Концептуальные основы теории инноватики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:46, курс лекций

Описание

ИННОВАТИКА — область науки, изучающая закономерности
развития инновационных процесс. Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Со времен индустриализации участились кризисы (депрессии, переппроизводство). Была введена жесткая система, не давшая результатыиз-за того, что не принимались во внимание разработки ,а следовательно падали темпы роста производства.

Работа состоит из  1 файл

Концептуальные основы теории инноватики.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)
  1. Концептуальные  основы теории инноватики.
 

ИННОВАТИКА  — область науки, изучающая закономерности

развития  инновационных процесс. Появление  теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного  производства, особенно в период его  индустриализации. Со времен индустриализации участились кризисы (депрессии, переппроизводство). Была введена жесткая система, не давшая результатыиз-за того, что не принимались во внимание разработки ,а следовательно падали темпы роста производства.

Разработки:

  1. Ф.Энгельс, А. Морган-модель культурно-исторической переодизации. Состояла из трех эпох: дикость, варварство,цивилизация. Каждая включала 3 ступени: высшая, средняя, низкая.

Главная цель человечества-выживание, далее  появляется любознательность, следовательно накопление информации об окр.мире. Таким образом появилась потребность в информации как средства выживания. Удовлетворение этих потребностей побуждает человека изменять свою деятельность,следовательно появился прогресс.

В основу НТП (научно технологического прогресса)заложены изобретения, открытия. По словам ученых индустриализация идет по спирали. В современном мире считают,что спираль идет неравномерно.(прогресс-регресс).

2) Кондратьев-доказал  цикличность развития экономики  и общества.

Исследовав  обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г.- работа,показывающая развитие экономики волнами, существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40 – 60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации и т.п. В средние промышленные циклы протяженностью в 7 – 10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспорта, амортиз.отчисления позволяют обновлять оборудование и явл.основой организации. Короткие волны в 3 – 3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленного производства.  

3)В теории  и методологии инноватики, предложенной  австрийским экономистом Йозефом  Шумпетером, деловые циклы принято  в настоящее время связывать  со сменой технологических укладов в общественном производстве. Инновация –как основной фактор развития производства (1914).

Шумпетер  является основоположником теории инновационного предпринимательства.

1939 г.-«деловые  игры», доказывает, что технический  процесс происходит циклически. Продолжительность циклов – 100 лет:

1 цикл  – промышленна революция в  Англии

2 цикл  – появление ж/д и парого  двигателя

3 цикл  – появление электроэнергии

4) Меньш  – концепция развития по технологическим  укладам (100 лет)

Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто Конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, преодолевает жизненный цикл продукции как инновации.  

В современной  концепции теории инноватики принято  выделять также такие понятия, как  жизненный цикл продукции и жизненный  цикл технологии производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства нового продукта. Так первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.  

Таким образом, теория инноватики и ее современные  концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических  укладах, инновационных процессах, а также понятия о жизненных циклах продукции и технологиях производства.

4) Принципиальное отличие новаций от инноваций 

Инновация – 1)  это нововведение, новшество (Шумпетер, 1913 г)

2) это конечный  результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде  нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, а также нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности.

Новация – это нереализованная на практике инновация.

Если нет  этих двух признаков, то это новация.

Проще говоря, новация (новшество) является, прежде всего, новой, оригинальной идеей. А инновация  становится результатом практического  освоения этой идеи — ее внедрения  и дальнейшего использования. Например, идея полета в космос, посетившая великого советского ученого, акад. С.П. Королева, или чертежи ракеты, подготовленные им и его коллегами — это новация. А вот первая ракета, успешно взлетевшая с космодрома — это уже инновация, как результат практического освоения новации.

Подходы к определению инновационной деятельности:

  1. результат творческого процесса в виде нового продукта, метода и т.д.
  2. процесс введения новых элементов, подходов вместо ныне действующих

Виды  иноваций: 1) процессные инновации 2) продуктовые  инновации

Подходы к инновациям:

1)объектный .

В качестве инноваций выступает объект.

Виды:

-базисные (реализует крупные изобретения)

-улучшающий (инновация мелких и средних  изобретений)

-псевдоинновации  (рационализирющие) – частичное  улучшение техники ,технологий. Они явлются главным тормозом НТП и очень сказывается на конкурентоспособности.

2) процессный 

Комплексный процесс от разработки до комерцинализации новых ценностей

  1. объектно-утилитарный

Объект способный удовлетворить общественные потребности с большим полезным успехом.

