Методы государственного регулирования инновационной деятельности, роль государства в стимулировании инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание

Как показывают исследования, инновационный процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития страны, от особенностей национального менталитета и национальной культуры (в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.docx

— 133.29 Кб (Скачать документ)

     

     Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная научно-техническая база без активной регулирующей роли государства.

     В России опыт последних лет показал, что почти полный отказ от стимулирования государством научно-технического прогресса, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, не способен решить проблемы развития науки и техники.

     Необходимо подчеркнуть, что государством уделяется большое внимание инновационному процессу в стране. Мировой опыт показывает, что рыночные механизмы недостаточны для стимулирования инновационной деятельности, не способны в должной мере обеспечить динамичное развитие национальных инновационных систем. В этой связи всё возрастающее значение приобретает регулирующая роль государства. Государственная налоговая льгота, ускоренная амортизация, лизинг оборудования, предоставление на льготных условиях аренды помещений, уменьшённая налоговая ставка на доход с капитала обеспечивают направление инвестиционных ресурсов на приоритетные направления инновационного развития, стимулируют инновационную активность фирм.

     Изучая  примеры построения рыночной экономики  других стран мира, Россия не может  копировать их модели, так как ни одна из стран мира не существовала столь длительный период времени  в столь жестких командно-административных рамках управления. 

РАЗДЕЛ  II РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 

     1. Создание рабочей  и экспертной групп

     Рабочая группа состоит из трех экспертов. Два  эксперта по условию курсовой работы уже присвоили ранговый номер  факторам. Третьим экспертом является студент, выполняющий курсовую работу.  Поэтому сначала присваиваем  ранговые номера факторам. 

     2. Сбор мнений специалистов

     Сбор  мнений специалистов осуществляется путем  анкетного опроса. Заполняем анкету, содержащую перечень факторов, подлежащих изучению (анкета представлена в  приложении 1).

     Предлагается  дать оценку каждому фактору путем  присвоения ему рангового номера. Фактору может, присваивается ранг от 1 до n (число факторов). При этом фактору, которому дается наивысшая оценка, присваивает ранг 1. Если признается несколько факторов равнозначными, то им присваивается одинаковый ранговый номер. Такие ранги носят название «связанных рангов». 

     3. Составление сводной  матрицы рангов на основе данных анкетного опроса

     На  основании анкет составляется сводная матрица рангов (таблицы представлены в приложении 2).

     

     Если  в столбцах матрицы имеются связные  ранги, то необходимо произнести переформирование рангов. Переформирование рангом производится потому, что порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов числу ранжируемых факторов. При наличии связанных рангом число рангов не равно числу ранжированных факторов. Сумма рангов, полученная в результате ранжирования «n» факторов должна быть равна сумме чисел натурального ряда.

     На  основании переформированных рангов строится новая матрица рангов (см. приложение 3).

     После заполнения сводной матрицы переформированными рангами следует провести проверку правильности ее составления. Для этого  рассчитывается контрольная сумма  по следующей формуле:

     

;

     Далее вычисляются суммы всех столбцов. Они должны быть равны между собой  и контрольной сумме. 

4. Анализ существенности  факторов

     В преобразованной сводной матрице рангов подсчитывается сумма каждой строки, и затем сумма строк. Она должна совпадать с суммой по столбцам, то есть:

     

;

     Фактор  с наименьшей суммой рангов (исходя из условия ранжирования) имеет наибольшее значение и, наоборот, фактор с наибольшей суммой рангов оценивается экспертами как наименее важный.

     

     Для наглядности полученных результатов  оценок факторов необходимо построить  гистограмму распределения сумм рангов значимости изучаемых факторов. Гистограмма — это ступенчатая фигура, состоящая из прямоугольников. Гистограмма строится сверху. По оси абсцисс откладываются соответствующие факторы, по оси ординат — соответствующие им суммы рангов. Построенные гистограммы представлены в приложении 4. 

5. Оценка средней  степени согласованности  мнений экспертов

     Полученные  оценки факторов можно считать достаточно надежными только при условии  хорошей согласованности экспертов, для чего производится обобщение  мнений экспертов (оценка средней степени  согласованности мнений экспертов), путем исчисления коэффициента конкордации. В тех случаях, когда в матрице имеются связанные ранги, W исчисляется по формуле:

;    

     где (t - число связанных рангов в каждом столбце матрицы рангов); S = ; m – количество экспертов; n – количество факторов;

     Значение  коэффициента  конкордации лежит в пределах:

     

     Когда мнение специалистов полностью совпадает, то W — 1, при несовпадении мнений он равен 0.

