Конкуренция в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:34, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции в инновационной деятельности.
Задачи:
1) рассмотреть понятие конкуренции;
2) выделить факторы конкурентных преимуществ фирмы;
3) рассмотреть основные виды конкуренции;
4) дать анализ методов конкурентной борьбы;
5) проанализировать сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Понятие конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2. Факторы конкурентных преимуществ фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . .7
3. Основные виды конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
4. Понятие конкурентоспособного товара. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5. Методы конкурентной борьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
6. Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Работа состоит из  1 файл

3438 Конкуренция в инновационной деятельности.docx

— 55.72 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Понятие конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2. Факторы конкурентных преимуществ фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . .7

3. Основные виды конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

4. Понятие конкурентоспособного товара. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

5. Методы конкурентной борьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

6. Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению  рынок – это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели. Там в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для  улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в производство инновационной продукции повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей.

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции в инновационной деятельности.

Задачи:

1) рассмотреть понятие конкуренции;

2) выделить  факторы конкурентных преимуществ фирмы;

3) рассмотреть  основные виды конкуренции;

4) дать анализ  методов конкурентной борьбы;

5) проанализировать  сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности.

Объект  исследования – инновационная деятельность.

Предмет исследования – конкуренция в инновационной деятельности.

Методы  исследования – анализ и обобщение  литературы по обозначенной теме.

 

1. Понятие конкуренции

 

Конкуренция – свойственная товарному производству борьба между предпринимателями  на рынке за более выгодные условия  производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.

Исследования  конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг – одно из основных звеньев исследований в рыночной экономике, позволяющее выявить сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.1

Конкуренция в экономике выполняет ряд  функций, наиболее важные из которых  – определение рыночной стоимости  товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и управлении производством. В межотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет к перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства, осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших. В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться с монополией.

Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке  ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта  товаров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Состязающиеся между собой предприятия различных форм собственности должны пойти по пути увеличения многообразия предложений на рынке.2

Главное условие, способствующее развитию конкуренции, – эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом.

 

 

2. Факторы конкурентных преимуществ фирмы

 

Высокая конкурентоспособность любой продукции, в том числе и инновационной, базируется на конкурентных преимуществах организации, производящей эту продукцию. Конкурентное преимущество получают фирмы:3

  • Базирующиеся в тех регионах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;
  • Если в регионе базирования фирмы имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях;
  • Если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала;
  • Если в распоряжении фирмы имеются дешевые или уникально высококачественные факторы, важные при конкуренции в конкретной отрасли.

 

3. Основные виды конкуренции

 

Добросовестная  конкуренция

Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, запрещенные законом. Добросовестная и эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны государства. Государство, определяя и обеспечивая правила взаимодействия на рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя государства интересам потребителя.4

Чистая  конкуренция наблюдается в отраслях с большим количеством конкурентов  и не требует регулирования со стороны государства, при небольшом количестве она превращается в соперничество.

Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую.

Чистая  конкуренция между фирмами предполагает, что фирмы, выходя на рынок, никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.

Внутрифирменная конкуренция – подразделения  одной фирмы конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.

Функциональная  конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.

Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).

Предметная  конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.

В конце XIX - начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий  одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.

Один  из самых острых вопросов рыночного  хозяйства – конкуренция за повышение  технического уровня и качества изготовляемой  продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу  на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта – одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда – уважение к фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.5

Недобросовестная  конкуренция

В предпринимательской  практике встречается недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим предпринимателям.

В российской предпринимательской практике в  настоящее время, как правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.

Виды  недобросовестной конкуренции:6

  • скрытое использование чужой торговой марки;
  • подделка продукции конкурента;
  • подкуп сотрудников конкурента;
  • продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
  • неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;
  • тайный сговор конкурентов на торгах;
  • экономический и промышленный шпионаж;
  • распространение ложной информации;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • физическое уничтожение конкурента;
  • разглашение коммерческой тайны конкурента;
  • необъективная реклама.

У фирм, к которым была применена недобросовестная конкуренция, не редко резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

 

 

4. Понятие конкурентоспособного товара

 

Товар –  центральная фигура, главное действующее  лицо на мировом рынке. В нем находят  отражение все особенности и  противоречия мирового хозяйства в  его исторической определенности. Интернационализация  хозяйственной жизни и НТП, развивающиеся с необратимостью объективных законов, непосредственно и полнокровно отражаются в товаре, в его потребительских и стоимостных характеристиках, в продолжительности жизненного цикла товара, в структуре и динамике товарных потоков.7

Товар –  наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее чуткий индикатор экономической  силы производителя (будь то отдельное предприятие, страна или группа стран).

Конкуренция, как уже подчеркивалось выше, выступает  основной движущей силой товарного  хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой  причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Именно он должен стать целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный товар одновременно должен быть объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и наглядным критерием эффективности.

Конкурентоспособность товара – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар – синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках. Но на мировом рынке – это не только высокое качество и достигнутый технический уровень. Это и умелое маневрирование товарами в рыночном пространстве и во времени, а главное – максимальный учет требований рынка, конкретных покупателей. Конкурентоспособный товар предполагает очень гибкую реакцию экспортера на требования рынка и поведение конкурентов. Товар требуемой потребительской ценности должен быть не только произведен в необходимых количествах и вовремя доставлен покупателям; необходимо гарантировать его сервис на уровне, сложившемся в мировой практике.

Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности