Методы оценки эффективности инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа

Описание

Во втором случае расчет эффективности проекта можно осуществлять по стандартизованным правилам оценки инвестиционного проекта1, поскольку предполагается, что НИОКР завершены, параметры проекта понятны. При этом необходимо учитывать особенности инновационных проектов в сравнении со стандартными инвестиционными бизнес-проектами и на их основе вводить поправки в классические методы оценки. Анализу методов оценки проектов на этом этапе посвящена вторая глава данной курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАМЫСЛА (ИДЕИ) ПРОЕКТА
1.1. Комплексный метод оценки замысла проекта с использованием экспертных оценок;
1.2. Квантово-экономический анализ;
1.3. Метод оценки эффективности инновационных компаний Уоррена Баффета
Глава 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
2.1. Классические методы оценки инвестиционных проектов:
ЧДД, ВНД, Срок окупаемости проекта, Индекс доходности
2.2. Модификации классических методов:
MIRR, FMRR, Расчет ЧДД с учетом влияния энтропии
2.3. Вероятностные методы оценки проектов:
Метод реальных опционов, Модель взвешенной полиномиальной стоимости реального опциона
2.4. Комплексные методы оценки:
Многокритериальный метод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Методы оценки эффективности инновационного проекта можно условно разделить на (Восстановлен).docx

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки

Российской  Федерации  

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской Государственный  Университет»

(ГОУВПО  ТвГУ)   
 

Кафедра финансов  

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Долгосрочная финансовая политика»   

на тему:

«Методы оценки эффективности инновационного проекта»   
 

Выполнила студентка

55 группы 5 курса

очной формы  обучения

специальности 080105.65

«Финансы  и кредит»

Львова  Т. В.

Научный руководитель

к.э.н., доцент Кузина С. В.  
 
 

Тверь 2011

 

Содержание 

      

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ  ЗАМЫСЛА (ИДЕИ) ПРОЕКТА

    1.1. Комплексный метод оценки замысла проекта с использованием экспертных оценок;

    1.2. Квантово-экономический  анализ;

    1.3. Метод  оценки эффективности инновационных  компаний Уоррена Баффета 

Глава 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

    2.1. Классические методы оценки инвестиционных проектов:

    ЧДД, ВНД, Срок окупаемости проекта, Индекс доходности

    2.2. Модификации классических методов:

    MIRR, FMRR, Расчет ЧДД с учетом влияния  энтропии

    2.3. Вероятностные методы оценки проектов:

    Метод реальных опционов, Модель взвешенной полиномиальной стоимости реального  опциона

    2.4. Комплексные методы оценки:

    Многокритериальный  метод  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 

Методология оценки эффективности инновационного проекта зависит от стадии его освоения:

Инновационный проект

 
 
 
 

     Во втором случае расчет эффективности проекта можно осуществлять по стандартизованным правилам оценки инвестиционного проекта1, поскольку предполагается, что НИОКР завершены, параметры проекта понятны. При этом необходимо учитывать особенности инновационных проектов в сравнении со стандартными инвестиционными бизнес-проектами и на их основе вводить поправки в классические методы оценки.  Анализу методов оценки проектов на этом этапе посвящена вторая глава данной курсовой работы.

     В первом же случае анализ эффективности  инновационных проектов осложнен необходимостью учитывать риски инновационного проекта, в том числе технический риск, риск общей неудачи проекта. Здесь недостаточно, а чаще всего невозможно, использовать только классические методы оценки инвестиционных проектов, так как нет статистических данных для анализа и существует высокая вероятность ошибки в прогнозировании будущих денежных потоков. На этом этапе важно комплексно оценить внутреннюю и внешнюю среду проектов, проанализировать условия осуществления идеи, просчитать вероятность «полного успеха» и отсеять проекты с минимальными шансами на успешную реализацию. Методам оценки проектов на данном этапе посвящена первая глава курсовой работы. 

ГЛАВА 1. Методы оценки замысла проекта. 

1.1. Комплексный метод  оценки замысла  проекта с использованием  экспертных оценок.