     T1 = (23 – 2) + (33 – 3) + (33 – 3) + (23 – 2) = 5;

     T2 = (23 – 2) + (43 – 4) + (33 – 3) = 7,5;

     T3 = (23 – 2) + (23 – 2) + (23 – 2) = 1,5;

     T4 = (23 – 2) + (43 – 4) + (23 – 2) + (23 – 2) = 6,5;

     T5 = (23 – 2) + (33 – 3) + (23 – 2) + (33 – 3) + (33 – 3)  = 7;

     

     T6 = (23 – 2) + (23 – 2) + (23 – 2) = 1,5;

     T7 = (23 – 2) + (33 – 3) + (23 – 2) + (23 – 2) = 3,5;

     T8 = (23 – 2) + (33 – 3) + (23 – 2) + (23 – 2) = 3,5;

     T9 = (23 – 2) + (23 – 2) + (23 – 2) = 1,5;

     T10 = (23 – 2) + (33 – 3) = 2,5;

     T11 = (43 – 4) = 5;

     T12 = (23 – 2) = 0,5;

     T13 = (23 – 2) = 0,5;

     T14 = (33 – 3) = 2;

     T15 = (23 – 2) = 0,5;

     T16 = (23 – 2) + (33 – 3) = 2,5;

     T17 = (33 – 3) + (23 – 2) = 2,5;

     T18 = (33 – 3) = 2;

     T19 = (23 – 2) = 0,5;

     T20 = (33 – 3) = 2;

     T21 = (23 – 2) = 0,5;

     1) Технические факторы:  = 5 + 7,5 + 1,5  = 14; n=13;

      = = 0,94;

     

     2) Организационные факторы:  = 6,5 +7 + 1,5 = 15; n=13;

      = = 0,9;

     3) Экономические факторы:  = 3,5 + 3,5 +1,5 = 8,5; n=11;

      = = 0,95;

     4) Социальные факторы:  = 2,5 +5 + 0,5 = 8; n=6;

     

      = = 0,68;

     5) Экологические факторы:  = 0,5 +2 + 0,5 = 3; n=4;

      = = 0,82;

     6) Психологические факторы:  = 2,5 +2,5 + 2 = 7; n=5;

      = = 0,92;

     7) Правовые факторы:   = 0,5 +2 + 0,5 = 3; n=4;

      = = 0,49;

     7. Подготовка решения  экспертной комиссией

     На  основании проведенного анализа определяется перечень необходимых мероприятий, позволяющих сократить инновационный цикл и ускорить внедрение и освоение инноваций на производстве. Количество мероприятий зависит от количества значимых групп факторов.

     1) Технические факторы

     Сократить инновационный цикл и ускорить внедрение и освоение инноваций на производстве поможет улучшение двух факторов, которые имеют наибольшее влияние на инновационный процесс (по мнению группы экспертов). Этими факторами являются: уровень прогрессивности технологии и степень автоматизации производства.

     

     а) Уровень прогрессивности технологии – означает, что технология удовлетворяет определенному комплексу значений обязательных показателей, выраженных как в смысловом, так и в количественных значениях. Например, такими показателями могут быть: выпуск продукции высокого гарантированного качества; высшая производительность на производстве при минимуме времени для выработки единицы продукции; минимум расхода топлива, при максимальной экономии тепловой энергии; наивысшая экономия электроэнергии и т.д.

     Необходимо стремиться к тому, чтобы технологии на производстве, в инженерных проектах, научных разработках и других аналогичных случаях были наиболее прогрессивными.

     При необходимости оценку технологии производят по одному из главных ее элементов - качеству готовой продукции, сырью, оборудованию, энергетике, экономике, экологии. Нередко для сопоставления  приводится зарубежный опыт или опыт передовых отечественных предприятий  аналогичного профиля. В результате формируется сравнительная оценка технологии по одному, двум или большему числу показателей, что приносит пользу в изыскании способов дальнейшего  улучшения технологических параметров.

     Чем будет прогрессивнее технология – тем больше получится сократить инновационный цикл и ускорить внедрение и освоение инноваций на производстве.

     б) Автоматизация производства - процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. Цель автоматизации заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства.

     Т.о. необходимо повысить уровень автоматизации  производства, для этого должна быть проведена работа по паспортизации, аттестации и рационализации рабочих мест. Она должна проводиться с учетом соответствующих рекомендаций и регламентирующих общегосударственных нормативных документов и опыта передовых предприятий по данному вопросу. Паспортизации и учету подлежат места, где рабочие, заняты кроме ручного, физически тяжелого, и малоквалифицированного труда, также и зрительно-напряженными, малопривлекательными и монотонными работами.

     Целью паспортизации является подготовка необходимой информации для разработки комплексной программы по механизации  и автоматизации ручного труда. Она заключается в изучении занятости  ручным трудом по профессиям, изыскании  путей и возможности ее сокращения.

     В процессе аттестации проводится комплексная  оценка каждого рабочего места на его соответствие нормативным требованиям  и передовому опыту. По результатам  комплексной оценки выявляются рабочие  места, где указанные параметры  могут быть достигнуты после оснащения  его прогрессивным оборудованием  и соответствующей рационализации и модернизации самого рабочего места. Определяются лишние (незагруженные) и  рабочие места, модернизация которых  неэффективна.

     2) Организационные факторы

     

     Сократить инновационный цикл и ускорить внедрение и освоение инноваций на производстве поможет улучшение двух факторов, которые имеют наибольшее влияние на инновационный процесс (по мнению группы экспертов). Этими факторами являются: организация комплексного обеспечения ресурсами, квалификация и структура состава специалистов.

     

     а) Организация комплексного обеспечения ресурсами – заключается в планировании и организации системы обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами, а также оптимальное использование имеющихся возможностей, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

Информация о работе Методы государственного регулирования инновационной деятельности, роль государства в стимулировании инноваций