Особенности индустриально-инновационной политики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:15, сочинение

Описание

Инновационная деятельность в Республике Беларусь находится в стадии становления. Принятая в 1996 г. программа развития научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации.

Работа состоит из  1 файл

ЭССЕ Шакола А. .docx

— 29.47 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

Институт  государственного и  местного управления

Кафедра «Государственное регулирование экономики» 
 
 
 
 

Эссе 

  на тему:

«Особенности индустриально-инновационной политики страны»

  
 
 

                                                                                                         
 
 
 
 
 
 

                 Проверила: Турчекенова Р. А.,

кандидат  экономических наук.                             

                                                                                    Выполнил: Шакола А.А.,

                                                                                               магистрант 1 курса, специальности ГМУ РО.

 

                                              
 
 
 

Астана 2012 

     Инновационная деятельность в Республике Беларусь находится в стадии становления. Принятая в 1996 г. программа развития научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации.

     Особенность Республики Беларусь заключается в том, что она имеет достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Республика имеет уникальную научно-производственную базу, использование которой в сложившихся экономических условиях не эффективно. Ориентация этого потенциала на реализацию научно-технических разработок в производстве крайне слаба.

Основными причинами такого состояния являются экономическая ситуация в стране, отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга, недостаточность собственных средств у организаций и ограниченные возможности финансов, отсутствует присущая рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Другими словами республика не достигла ещё состояния «инновационной восприимчивости».

     В стране сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым для производства и реализации, тем самым возникает опасная тенденция для экономики республики – потеря рынков и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления продукции в республике крайне низки. В странах Европейского союза ежегодное обновляется до 30% продукции, в то время как в Беларуси - 3% .

Для того, что бы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка  Национальной инновационной стратегии  как центрального звена государственной  социально-экономической и научно-технической  политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих  выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для  их заполнения.

     Инновационная деятельность - сравнительно новое  понятие как в научно-теоретической  области, так и в практике хозяйствования и предпринимательства в Республике Беларусь. Вместе с тем, провозглашение инновационного пути развития как генерального курса страны на 2006-2010 гг. и дальнейшую перспективу выдвигает данный вид  деятельности на первый план, как для  всех уровней государственного управления, так и для субъектов хозяйствования. Наука, научно-инновационная деятельность и особенно развитие научно-инновационного предпринимательства должны быть основной движущей силой в преодолении кризиса и реформировании экономики Беларуси. Сегодня непременное условие обеспечения высокой конкурентоспособности товаров на рынке - использование научно-технических инноваций.

     В настоящее время в Республике Беларусь имеются только отдельные  элементы инновационной инфраструктуры: малые и средние научно-инновационные предприятия, два научно-технологических парка (в Минске и

Могилеве), 9 инкубаторов и 61 центр поддержки  предпринимательства, 9 центров трансфера  технологий, созданных в системе Министерства Образования РБ. Рассматривая проблему формирования в республике инновационной инфраструктуры, необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, она необходима для обеспечения эффективного функционирования рынка технологий, а с другой - это один из способов реформирования научно-технической сферы, нынешнее состояние которой не отвечает требованиям экономики рыночного типа.

     Успешность  инновационных процессов или  инновационной деятельности зависит  от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями:

     •    уровнем научно-технических разработок;

     •    состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

     •    наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

     •    уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

     •    наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

     •    степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

     •    системой подготовки кадров-инноваторов;

     •    финансовым обеспечением (объемами, источниками).

     По основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

     Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности  руководства страны, научного и бизнес-сообщества. В течение 2001—2003 гг. были приняты новые законодательные и нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы страны, ее специфику с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В их числе: Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки», постановления Совета Министров Республики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности», «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003—2007 годы» и др. Научным сообществом во главе с Национальной Академией Наук Беларуси подготовлена Концепция развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 года. Заканчивается разработка Закона «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

      Ключевые положения этих документов заключаются в том, что государственным приоритетом является инновационное развитие, перевод национальной экономики на инновационный путь через построение национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

     Обобщение отечественного и зарубежного опытов показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:

     •    организационную структуру — совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (научно-исследовательских институтов, университетов и академий, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;

     •    инфраструктуру (систему обеспечения первичного процесса производства новых знаний и инноваций) — центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, и др.;

     •    институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);

     •    систему подготовки и переподготовки кадров;

     •  систему управления и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

     Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого система должна отвечать следующим требованиям:

     •   быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

     •   опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования, производственной сферы;

     •   иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

     Действующая Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005—2010 годы в связи с этим актуализируется  в годовых прогнозах социально-экономического развития и годовых заданиях целевых государственных научно-технических программ.

     В рамках этих документов должны решаться следующие основные задачи:

     •   создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

     •   постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

   Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь,  повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной пауки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

   Основные  направления государственной политики в области формирования и развития НИС включают:

    • создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

    перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы  образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности  и эффективности в рыночных условиях;

    •  формирование инновационной инфраструктуры;

   •  развитие инновационного предпринимательства;

   •  развитие финансовой инфраструктуры;

   •  создание мотивационного механизма инновационной деятельности;

    •  развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

    •  подготовка кадров для инновационной деятельности;

    •  модернизация экономики на основе технологических инноваций;

Информация о работе Особенности индустриально-инновационной политики страны