем со стороны крупных компаний.

В настоящее  время все развитые страны рассматривают  возможности инновационного пути развития за счет мировых научных достижений, полученных в течение многих столетий. Ограниченные ресурсы, направляемые на инновации, требуют сосредоточения только на некоторых направлениях развития из большого числа возможностей. Поэтому формирование приоритетов национального научно-технического развития входит в политику всех этих стран. При выборе приоритетов государственным органам следует ориентироваться на вид инноваций, а именно либо на базисные, либо на улучшающие инновации. Проще определиться с улучшающими инновациями, которые направлены на развитие и улучшение существующих товаров, услуг и технологий.

Сегодняшняя научно-техническая  политика федеральных российских властей во многом направлена на инновационный путь развития. Разработан и принят ряд правовых документов, нацеленных на развитие научно-технических разработок и их внедрение. К таким документам, например, относятся следующие.

- Концепция социально-экономического развития России до 2020 года;

- Федеральный  закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ  «О Российской корпорации нанотехнологий»;

- Федеральный  закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ  «О Государственной корпорации "Ростехнологии";

- Федеральный  закон от 22 июля 2005 г. NO 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г.);

- Федеральная  целевая программа «Национальная  технологическая база на 2007—2011 годы»;

- Федеральная  целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы».

Эти принятые и  разрабатываемые правовые акты в  той или иной степени касаются государственных приоритетов научно-технической  и инновационной политики.

Итак, допустим, что интерес к инновациям вызван, стимул у предпринимателя появился. Теперь ему, непременно, необходимы средства на реализацию всего задуманного. Проблема малых инновационных предприятий, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая база. Вопрос: где взять деньги? На данный момент существуют несколько способов финансовой поддержки малого инновационного бизнеса: 
А) Кредитование. Банки, по вполне понятным причинам, крайне редко кредитую малый бизнес, а инновационный тем более. Все логично: инноватика – достаточно рискованная сфера. Здесь крайне сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности разработки. 
Б) Частные инвесторы, вкладывающих личные средства в рискованные проекты: предприятия на ранней стадии развития или инновационные идеи с минимальным технико-экономическим обоснованием. 
В) Венчурные фонды .В качестве альтернативы: сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. 
Г) Поддержка Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года. Среди основных задач Фонда - «оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности» .На настоящее время профинансировано более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн. рублей. 
Не менее важная проблема финансового характера - инфляция. Общеизвестно, что в последнее время наметились некоторые улучшения в этом отношении, однако на инновационном бизнесе сильно сказывается любое изменение. Каждый инновационный цикл (от начальной стадии до развитого предприятия) занимает в среднем 3-5 лет. За это время первоначальное бизнес-планирование оказывается «устаревшим». Постоянные изменения не дают возможности с точностью предугадать, к примеру, производственные расходы.
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Бланк И.А.Финансовый  менеджмент. – Киев.: Ника-Центр, 2003.

2.  Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2003.

3. Кокурин Д.И.  Инновации в современной России: проблемы активизации. – М.: Финансы, 2005.

3. http//www.fasie.ru

4. http://www.consultant.ru/

Информация о работе Применение прямого государственного регулирования в сфере малого инновационного бизнеса