     Комплексная оценка инновационного проекта имеет  своей целью выявление тех условий, при выполнении которых капитал, вложенный в проект, способен принести отдачу. Основными направлениями оценки являются:

     1. Продукт

     2. Рынок

     3.Экспорт

     4.Опыт  компании по созданию рынка  для нового продукта

     5. Репутация фирмы

     6. Новые элементы в технологии

     7. Использование в производстве  продукта новых материалов

     8. Наличие в цепи поставок монополистов

     Данный метод используется на начальном этапе оценки инновационных проектов и предназначен для разделения рассматриваемых идей на приемлемые и неприемлемые с точки зрения целесообразности вложений в них. Поэтому такая оценка является робустной, то есть с сознательно огрубленным результатом.

     Оценка  по направлениям проводится экспертами и заключается в присвоении каждому  пункту оценки «+1» или «-1». Разберем подробнее критерии оценки.

     1. Продукт. Прежде всего должен быть совершенным сам продукт. В каждой предметной области есть свои критерии для оценки новизны продукта. При оценивании проектов из разных областей знаний можно воспользоваться сравнением продукта с «идеальным конечным результатом» (ИКР). Понятие «ИКР» было введено Г. С. Альтшуллером и широко используется в системе ТРИЗ.

При сравнении  с ИКР продукту присваивается  одна из двух оценок: «+1» - не хуже виртуального образца; «-1» - уступает виртуальному образцу по каким-либо свойствам, признаваемым важными. Балл «-1» указывает на то, что продукт уязвим для конкурентов, которые смогут использовать несовершенство продукта для атаки при появлении его на рынке. Но и балл «+1» еще не гарантирует коммерческую эффективность проекта, так как реализация положительных качеств во многом зависит от использования менеджерами открывающихся возможностей.

2. Рынок.  Сложность оценки рынка при  анализе инновационного проекта  заключается в отсутствии самого  товара, поэтому оценка емкости  рынка неизбежно основывается  на аналогиях. Способы оценки существенно различаются в зависимости от назначения продукта. Для потребительских товаров исходной точкой является доля совокупного дохода, которая может быть потрачена на приобретение данного товара. Соответственно, все товары, входящие в соответствующую группу, являются конкурентами в пределах бюджетного ограничения. Для товаров производственного назначения ключевым является эффект от использования предлагаемого товара вместо лучшего от используемых. У нового рынка товара нет прямых аналогов, но есть функционально близкие товары, которые новый для рынка товар призван потеснить.

На основе проведенного анализа дается одна из оценок: «+1» - понятны аргументы, доказывающие существование рынка для данного  товара; «-1» - оценка рынка строится по общим соображениям.

3. Экспорт. Здесь критерии оценки просты: «+1» - продукт планируется экспортировать; «-1» - продажа товара  ограничивается Россией.

4. Опыт  компании по созданию рынка  для нового продукта. В центре этой оценки стоит способность компании развивать бизнес путем расширения рынка. Соответственно возможны варианты: «+1» - компания имеет опыт вывода товара на рынок; «-1» - компания – новичок и не имеет опыта вывода товара на рынок.

5. Репутация  фирмы. Не  только качество  продукта влияет на репутацию  фирмы, но и наоброт. Плохая репутация фирмы-производителя может на корню подорвать реализацию лучшего из инновационных проектов. Отсюда возможные оценки: «+1» - известна позитивная информация о фирме; «0» - информация о фирме практически отсутствует; «-10» - известна негативная информация о фирме.

Дальнейшие  показатели (6, 7, 8) связаны с новизной товара и рассматриваются как  риски. Здесь применяется консервативный взгляд на инновации.

6. Новые элементы в технологии:

«-1» - есть новые элементы, рассматривается  как риск;

«+1» - нет  новых элементов в технологии.

7. Использование при производстве продукта новых материалов:

«-1» - необходимо использовать при производстве новые  материалы;

«+1» - ориентация на известные материалы.

8. Наличие  в цепи поставок монополистов:

«-1» - есть монополист в цепи поставок;

«+1» - связь с обычными поставщиками.

     В дополнение к оценкам можно ввести систему весов, и ранжировать  критерии по значимости. Далее все оценки приводятся в одной таблице, их число суммируется по каждому проекту. По сумме баллов можно выделить потенциально эффективные проекты.  

1.2. Квантово-экономический  анализ

      Еще один метод оценки «нулевого» уровня - Methodology for Feasibility Study  - «методика технико-экономического обоснования», или Idea Audit  -  «аудит идеи», или, иначе, квантово-экономический анализ (КЭА). КЭА не предсказывает успех проектов, но определяет проекты, обреченные на неудачу из-за того, что в них заложено несоответствие между этапами эволюции разных частей системы. Под системой подразумевается трёхмерное пространство Продукт – Компания – Рынок. Каждый из элементов имеет свои стадии развития. Продукты, находящиеся на четырех уровнях развития технических систем обозначены как TS1, TS2, TS3 и TS4, компании уровней с первого по третий как С1, С2 и С3 и рынки пяти уровней как М0, М1, М2, М3 и М4. На Рис. 6. зеленым помечены допустимые сочетания уровней развития товара, компании, рынка.  В  такой  номенклатуре  Amazon.com  в  1999  г.  будет  представлен как TS2-C3-M2-Ee, а большая  тройка  американских производителей автомобилей как TS3-C3-M3. Характерно, что  и  производитель мыла  Proctor and Gamble  будет представлен той же формулой, что и General Motors. В такой цепочке значение каждого следующего звена делает разрешенным или запрещенным значения и/или сочетание предыдущих  элементов,  сразу указывая,  в чем несоответствие. Например,  не надо  даже спрашивать,  из  какой индустрии был бизнес-план, сведшийся к цепочке TS3-C1-M3,  чтобы сказать, что инвестировать нельзя. Не должна компания первого уровня заниматься "третьеэтапным" продуктом, да и на рынке третьего этапа ей нечего делать. Предложение вложить деньги в цепочку TS2-C2-M3 опять же не проходит, потому  что М3 - рынок третьего  уровня, что исключает на нем успех сочетания TS2-C2.

      Состояние  частицы может быть  описано  как  сочетание квантовых чисел. Состояние бизнеса - сочетание эволюционных этапов его компонентов. Если частица может стабильно находиться на одном из разрешенных энергетических уровней, то и бизнес-проект  должен  попадать  в одно  из разрешенных  состояний с  правильным  сочетанием  этапов  развития  всех его частей.

      

        Как существуют запрещенные энергетические  состояния  для частицы, так существуют и запрещенные эволюционные сочетания для бизнеса. Для перехода с одного  энергетического уровня  на другой частица должна поглотить энергию.  Бизнес  же  для перехода из  одного  состояния в другое должен поглотить инвестицию. И та, и другая методология дают возможность прогноза2.

     Пример  использования КЭА.

     Применим  метод КЭА в первичной экспертизе инновационной идеи, разработанной группой Тверских ученых, под названием «Создание высокоэффективных магнитных холодильников». Этот проект основывается на научно-технической разработке - новой технологии бытового и промышленного охлаждения на основе магнитов. На данной стадии у проекта отсутствует маркетинговая, экономическая, и любая другая проработка, кроме научной физико-технической составляющей, т.е. самого изобретения. Участники проекта на этом этапе предполагали коммерциализацию своей разработки путем производства и реализации бытовых холодильников, сконструированных на базе их разработки.

     Анализ рынка бытовых холодильников показал, что этот рынок является рынком третьей стадии развития по КЭА, то есть все  потенциальные потребители  уже  пользуются  предложением данного рынка, и динамика  числа покупателей отражает прирост населения в стране.  На рынке холодильного оборудования у новой компании первого типа не будет шансов завоевать потребителей. Получается неверное сочетание TS3-C1-М3, т.е. товар третьего уровня (холодильники) производит компания первого уровня и пытается внедриться на рынок третьего этапа. Расположение такого проекта отмечено красным квадратиком на рисунке N.  На  третьем  этапе рынка конкуренция сводится,  в основном, к  попыткам лидирующих компаний сохранить имеющийся у них процент рынка и по возможности отобрать кусочек рынка  у  своих конкурентов. Только большие "третьеэтапные" компании являются игроками на "третьеэтапном" рынке. Но это еще не значит, что проект не перспективен. Можно проверить другие варианты коммерциализации.

Информация о работе Методы оценки эффективности инновационных проектов