Научно-технический процесс и инновации: роль в экономических процессах и механизмы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание

Объектом выступает механизм государственного регулирования инновационных процессов.

Предметом исследования является система организационно-экономических отношений, реализующихся на различных уровнях регулирования инновационных процессов, между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.

Целью исследования является анализ понятия научно-технического прогресса и инноваций, а также анализ состояния научно-технического потенциала и инновационной деятельности Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

1.Сущность НТП и его вклад в экономический рост……………………….6

1.1. Понятие НТП и инноваций………… ……………………………………....7

1.2. Роль НТП в экономическом и социальном развитии……………………...9

1.3. Макроэкономические модели для количественной оценки вклада научно-технического процесса…………………………………………………11

2. Характеристика инновационной деятельности в Республике Беларусь.. .............................................................................................................13

2.1 Показатели для оценки инновационной деятельности и динамика их изменения………………………………………………………………………...16

2.2. Особенности и проблемы финансирования научно-технической и инновационной деятельности……………………………………………….......18

3. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности………………………………………………...20

3.1 Основные элементы механизма государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности………………………………….22

3.2. Методы государственного регулирования в научно-технической и инновационной сфер…………………………………………………………….23

3.3 Государственная научно-техническая и инновационная политика Республики Беларусь…………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованных источников………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.37 Кб (Скачать документ)

      Парламент Республики Беларусь законодательно регулирует научно-техническую и инновационную  политику, утверждает приоритетные направления, устанавливает на очередной год  ассигнования из государственного бюджета, формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот, ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяют порядок международного научно-технического сотрудничества. 

1. Государственное  регулирование  инвестиционной деятельности

включает   управление   государственными   инвестициями,   а   также

регулирование условий и контроль инвестиционной деятельности.

2. Управление   государственными  инвестициями  осуществляется

преимущественно  экономическими  методами  и включает планирование,

определение   условий   и   осуществление   конкретных  действий  по

инвестированию  из  средств  бюджета  и  внебюджетных  фондов,  иных

средств, привлеченных на добровольной основе.

3. Государственное   регулирование    условий   и   контроль

инвестиционной  деятельности осуществляются посредством:

  • системы  налогов  с  дифференцированием  субъектов  и  объектов

налогообложения,  налоговых ставок  и льгот. 

  • проведения   амортизационной  политики,   в  том   числе  путем

ускоренной   амортизации  основных   фондов.  При   этом  льготы  по

амортизации  могут устанавливаться  дифференцированно  для  отдельных

отраслей  и   сфер  экономики,  элементов   основных  фондов,  видов

оборудования;

  • предоставления   финансовой   помощи   на   развитие  отдельных

регионов, отраслей, производств;

  • кредитов и цен;
  • государственных норм и стандартов;
  • антимонопольных  мер;

     4.    Использование   иных    методов   регулирования   условий

инвестиционной  деятельности не  допускается, за исключением  случаев,

когда инвестиционная деятельность  осуществляется с  целью ликвидации

крупномасштабных  бедствий и катастроф. 

    1. . Государственная научно-техническая и инновационная политика Республики Беларусь
  

          Наука рассматривается  как основной ресурс и мощная движущая сила национальной экономики. В связи с этим, основная задача государственной политики в области исследований и разработок заключается в создании благоприятных условий для реализации этой амбициозной миссии. Среди приоритетных задач государственной политики следует отметить следующие:

    -      обеспечение инновационного развития национальной экономики;

    -   эффективная государственная поддержка научного сектора, включая его технологический потенциал и людские ресурсы;

    -       содействие интеграции науки, образования и производства;

    -    дальнейшее совершенствование системы управления научно-технической и инновационной деятельностью;

    -       развитие институтов защиты интеллектуальной собственности;

    -    стимулирование наукоемкого экспорта и расширение международного научно-технического сотрудничества;

    -      содействие в техническом и технологическом перевооружении производственных мощностей, выпуске наукоемкой продукции.

     Основные  усилия научно-инновационного комплекса  Беларуси сконцентрированы на реализации:

     - Государственной программы инновационного  развития Республики Беларусь

     - Программы социально-экономического  развития Республики Беларусь,

       - Пошаговой стратегии до 2015 г. увеличения не менее чем на 200% доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта;

     - Стратегии проведения научных  исследований на период до 2015 г., направленной на инновационное  развитие Республики Беларусь, создание  научной продукции, конкурентоспособной  на международных рынках,

     - Государственной программы по  охране интеллектуальной собственности, 

       - Программы социально-экономического и научно-инновационного развития Национальной академии наук Беларуси;

     - Программы модернизации экономики  Беларуси;

     В одобренной Правительством Республики Беларусь концепции Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. поставлены весьма амбициозные цели: создание конкурентоспособной на мировом  рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной  экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение  качества жизни белорусского народа. Государственная программа будет направлена на решение важнейших для республики задач по формированию сбалансированной экономики, на увеличение доли экспорта, включая рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизацию импорта и обеспечение положительного торгового баланса.

    Среди ключевых направлений совершенствования  и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить следующие:

    1.совершенствование  налогового и другого законодательства  в части предоставления реальных  и значимых налоговых льгот  для субъектов научной и инновационной  деятельности, стимулирования труда  авторов научных исследований  и разработок;

    2.принятие  в 2011 году Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике»;

    3.совершенствование  механизмов финансирования и  поддержки инновационной деятельности, в том числе путем создания  механизмов венчурного финансирования;

    4.утверждение  приоритетных направлений научно-технической  деятельности на 2011-2015 годы и на  перспективу;

    5.утверждение  Государственной программы инновационного  развития Республики Беларусь  на 2011 – 2015 годы и на перспективу;

    6.организация  в Республике Беларусь венчурной  деятельности;

    7.совершенствование  порядка и условий проведения  научно-технической (научной) экспертизы  проектов заданий программ различного  уровня и направленности и  инновационных проектов;

    Для модернизации экономики на основе технологических  инноваций планируется осуществить  более 500 проектов по созданию инновационных  предприятий и прогрессивных  производств. В результате реализации госпрограммы инновационного развития на 2011-2015 годы планируется к 2015 году довести долю новой продукции в общем объеме продукции промышленности до 25%. Доля инновационно активных предприятий в общем количестве промышленных предприятий должна составить 30,5%, доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства должна вырасти до 73,9%. 
До 2015 года количество научно-технических парков и центров трансферта технологий планируется увеличить на 60%, научно-производственных центров — на 30%, инновационных центров — более чем в 7 раз. Запланировано также создание трех многоцелевых технопарков — Парка передовых технологий в Национальной академии наук, а также технопарка «Полесье» и технопарка на базе НПО «Интеграл».  

    Заключение

   Добившись поставленной в работе цели, изучив понятия научно-технического прогресса и инновационной деятельности  исследовав текущее  состояние  инвестиционной ситуации в  Белоруссии, в заключение  скажем  немного  и  о  том, зачем  Белоруссии  необходима благоприятная инвестиционная ситуация.

 Для инновационных преобразований необходимо формирование привлекательной инновационной среды, состоящей из инновационного климата и потенциала. Это позволит создать эффективную инновационную сферу, способствующую привлечению инвестиций, без которых развитие инновационной деятельности не реально.Задача заключается в разработке направлений совершенствования инновационной деятельности Республики Беларусь на современном этапе экономического развития по следующим направлениям:

· исследование теоретических подходов в области  инноватики;

· оценка воздействия  инновационных изменений на деятельность белорусских субъектов хозяйствования;

· изучение опыта  развитых зарубежных стран;

· выявление  основных тенденций развития инновационного потенциала Республики Беларусь;

· разработка предложений  по совершенствованию управления инновационной  деятельностью;

· поощрение  спроса на инновации, развитие импорта  и экспорта инноваций;

· развитие законодательной  базы налоговой, кредитной и другой политики;

· помощь в подготовке, повышении квалификации инновационных  кадров.

Список  использованных источников: 

  1. http://lawsby.narod.ru
  2. http://gknt.org.by
  1. Об инновационной  деятельности в Республике Беларусь в 2008 году: стат. сб. / Нац. Статкомитет  Респ. Беларусь. – Мн., 2009.
  1. 4.Наука,  инновации и технологии в Республике  Беларусь. Стат.сб. – Минск,2008
  1. Шимов В. Н. Беларусь: от экономического кризиса  к устойчивому росту // Белорусский  экономический журнал. - 2006. - N 2. - С. 25 - 27.
  2. 7.Войтов И. В. И др. О проекте концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы// «Новости науки и технологий» .- 2009, № 3(12)
  3. Тур А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: пособие для студентов и учащихся / Тур А.Н., Плотницкий М.И. – Минск: Мисанта, 2007. –с. 73
  4. С. Макконелл., Экономикс. Пер. с англ. – М: Туран 1996.
  5. Петрасик Е.Л. Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь и пути их решения // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции "Проблемы развития инновационно-креативной экономики" . .- 2008  
  6. Соколова Г.Белорусская модель инновационного развития: Социально-экономические проблемы реализации// Общество и экономика.-  2007.-№7.- C. 148-165
  7. Кулешов В.В. Новые технологии: взгляд экономиста/В.В. Кулешов// ЭКО – 2002, -№1 – с.102-112.
  8. . Экономика Беларуси: учебник/Под ред. В.Н. Шимова.-Минск, БГЭУ, 2009.- 751 с.
  9. Экономика и управление./Минский институт управления. 2009.- № 3.- 133
  10. Статистический ежегодник. Брестская область - Брест: Облстатуправление, 2007. -352 с.
  11. . Базылев Н.И., Базылева М .И. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей ВУЗ. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.

Информация о работе Научно-технический процесс и инновации: роль в экономических процессах и механизмы государственного регулирования