Культура и социальные инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание

Многообразие культур определяют стержень развития новой социальной реальности - инновационного мира. Инновации все более приобретают статус генерального индикатора культурного процесса того или иного общества. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Понятие социальных инноваций ……………………………………….5
2. Культурная детерминация социальных инноваций …………………...7
3. Модели инноваций в различных культурах ……………………….…10
4. Особенности проявления инноваций в Российской культуре ………14
Заключение ……………………………………………………………….15
Список использованных источников ……………………………………16

Работа состоит из  1 файл

социальные инновации.docx

— 34.44 Кб (Скачать документ)

ГБОУ ВПО

 

Курский государственный  медицинский университет

Министерство  здравоохранения РФ

Факультет социальной работы

Заочное отделение

Кафедра социальной работы

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социальные инновации»

 

Тема: «Культура и социальные инновации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса заочного обучения

Тутов В.Н.

Номер зачетной книжки: 858

Проверил: ______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск – 2013 год

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

1. Понятие социальных  инноваций ……………………………………….5

2. Культурная детерминация социальных инноваций …………………...7

3. Модели инноваций в  различных культурах ……………………….…10

4. Особенности проявления  инноваций в Российской культуре ………14

Заключение ……………………………………………………………….15

Список использованных источников ……………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инновационная культура - это  знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения  и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического  единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное  творение нового с соблюдением принципа преемственности. Человек как субъект  культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что  эти миры и сам человек все  более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются, т.е. все более полно обретают черты универсального культурного триединства Истины, Добра и Красоты.   

Время, в которое мы живем - это время постоянных изменений  и поиска ответов на вновь возникающие  вопросы в условиях неопределенности в окружающем нас мире.

Особое значение приобретают  социальные инновации в муниципальных  образованиях, которые должны стать  субъектами изменений во всех сферах жизни: экономической, социальной, политической и духовно-культурной.

Современный этап общественного  развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями социального мира. Глобальное перераспределение  труда, международное разделение производства, мгновенно осуществляемые коммуникации свидетельствуют об определяющей роли инноваций в процессах социальной интеграции.

Многообразие культур  определяют стержень развития новой  социальной реальности - инновационного мира. Инновации все более приобретают  статус генерального индикатора культурного  процесса того или иного общества. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов  этой деятельности.

 

1. Понятие социальных  инноваций

 

Само понятие «инновация»  впервые появилось в научных  исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений).  Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика. Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологии и т.д. Одной из наиболее разработанных современных прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как совокупность знаний и система действий, направленных на достижение конкурентоспособности создаваемых новшеств.

Социальная инноватика - современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Слово «инновация» является синонимом нововведения или новшества  и может использоваться наряду с  ними.

Культура - все что создано  или создается творческой человеческой деятельностью. Культура характеризует  особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Анализ различных определений  инновации приводит к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главное  функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновация возникает в  результате использования результатов  научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования  требует разработки их классификации.

Социальные инновации  направлены на улучшение условий  труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культурная детерминация  социальных инноваций

 

Т. Парсонс в понятии «культура» выделяет 3 основные момента:

во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию;

  во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека;

в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной  стороны, является продуктом, а с  другой стороны - детерминантой систем человеческого социального взаимодействия.  Культурные и структурные предпосылки инноваций стали предметом исследования П. Хебига. В своей работе «Инновационная» матрица» (1994) он выделяет семь важнейших факторов технологической инновации.

1. Технический базис.

2. Социокультурные представления в обществе, касающиеся предпринимательства и демократии.

3. Существующая в стране инфраструктура.

4. Особенности развития промышленности и рынка, уровень конкуренции.

5. Размеры, направленность и психологическая атмосфера предприятия и компании.

6. Отношение руководства компании к инновациям, риску и персоналу.

7. Степень стандартизации полученной новой технологии.

По мнению автора, для  обеспечения успешной инновации необходимы адекватные культура и государственная структура. Англоязычная культура очень благоприятна для инноваций, однако неадекватная инновациям форма государственного управления Великобритании существенно затормозила инновационное развитие страны в 1950-1980 гг. Китайская культура имеет богатую историю предпринимательства и инноваций, но негативная структура маоистского режима в 1950-1980 гг. подавила инновационное развитие. В то время, когда в близлежащих к Китаю государствах, имеющих позитивную структуру государственного управления, можно было наблюдать экономическое процветание. Таким образом, инновации успешно развиваются только при сочетании позитивных культурных и позитивных структурных факторов.

Культура оказывает мощное влияние на инновационную способность общества. В любом обществе есть много талантов, но возможности их реализации в значительной степени детерминированы культурой. Исследователи показывают, что общества с высокими показателями индивидуализма и низкой авторитарностью в управлении отличаются большим экономическим ростом и большей тенденцией к инновациям. Изобретательность скорее проявляется в обществах с меньшей иерархизацией и централизацией структуры управления. Бюрократия же сдерживает творческую активность.

Существующие в обществе ценности определяют социальное направление  процесса технологического развития. Культурные характеристики определяют особенности инноваций. В Японии тенденция к групповой работе и групповой солидарности определила развитие массового производства, стопроцентный контроль качества, акцент на процессуальных инновациях. Но те же культуральные особенности затормозили независимое предпринимательство и индивидуальное творчество, что снизило число радикальных инноваций.

Религиозные институты также  оказывают влияние на характер и развитие инноваций. Многие американцы и европейцы считают работу моральной добродетелью и осуждают безделье. В индуизме и буддизме акцент делается на искоренение желаний, которые вызывают переживание, беспокойство. Система исламских ценностей требует полного подчинения Богу, следствием чего является предельный фатализм в отношении к жизни. Любые социальные изменения трактуются здесь как вызов Аллаху и являются большим риском. В результате мусульманская религия оказывает тормозящий эффект на инновационный потенциал исламских государств.

Многие исследователи  отмечают в качестве главной причины  экономических успехов инновационное лидерство США, исключительную способность государства в организации и управлении технологическим развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модели инноваций в различных культурах

 

Всё разнообразие типов культур можно анализировать по критерию доминирующей ориентации на сохранение или изменение. Они представлены в двух моделях:

1. Культуры, ориентирующиеся на сохранение (древние и современные «примитивные» культуры).

2. Культуры с преобладанием вектора изменения.

Для первой модели характерны:

- ярко выраженная ориентация на прошлое;

- нейтрализация перемен всякими средствами;

- поддержание того идеального состояния, которое отражено в преданиях, мифах. Миф занимает ведущее место. Здесь человек склонен отождествлять и психологически объединять прошлое с настоящим.

Такие культуры статичны, самодостаточны, неличностны, недиалогичны, изолированы от влияния других культур.

Диалог в таких видах  культур отсутствует, но его можно обнаружить в общении с потусторонним миром, миром предков в поколениях господствующей идеологии. Личность подчинена интересам целого (государства, национальной идее и т.п.). В таких культурах смотреть в будущее - это значит смотреть назад.

Модель сохранения консервирует нормы, традиции, социальные институты  и блокирует естественные механизмы  саморазвития культуры, а личность растворяется в сверхзначимом целом, лишается самоценности.

Модель развития новаций  вносит в социальную и индивидуальную жизнь динамизм, напряжённость, нестабильность, «отлучает» человека от надличностных смыслов, поступков и ценностей, провоцирует конфликтность социальных групп, институтов и государства, личности и общества. Поведение приобретает целерациональные формы. Вера в абсолютные возможности лишает человека «тыла», защиты, обрекая его на пустоту индивидуального существования, а в итоге на самоуничтожение.

Содержанием и механизмом сохранения является социализация (воспроизводство  каждым исполнителем норм, ценностей, идеалов и передача их следующему поколению). Культурный пласт сохранения обеспечивают: 1) религия (через ритуальное повторение, нравственные доминанты); 2) институционализированная культура (культура, застывшая в традициях и социальных институтах); 3) традиционные формы «культурного прошлого»: народное творчество, семейные традиции, традиции труда (в обрядах, ритуалах, традициях). 

В процессе сохранения формируются:

1) ценностно-нормативные  образования, оформленные в социальные институты. Это освобождает человека от рационального просчёта, вариантов индивидуального поведения (как все);

2) освобождается энергия  для инновационной деятельности (в «ненормированном» пространстве культуры);

3) восстанавливается надёжность поведения (инстинктивного), что обеспечивает определённость, предсказуемость человеческого поведения, стабильность жизненных ориентаций, нормативных ценностей, предсказуемость будущего.

В культуре изменений источником новаций могут быть как эндогенные факторы, т.е. находящиеся внутри культурной системы и определяемые логикой её развития (распад СССР), так и экзогенные внешние по отношению к данной системе причины и обстоятельства.

К внутренним факторам изменений  относятся:

- неинституциональная культура (в том числе различные субкультурные образования). В этих пластах зарождаются новые ценности, идеи, нормы, которые со временем изменяют мировоззрение и образ жизни людей, разрушают автоматизм традиций, вносят элементы неопределенности и выбора, а значит и риска;

- максимальное выражение  тенденций изменения находит в альтернативном самодеятельном творчестве, движениях, а также в контркультуре.

Внешние факторы изменения  актуализируются в момент кризиса культурной ценности (аутентичности) и выражаются в форме экспансии ценностей «других» культур, их добровольном и некритичном заимствовании.

Функции изменений, новаций - это разрушение традиционных норм, ценностей, мифов, иллюзий, концепций, а также создание новых. Доминирующую тенденцию к изменению можно наблюдать в современных культурах стран западного мира, ориентированных преимущественно на :

Информация о работе Культура и социальные инновации