  1. процессно-утилитарный

комплексный процесс  создания, распространения и  использования  нового практического средства

  1. процессно-финансовый

процесс инвестирования в новации, то есть вложение средств  в разработку новой техники, технологии или науч.исследования

8) Характеристика рынка новшеств

Новшества – это разработка, проетирование,  изготовление, использование, устаревание. Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (проценты) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей. 

Новшество - наиболее массовый инновационный  товар, представляющий собой продукт  интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения. 

Формирующийся рынок имеет ряд существенных особенностей. Рынок новшеств не может  нормально функционировать без  признания права на объекты интеллектуальной собственности, которые сегодня широко реализуются в экономическом обороте. Новшества как объекты интеллектуальной собственности рассматриваются как товар особого рода, который можно отчуждать в товарно-денежной форме. Участники экономического оборота должны считаться с особыми качествами интеллектуальной собственности: надлежащей лигитимизацией объекта (наличие исключительного права на продукты, вовлекаемые в экономический оборот), формой передачи, объективным наличием интеллектуального продукта в хозяйстве соответствующего субъекта рынка новшеств. 

Рынок новшеств включает помимо продуктов промышленной собственности (права на изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки  и др.) массу информационных продуктов, которые не патентуются и не защищаются авторским правом. Эти результаты интеллектуальной деятельности могут быть тесно связаны с объектами промышленной собственности. Тем самым возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, представляющие для предпринимателя большую ценность, чем сумма ценностей, вошедших в комплекс. 

Если речь идет о товарном характере новшества  и его реализации, то возникают  специфические особенности торговли ими. Эти особенности затрагивают  возможность и необходимость  того, чтобы товарные отношения между, например, инновационной организацией— производителем новшеств и предпринимателем—потребителем новшеств были поставлены на планово-договорную основу, включающую важнейшие условия реализации товаров, такие, как количество, качество, цена, сроки поставки, затраты на обращение и т.д., а также положения, касающиеся невыполнения договорных обязательств. Следует заметить, что при торговле новшествами в значительной степени отпадает один из наиболее характерных признаков товарооборота — неизвестный потребитель и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар.

Особенности торговли новшествами выделяют ее в  самостоятельную сферу, в относительно обособленный рынок. 

Важнейшая особенность этого рынка — ценообразование, а именно: имеют ли новшества стоимость и цену, а также будет ли она денежным выражением его стоимости. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно. Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он проявился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы. 

Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредование), можно говорить о  наличии потребительной стоимости новшества — одного из элементов товарности. 
 

Новшества в первую очередь удовлетворяют  непосредственно производственные потребности и прямо не связаны  с удовлетворением индивидуальных, социальных и творческих потребностей. Как показали многочисленные исследования, они могут длительное время "стареть на полке", ожидая спроса и теряя свою потребительскую стоимость.  Практика активного проталкивания новшеств также не приносит решающего успеха, так как спрос на них не сформирован объективными техническими, экономическими и организационными требованиями (предпосылки активации спроса). 

Отсюда вытекает исключительная важность для рынка новшеств взаимодействия инновационной организации — продавца новшеств и покупателя. Особенность такого рынка в том, что он поддается "субъектному" программированию, точной адресации новшества и применению маркетинговых методов управления созданием и реализацией новшеств. 

Характеризуя  отношения продавцов и покупателей, действующих на рынке новшеств, можно  предположить что они имеют полную информацию о технических и экономических характеристиках (показателях) новшеств. Однако на практике инновационная организация— продавец новшеств знает о нем больше, чем предприниматель, т.е. возникает проблема асимметричной рыночной информации. Эта проблема тесно связана, с одной стороны, с неопределенностью качественной характеристики новшеств, а с другой стороны, — с корпоративным характером отношений продавца и покупателя. 

В условиях рынка покупатель новшества не может  его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он всегда будет иметь подозрения на счет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск. 

Особенностью  рынка новшеств является его информационная асимметричность, что оказывает влияние на поведение субъектов рынка. Инновационная организация, сталкиваясь с осторожным поведением покупателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новшеств набор (комбинации) известных технических решений. Подобный отказ от серьезных изменений в технике и технологии снижает не столько порог недоверия, сколько эффективность инноваций. 

На рынок  часто смотрят как на технико-экономическую  категорию, функцией которой является простое продвижение товара до потребителя. Такая пассивная роль не свойственна рынку новшеств, поскольку он имеет существенные регулирующие функции: 

Информация о работе Концептуальные основы теории инноватики