Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Для реализации поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
Определена организационная структура НИОКР, как стратегический фактор фирмы.
Рассмотрены основные этапы НИОКР;
Определены основные задачи и принципы НИОКР.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................……..…..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ НИОКР…………………………………………………………………………….….4
1.1Организационная структура сферы НИОКР, как стратегический фактор инновационной деятельности фирмы................................................4
1.2Основные этапы НИОКР……………………………...………..….…...…7
1.3 Основные задачи и принципы НИОКР определяющие направленность инновационной деятельности…….……………………………….………..13
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИИ…..…..............….17
2.1Характеристика сотового оператора «Мегафон» и его позиция на рынке……………………………………………………………………...…..17
2.2Внедрение инновации…………………………………..…….........….…20
2.3НИОКР залог успешного развития компании «МегаФон»…………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………...….26
Список литературы…………………………
Оценка научной и научно-
К факторам научной результативности относятся: новизна полученных результатов, глубина научной проработки, степень вероятности успеха.
К факторам научно-технической
Коэффициент научно-технической
где k – число оцениваемых параметров;
– коэффициент влияния i-го параметра
на научно-техническую
– коэффициент относительного повышения i-го параметра по сравнению с базовым значением.
Оценки коэффициентов могут
быть установлены только на основе
опыта и знаний научных работников,
которые используются как эксперты.
Оценка научно-технической
Опытно-конструкторские
Основные этапы ОКР (ГОСТ 15.001-73):
Основной целью ОКР является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. Основная задача ОКР - создание комплекта конструкторской документации, годной для серийного производства продукта. На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. ОКР представляет в информационном смысле поле сложных взаимодействий различных областей знания: естественных наук, математики, экономики, организации производства, управления коллективом разработчиков и т.д. Ключевой задачей технико-экономического проектирования в составе ОКР является обеспечение эффективности нового изделия и, следовательно, его конкурентоспособности на рынке. В этой связи особое значение приобретает конструирование интегрального показателя качества и интегрального экономического показателя изделия.
В управлении эффективностью разработки,
кроме обеспечения ее собственно
технико-экономических
Опытные, экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов, необходимых для проведения НИОКР. Опытная база науки — совокупность опытных производств (завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.), выполняющих опытные, экспериментальные работы.[4,с335]
Завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства изделия.
Необходимо рассматривать следующие уровни (области) внедрения результатов НИОКР:
Все стадии являются важнейшими составляющими НИОКР и вносят свой вклад в решение стратегических задач фирмы. Поэтому пренебрежение каким-либо аспектом НИОКР может повлечь тяжелые последствия для рыночной позиции фирмы и для решения задачи создания и защиты ее долговременного потенциала.[4,с335]
1.3.Основные задачи и принципы НИОКР определяющие направленность инновационной деятельности
Сфера НИОКР при всех многих
и разносторонних связях с другими
сферами деятельности фирмы, как
правило, относительно обособлена в
организации. Это связано с
НИОКР могут рассматриваться
не только как одна из сфер деятельности
фирмы, но и как самостоятельный
вид бизнеса. С этой целью создаются
инновационные фирмы, осуществляющие
по заказам различных
Менеджмент сферы НИОКР должен строиться на том положении, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата в функционировании компании.
Каждый проект должен начинаться с
четкой постановки цели. Поскольку
окончательный успех
Особое внимание должно быть уделено тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка увеличит затраты на НИОКР и производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность.
На стадии первоначального определения проекта существенной является концентрация внимания в большей степени на рыночной потребности и степени ее удовлетворения, чем на решениях относительно вида окончательного продукта.
Только после исчерпывающих
поисков и отбора наиболее привлекательной
концепции проекта следует
Для управления проектом необходима соответствующая информационная база.
Важным является своевременное обновление всех видов информации, поступающих из других подразделений фирмы (служб маркетинга, финансовой и т.д.). Организационные структуры управления типа матричной в наибольшей степени способствуют этому.
Система управления проектом должна быть адекватной его объему, сложности, степени неопределенности, месту в портфеле проектов НИОКР. Она должна обеспечивать: оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ; выявление тех задач, выполнение которых выпадает из графика, оценку последствий этого для общего хода работ над проектом; изменение развития проекта в целом относительно запланированных затрат и даты завершения.
Но при этом необходимо
учитывать задачи стоящие
Основные правила:
– научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;
– ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;
– требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;
– сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента должно повысить качество применяемых решений и обеспечить повышение эффективности инвестиций в НИОКР.[2,гл.6.1]
Основные задачи НИОКР:
Реализация перечисленных
Основные принципы НИОКР заключаются в следующем:
а) выполнение ранее
рассмотренных научных
б) ориентация инновационной деятельности на развитие человеческих ресурсов.[4,333]
Инновации есть решающие условие выживания предприятия, они должны соответствующим образом управляться. Ресурсы, выделяемые на НИР и ОКР, оправданы лишь в том мере, в какой они приведут к достижению поставленной цели. Следовательно, все поставленные задачи, соблюдение правил и принципов должны отражать деятельность фирмы направленной на достижение поставленной цели, а так же быть готовыми к изменениям во внешней среде.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИИ
2.1. Характеристика сотового оператора «Мегафон» и его позиция на рынке
Рынок сотовой связи на данный момент характеризуется относительной стабильностью, что обусловлено его насыщением.
Выделяется ряд компаний, занимающих лидирующие позиции: «МТС», «Билайн», «МегаФон», которые продолжают демонстрировать рост выручки благодаря увеличению абонентской базы и росту потребления голосовых и дополнительных услуг. Данную тенденцию можно наблюдать в Таблице 1.
Таблица1
Сводная таблица о лидирующих операторах сотовой связи
Операторы |
Доля рынка |
Прирост абонентов по итогам 2009 г |
Всего абонентов на 31.12.2009 | ||
2007 |
2008 |
2009 | |||
«МТС» |
30,9 % |
34,4 % |
33% |
7,3% |
69 340 000 |
«МЕГАФОН» |
19,9% |
23 % |
24% |
5,9% |
50 886 127 |
БИЛАЙН |
29,2% |
25,4 % |
25% |
16% |
50 221 630 |
Проникновение на рынок малоизвестных, некрупных новых компаний значительно затруднено и практически невозможно. Ценовая борьба возможна только на основе принципиально новых технологий. Крупнейшие операторы ориентируются в основном на оборону, укрепление собственных позиций и закрывание ниш. Значительное укрупнение компаний невозможно, так как объединения не допустят контролирующие органы, в первую очередь ФАС. Компании прибегают к расширению спектра услуг с целью захвата потенциальных клиентов конкурента, в результате чего сегментирование, которое до этого существовало, начинает размываться. На рынке сотовой связи присутствуют следующие стратегические группы: крупные ритейлоры и мелкие операторы в провинции, но количество последних стремительно уменьшается.