Лоббизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:47, контрольная работа

Описание

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………3
Сущность лоббирования в политической деятельности……..………….5
Виды лоббизма…………….……………………………………………….6
Достоинства лоббизма……………………………………………………..8
Лоббизм в современном мире……………………………………………11
Лоббистские структуры…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………...……………..18

Работа состоит из  1 файл

УОО.docx

— 34.83 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Югорский  государственный  университет

Институт менеджмента и экономики  

Кафедра «Менеджмента» 
 

Контрольная работа по дисциплине «Управление общественными отношениями»

На тему: «Лоббизм» 
 
 
 
 
 

                                                                                           Студент заочного отделения

группы 4790-у Костюченко Е.В.

                                                                                               Проверил: Власова О.В. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Ханты-Мансийск, 2012г

План:

  1. Введение…………………………………………………….………………3
  2. Сущность лоббирования в политической деятельности……..………….5
  3. Виды лоббизма…………….……………………………………………….6
  4. Достоинства лоббизма……………………………………………………..8
  5. Лоббизм в современном мире……………………………………………11
  6. Лоббистские структуры…………………………………………………..14
  7. Заключение………………………………………………………………..15
  8. Список использованной литературы……………………...……………..18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Вместе  с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно  выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и  правовой жизни России.

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два  необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее  вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к  власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для  демократических режимов.

     В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить  одновременно и наиболее полно все  интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления  тех или иных интересов. Отсюда закономерно  стремление различных групп и  слоев общества воздействовать на поведение  государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать  его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

     Итак, лоббизм – это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.

     При определении термина «лоббизм»  нужно выделить еще несколько  общих характеристик, которыми он обладает:

     • наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные, исполнительные органы власти и их должностные лица, работники аппарата органов власти и т.д.;

     • лоббистская деятельность ведется  в чьих-то интересах;

     • лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными  группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями; политическими  партиями, общественными объединениями, гражданами и государственными органами (исполнительными и законодательными органами власти);

     • лоббизм допускает возможность  отстаивания интересов отдельных  лиц, групп граждан, организаций  и объединений. Интересы могут быть как общие, так и противоположные. Все они стремятся отстоять свои личные или представляемые интересы.

     Из  всего вышесказанного ясно, что «лоббизм», кроме сложности и емкости, понятие  достаточно широкое. Он разнообразен, а процесс его формирования различен, но при этом существуют объективные  универсальные правила формирования лоббизма.

     Процесс формирования и стадии лоббизма можно  описать так:

     1) формирование конкретного интереса;

     2) определение лоббистской цели;

     3) выявление адресата давления - объект  лоббистской деятельности;

     4) оформление субъекта, осуществляющего  лоббистскую деятельность и определение  форм и методов осуществления  лоббистской деятельности;

     5) организация лоббистского давления;

     6) результат лоббистской деятельности - решение, действие (бездействие), отклонение  и блокирование чей-либо инициативы;

     7) последствия от принятия и  исполнения решений или непринятия  решения.

 

Сущность  лоббирования в политической деятельности

     Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом - lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое  к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов  конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.

     Современный энциклопедический социологический  словарь характеризует лоббизм  как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, - это влиятельные  дельцы и политики, стремящиеся оказать  нажим на законодателей с целью  отстоять выгодный определенным группам  законопроект. Зачастую они не гнушаются  никакими средствами: "ты мне, я тебе", "благодарности в конверте",и  подобные методы. В США, напр., почти  по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, которые  действуют в кулуарах конгресса. В то же время лоббизм - это и  постоянная деятельность хорошо финансируемых  профессиональных "толкачей". Они  имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов  и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в  механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они  внимательно следят за тем, чтобы  в законодательных органах не проходили законопроекты, которые  повредили бы интересам их патронов - промышленным корпорациям, военным  концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т.п.

 

Виды  лоббизма

     Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные  виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают  стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью  для лоббистов.

     По  мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной  властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через  президентские указы и постановления  Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования  и имеют прямое действие.

     В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно  может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной  власти) и местное (осуществляется в  республиканских, краевых, областных  органах).

     В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может  подразделяться на следующие разновидности:

  • лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоен­ные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
  • ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или воен-нопромышленного комплексов и т.д.;
  • региональное лоббирование — воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
  • иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

     Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская  кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие  предметы лоббирования:

  • ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
  • проблема – в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
  • позиция – в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка)
 
 
 
 
 
 
 
 

Достоинства лоббизма:

     1) влияя на управленческие решения,  он заставляет “держаться в  форме” органы государственной  власти и управления, в определенном  смысле конкурирует, соревнуется  с ними, придает им большую  динамику и гибкость;

     2) выступает инструментом самоорганизации  гражданского общества, с помощью  которого мобилизуется общественная  поддержка или оппозиция какому-либо  законопроекту, оказывается влияние  на политику (лоббизм в этой  ситуации — своего рода соперник  бюрократии; в условиях становления  рыночных отношений, когда государство  часто устраняется от защиты  интересов различных социальных  групп и слоев, этот вакуум  должен быть заполнен соответствующими  структурами гражданского общества);

      3) создает возможности для обеспечения  интересов меньшинства, ибо выступает  в качестве специфической формы  проявления политического плюрализма;

     4) воплощает собой принцип свободы  социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций,  слоев и т.п. 

     5) применяется как своеобразное  социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения  в жизнь тех или иных целей  и интересов, на побуждение  к конкретным действиям; 

     6) позволяет расширить информационную  и организационную базу принимаемых  решений и обратить внимание  на “кричащие” проблемы (лоббирование  выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия  соответствующих актов);

     7) лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия  представительной и исполнительной  власти;

     8) лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство  достижения компромисса, способ  взаимного уравновешивания и  примирения интересов, взаимовыгодного  сотрудничества.

     Недостатки  лоббизма:

     1) лоббизм может стать инструментом  приоритетного удовлетворения иностранных  интересов в ущерб интересам  государственным, т.е. реализоваться  подчас как “непатриотическое”  средство;

Информация о работе Лоббизм