Курс лекций по "Инновации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:30, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Инновации: сущность и основные понятия.
2. Инновационный процесс: содержание и основные этапы.
3. Классификация инноваций.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1 Сущность инн.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

    ЛЕКЦИЯ 1. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Инновации: сущность и основные понятия.
    2. Инновационный процесс: содержание и основные этапы.
    3. Классификация инноваций.

    ВОПРОС 1. ИННОВАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

       Склонность  к нововведениям и способность их осуществлять – необходимый признак предприятия и предпринимателя. Когда эта способность ослабевает или угасает – это служит тревожным сигналом, что данная ячейка общества находится в кризисной ситуации, накануне своего преобразования или исчезновения, а ее руководитель не в состоянии осуществить свою стратегическую функцию.

       Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью инновационного менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации, а именно:

       1. разработка и внедрение новой  продукции и технологии (инновационная  деятельность);

       2.  модернизация и усовершенствование  выпускаемой продукции и технологии;

        3. дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции;

       4.  снятие с производства устаревшей  продукции.

       Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.

       Инновационный менеджмент — это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение  высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.

       Инновационный менеджмент призван гарантировать  наиболее эффективное использование  инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации, это менеджмент организации — лидера или организации, стремящейся стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.

       Инновационный менеджмент включает следующие основные функции:

       1) организацию;

       2) планирование (стратегическое, текущее  и оперативное);

       3) контроль;

       4) мотивирование.

       Конкретное  содержание этих функций различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация.

       Осуществление инновационного менеджмента  в целом предполагает:

       1. разработку планов и программ  инновационной деятельности;

       2. наблюдение за разработкой новой продукции и технологией ее внедрения;

       3. рассмотрение программ создания  новой продукции и технологии;

       4. проведение единой инновационной  политики (координация деятельности  производственных подразделениях  в этой области);

       5. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

       6. обеспечение квалифицированным  персоналом;

       7. создание временных целевых групп  для комплексного решения инновационных  проблем - от идеи до серийного  производства продукции.

       Особенность современного этапа инновационной деятельности — образование в крупнейших организациях научно-технических комплексов, объединяющих теоретические разработки и процесс производства. Это предполагает тесную связь всех этапов цикла «наука — производство — рынок». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации организации.

       В 1980-е г. в инновационной политике крупных организаций отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направления научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выразилась прежде всего в стремлении повысить в ассортименте выпускаемой продукции удельный вес новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отметилось стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

       Innowatoin (англ.) означает «введение новаций», новшеств.

       Суть  инновации –  в  использовании достижений человеческого разума (новых идей, открытий, изобретений, усовершенствований и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере, в изготовлении новых средств или продуктов труда, применении более эффективных технологий, источников энергии, создании нового оружия и средств защиты от него, освоение новых архитектурных и художественных стилей, улучшении форм организации труда и управления, финансовых, торговых или социально-политических институтов, форм международного сотрудничества.

      Перечень  возможных инноваций и сфер их применения неисчерпаем, как неиссякаемы  изобретательность человеческого  разума и разнообразие сфер деятельности, многогранность интересов человека.

      Что побуждает к инновациям, делает их необходимым? Можно назвать две главные причины- внутренняя и внешняя.

        Внутренняя причина –рост и усложнение потребностей человека, семьи, общества вынуждает изобретать все новые и более эффективные способы удовлетворения этих потребностей.

      Каждое  следующее поколение людей отталкивается от достигнутого уровня и предъявляет более высокие потребности, оно вынуждено изощрять свой ум, чтобы удовлетворять эти потребности. Растет творческий потенциал общества.

      Внешняя – окружающая человека и общество среда (природная и социально-экономическая) постоянно меняется, преподносит все новые сюрпризы и приходится напрягать интеллектуальные силы и практический опыт, чтобы адаптироваться к этим изменениям, устоять в конкурентной борьбе.

      Обществу, каждой его ячейке необходимо осваивать  все более эффективные способы и продукты своей деятельности: окостеневшая, консервативная часть общественного организма обречена на поражение в борьбе за существование и развитие.

       Представляется  возможным выделить следующие  функции инноваций в общественном развитии.

       Во-первых, они являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени).

       Во-вторых, с помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).

       В-третьих, инновации дают возможность вовлекать в производство новые экономические ресурсы (факторы производства), производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов и энергии (закон экономии труда).

       В-четвертых, концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести в соответствие структуру воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

       Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям.

       В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического процесса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

       Термин  «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.д. Для уточнения понятия инновации рассмотрим некоторые теоретические взгляды на ее сущность.

       В литературе насчитывается множество  определений инноваций, например:

       а) по признаку содержания или внутренней структуре выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.;

       б) по масштабу инноваций -глобальные и  локальные;

       в) по параметрам жизненного цикла  -выделение  и анализ всех стадий и подстадий,  закономерностей процесса внедрения.

       Анализ  существующих определений инноваций, данных различными учеными, в основном зарубежными (Н.Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

       В современной экономической науке  при анализе сущности инноваций  наиболее часто применяется подход И. Шумпетера, который выделял пять типичных изменений, а именно:

    1. использование  новой техники, новых технологических  процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

    2. внедрение  продукции с новыми свойствами;

    3. использование  нового сырья;

    4. изменения  в организации производства и  его материально-технического обеспечения;

    5. появление  новых рынков сбыта.

       Эти положения И. Шумпетер сформулировал  еще в 1911 году. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновация, трактуя  его как изменения с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

       Иногда  инновация рассматривается как  процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливые стадии.

       Методология системного описания инноваций в  условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Это документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 году.

       Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями  в стратегии научно-технической  политики на национальном и международном  уровнях, в организации научно-исследовательских  разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 году. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, а именно:

       А) их состав и границы;

       Б) методика измерения численности  персонала, занятого исследованиями и  разработками и др.

       Методика  сбора данных о технологических  инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 году. Она получила название «Руководство Осло».

Информация о работе Курс лекций по "Инновации"