Классификация инноваций. Признаки классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание

Данная работа написана на тему классификации инноваций, а также признаков классификаций. Существует несколько способов классификации инноваций, и все из них представлены в данной работе. Но прежде чем приступить к классификации инноваций, необходимо изучить само понятие инновации.
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть……………………………………………………..5
Классификация инноваций. Признаки классификации………...………..5
2. Практическая часть…………………………………………………….11
Задача………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

информ мен.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)



Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Инновационный менеджмент

Вариант № 5

«Классификация инноваций. Признаки классификации»

 

 

 

                                                                                  Преподаватель:

                                                                    Прошкина Людмила Андреевна

 

                                                                                  Работа выполнена:

                                                                    Дятловой Викторией Олеговной

                                                                    Менеджмент и маркетинг, 

                                                                    07ММБ02866, 5 курс, МО1.

 

 

 

 

 

 

 

Пенза – 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть……………………………………………………..5

Классификация инноваций. Признаки классификации………...………..5

2. Практическая часть…………………………………………………….11

Задача………………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………….……15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа написана на тему классификации инноваций, а также признаков классификаций. Существует несколько способов классификации инноваций, и все из них представлены в данной работе. Но прежде чем приступить к классификации инноваций, необходимо изучить само понятие инновации.

Слово «инновация» выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного процесса, использованного в производственной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Классификация инноваций  позволяет систематизировать знания о видах инноваций и проявляет  их место или позицию инноваций  в системе фирмы.

Целью данной работы является оценка и анализ современных инноваций, подробное рассмотрение различных классификаций инноваций, а также изучение принципов классификации инноваций.

Данная тема является актуальной в наше время, так как  научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции.

Объясняется все это  эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения (инновации) – это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства.

Массовый характер производства, ускорение  создания принципиальных новшеств и  модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей, а также создали предпосылки для классификации инноваций. Таким образом, переходим к теоретической части данной работы, в которой и представлена сама классификация инноваций, а также раскрываются признаки классификаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть.

Классификация инноваций. Признаки классификации.

Для управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Существует несколько подходов к классификации инноваций.

В зависимости от вида объекта инновации делятся на:

- инвестиционные;

- реальные (финансовые).

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают:

- применение новых  материалов;

- новых полуфабрикатов и комплектующих;

- получение принципиально  новых продуктов. 

Процессные  инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

Продуктовые инновации  охватывают внедрение новых или  усовершенствованных продуктов. Процессные инновации – это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 – к продуктовым; в Японии обратное соотношение.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли  в мире;

- новые для отрасли  в стране;

- новые для данного  предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать  предприятие (фирму) как систему, можно  выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (новые изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (внутри системы):

- управленческой;

- производственной;

- технологической. 

Экономический эффект от инновации  получает потребитель.

В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

- радикальные (базовые) – новый продукт на основе изобретения фирмы-«пионера», не имеющего аналога ;

- улучшающие – новый продукт на основе изобретения улучшающего изобретения «пионера»;

- модификационные (частные) – новый продукт на основе рационализаторского предложения.

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадий жизненного цикла.

Изобретение – новое, преобладающее существенными отличиями  «техническое решение практической задачи» в любой области хозяйственной, социально-культурной или оборонной  сферы.

Изобретение-«пионер» - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы, аналоги, в основе их лежат открытия.

Открытия – установление неизвестных ранее объективно-существенных закономерностей, свойств и явлений  материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Рациональное предложение – «техническое решение», обладающее относительной новизной. Например, новое решение для данного рынка, для данной отрасли или предприятия.

Предметная инновация  – новые материальные ресурсы, сырье, комплектующие изделия, продукты.

Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих, но по-другому.

Процессная инновация  – новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры.

Система управления –  в этом классе инноваций определяющей является инновация в области  производственных процессов. Технологическая  инновация направлена на повышение  качества продукта, роста производительности труда, увеличение объемов производства.

В связи с развитием  информационных технологий важнейшей  становиться информационная инновация, рассматриваемая как новый вид  ресурса. Она обладает двумя важными  свойствами:

1) является первичной  но по отношению к другим инновациям, так как в основе ее лежит информация;

2) она неисчерпаема (в  то время, как другие ресурсы  исчерпаемы).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические; 

2) производственные (новые технологии, оборудование, инструменты);

3) экономические;

4) торговые (новая форма обслуживания, новая организация складирования, новые способы рекламы);

5) социальные (новый способ разрешения социальных конфликтов, новый способ адаптации нового работника, новый вид социальной помощи);

6) в области управления (новые методы принятия решений).

В зависимости от характера использования  инновации бывают:

а) потребительские (используются для  удовлетворения личных потребностей, они не используются в научно-технических  и производственных видах деятельности. Потребители – частные лица, семьи. Назначение – увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара).

б) инвестиционные (новые виды комплектующих, оборудования, новые технологии. Потребители  – производственные предприятия, научные  организации и индивидуальные предприниматели).

Известна классификация  инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

1. По распространенности:

- единичные

- диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

- сырьевые

- обеспечивающие (связывающие)

-продуктовые

3. По преемственности:

- замещающие

- отменяющие

- возвратные

- открывающие

- ретровведения

4. По охвату ожидаемой доли рынка:

- локальные

- системные

- стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

- радикальные

- комбинаторные

- совершенствующие

Четвертое и пятое  деления классификации, учитывающие  масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени  выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют  значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

По характеру  общественных целей различают инновации:

- экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.); 

-экономические,  не ориентированные на прибыль (экологические и др.);

-специальные  (военные, здравоохранение, образование  и др.).

Особенности инновационных процессов, которые  должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков (Таблица 1). Приведенные в данной таблице классификации подтверждают, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Информация о работе Классификация инноваций. Признаки классификации