Основные задачи, принципы и этапы НИОКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление особенностей сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Для реализации поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
Определена организационная структура НИОКР, как стратегический фактор фирмы.
Рассмотрены основные этапы НИОКР;
Определены основные задачи и принципы НИОКР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................……..…..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ НИОКР…………………………………………………………………………….….4
1.1Организационная структура сферы НИОКР, как стратегический фактор инновационной деятельности фирмы................................................4
1.2Основные этапы НИОКР……………………………...………..….…...…7
1.3 Основные задачи и принципы НИОКР определяющие направленность инновационной деятельности…….……………………………….………..13
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИИ…..…..............….17
2.1Характеристика сотового оператора «Мегафон» и его позиция на рынке……………………………………………………………………...…..17
2.2Внедрение инновации…………………………………..…….........….…20
2.3НИОКР залог успешного развития компании «МегаФон»…………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………...….26
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ НИОКР.docx

— 78.10 Кб (Скачать документ)

Оценка научной и научно-технической  результативности НИР производится с помощью системы взвешенных балльных оценок. Для фундаментальных НИР рассчитывается только коэффициент научной результативности, а для поисковых работ и коэффициент научно-технической результативности.

К факторам научной результативности относятся: новизна полученных результатов, глубина научной проработки, степень  вероятности успеха.

К факторам научно-технической результативности относятся: перспективность использования  результатов, масштаб реализации результатов, завершенность результатов.

Коэффициент научно-технической результативности определяется по формуле:

                              (1)

 

где k – число оцениваемых параметров;   

 – коэффициент влияния i-го параметра  на научно-техническую результативность;   

 – коэффициент относительного повышения i-го параметра по сравнению с  базовым значением.

Оценки коэффициентов могут  быть установлены только на основе опыта и знаний научных работников, которые используются как эксперты. Оценка научно-технической результативности прикладных НИР производится на основе сопоставления достигнутых в  результате выполнения НИР технических  параметров с базовыми (которые можно  было реализовать до выполнения НИР)[3,гл.5]

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) — завершающая стадия НИОКР, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и разработок (НИР) или практического опыта. Разработки направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. [4,с.334]

Основные этапы ОКР (ГОСТ 15.001-73):

  1. разработка ТЗ на ОКР;
  2. техническое предложение;
  3. эскизное проектирование;
  4. техническое проектирование;
  5. разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца;
  6. предварительные испытания опытного образца;
  7. государственные (ведомственные) испытания опытного образца;
  8. отработка документации по результатам испытаний.

Основной целью ОКР является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. Основная задача ОКР - создание комплекта конструкторской документации, годной для серийного производства продукта. На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. ОКР представляет в информационном смысле поле сложных взаимодействий различных областей знания: естественных наук, математики, экономики, организации производства, управления коллективом разработчиков и т.д. Ключевой задачей технико-экономического проектирования в составе ОКР является обеспечение эффективности нового изделия и, следовательно, его конкурентоспособности на рынке. В этой связи особое значение приобретает конструирование интегрального показателя качества и интегрального экономического показателя изделия.

В управлении эффективностью разработки, кроме обеспечения ее собственно технико-экономических показателей, решающее значение имеет сокращение времени на НИОКР и выбор момента  вывода нового товара на рынок.[2,гл8.6]

Опытные, экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов, необходимых для проведения НИОКР. Опытная база науки — совокупность опытных производств (завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.), выполняющих опытные, экспериментальные работы.[4,с335]

Завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства изделия.

Необходимо рассматривать  следующие уровни (области) внедрения результатов НИОКР:

  • Использование результатов НИР в других научных исследованиях и разработках, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники.
  • Использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах.
  • Освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном производстве.
  • Освоение результатов НИОКР и испытания опытных образцов в серийном производстве.
  • Широкомасштабное распространение технических новшеств в производстве и насыщении рынка (потребителей) готовыми из делиями.

Все стадии являются важнейшими составляющими НИОКР и вносят свой вклад в решение стратегических задач фирмы. Поэтому пренебрежение каким-либо аспектом НИОКР может повлечь тяжелые последствия для рыночной позиции фирмы и для решения задачи создания и защиты ее долговременного потенциала.[4,с335]

 

1.3.Основные  задачи и принципы НИОКР  определяющие направленность инновационной деятельности

 

 

Сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими  сферами деятельности фирмы, как  правило, относительно обособлена в  организации. Это связано с неопределенностью  процесса НИОКР, спецификой деятельности в этой сфере, потребностью в новых идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

НИОКР могут рассматриваться  не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный  вид бизнеса. С этой целью создаются  инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических  субъектов НИР и ОКР, а также  продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям.

Менеджмент сферы НИОКР  должен строиться на том положении, что единственным оправданием существования  этой сферы является наличие положительного финансового результата в функционировании компании.

Каждый проект должен начинаться с  четкой постановки цели. Поскольку  окончательный успех определяется на рынке, то и цели должны быть определены рыночной потребностью. Прежде всего, это рыночный сегмент и его  взаимосвязанные характеристики (размер, допустимая цена, требования к технической  эффективности и время вывода продукта). Продукт в свою очередь должен быть определен по своей эффективности, цене и дате появления. Все эти характеристики взаимозависимы, и, следовательно, требуется определенная итеративная процедура уточнения цели.

Особое внимание должно быть уделено  тому, какого технического уровня продукта потребует данный рыночный сегмент  с наибольшей вероятностью. Избыточность параметров наверняка увеличит затраты  на НИОКР и производство, а также  время разработки и, следовательно, снизит прибыльность.

На стадии первоначального определения  проекта существенной является концентрация внимания в большей степени на рыночной потребности и степени  ее удовлетворения, чем на решениях относительно вида окончательного продукта.

Только после исчерпывающих  поисков и отбора наиболее привлекательной  концепции проекта следует переключить  внимание на технические детали и  спецификацию программы работ. Определение  проекта должно быть кратким и  не должно ограничивать свободу коллектива в нахождении новых решений. Одновременно оно должно содержать четко сформулированные цели, ориентиры по техническим, стоимостным  параметрам и  длительности разработки.

Для управления проектом необходима соответствующая информационная база.

Важным является своевременное обновление всех видов информации, поступающих из других подразделений фирмы (служб маркетинга, финансовой и т.д.). Организационные структуры управления типа матричной в наибольшей степени способствуют этому.

Система управления проектом должна быть адекватной его объему, сложности, степени неопределенности, месту  в портфеле проектов НИОКР. Она должна обеспечивать: оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ; выявление тех задач, выполнение которых выпадает из графика, оценку последствий этого для общего хода работ над проектом; изменение развития проекта в целом относительно запланированных затрат и даты завершения.

 Но при этом необходимо  учитывать задачи стоящие перед  данной организацией, опираться на правила и принципы которые так же способствовать достижению  наиболее эффективного результата.

Основные правила:

– научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;

– ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданы лишь в той мере, в  какой они приводят к достижению целей корпорации;

– требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

– сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента должно повысить качество применяемых решений и обеспечить повышение эффективности инвестиций в НИОКР.[2,гл.6.1]

Основные задачи НИОКР:

  • получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;
  • теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;
    • практическая реализация портфеля новшеств и инноваций.

Реализация перечисленных задач  позволит повысить эффективность использования  ресурсов, конкурентоспособность организаций, жизненный уровень населения.

Основные принципы НИОКР заключаются в следующем:

 а) выполнение ранее  рассмотренных научных подходов, принципов, функций, методов менеджмента  при решении любых проблем,  разработке рациональных управленческих  решении. Количество применяемых  компонентов научного менеджмента  определяется сложностью, стоимостью  объекта управления и другими  факторами; 

б) ориентация инновационной деятельности на развитие человеческих ресурсов.[4,333]

Инновации есть решающие условие выживания  предприятия, они должны соответствующим  образом управляться. Ресурсы, выделяемые на НИР и ОКР, оправданы лишь в том мере, в какой они приведут к достижению поставленной цели. Следовательно, все поставленные задачи, соблюдение правил и принципов должны отражать деятельность фирмы направленной на достижение поставленной цели, а так же быть готовыми к изменениям во внешней среде.

 

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИИ

2.1. Характеристика сотового оператора «Мегафон» и его позиция на рынке

 

 

Рынок сотовой связи на данный момент характеризуется относительной  стабильностью, что обусловлено  его насыщением.

Выделяется ряд компаний, занимающих лидирующие позиции: «МТС», «Билайн», «МегаФон», которые продолжают демонстрировать рост выручки благодаря увеличению абонентской базы и росту потребления голосовых и дополнительных услуг. Данную тенденцию можно наблюдать в Таблице 1.

Таблица1

Сводная таблица о лидирующих операторах сотовой связи

Операторы

Доля рынка

Прирост абонентов по итогам 2009 г

Всего абонентов на 31.12.2009

2007

2008

2009

«МТС»

30,9 %

34,4 %

33%

7,3%

69 340 000

«МЕГАФОН»

19,9%

23 %

24%

5,9%

50 886 127

БИЛАЙН

29,2%

25,4 %

25%

16%

50 221 630





Проникновение на рынок малоизвестных, некрупных новых компаний значительно затруднено и практически невозможно. Ценовая борьба возможна только на основе принципиально новых технологий. Крупнейшие операторы ориентируются в основном на оборону, укрепление собственных позиций и закрывание ниш. Значительное укрупнение компаний невозможно, так как объединения не допустят контролирующие органы, в первую очередь ФАС. Компании прибегают к расширению спектра услуг с целью захвата потенциальных клиентов конкурента, в результате чего сегментирование, которое до этого существовало, начинает размываться.  На рынке сотовой связи присутствуют следующие стратегические группы: крупные ритейлоры и мелкие операторы в провинции, но количество последних стремительно уменьшается.

Информация о работе Основные задачи, принципы и этапы НИОКР