Электронные государственные услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 20:30, реферат

Описание

Президент Дмитрий Медведев хотел бы через 5-6 лет перевести все государственные услуги, предоставляемые гражданам, в электронный вид. "К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид", - сообщает Дмитрий Медведев. Сегодня таковых насчитывается более 1,5 тысячи, и по каждому поводу гражданам приходится стоять в очередях за справками и согласованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ 4
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ 5
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЫЧНЫХ ГОСУСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЭГУ) 6
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ 10
ТАК ЖЕ СОЗДАН СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ - HTTP://WWW.GOSUSLUGI.RU. В НЕМ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ВСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ И О НИХ ПРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ. 11
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЭГУ 11
Система идентификации населения 11
Система взаимодействия государственных органов 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

реферат 2010.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

   Нормативно-правовая база по данному вопросу

   Нормативно-правовая база об электронных государственных услугах начала складываться не так давно. Но первые шаги уже сделаны. Приняты ряд постановлений и распоряжений, касающихся электронных государственных услуг, их формирования и исполнения. Так же создан модельный закон «об электронных государственных услугах» от 13.10 2009 г. Но он находиться в разработке и еще не утвержден и не имеет юридической силы. Однако в нем определены основные принципы оказания электронных государственных услуг, права и обязанности субъектов, участвующих в электронной государственной услуге, и другие положения.

   Не  так давно было принято распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде». В распоряжении представлен сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов российской федерации и муниципальными учреждениями. А так же сформированы этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде. В распоряжении имеются следующие этапы:

----------------------------------------------------------+--------------+

¦                     Содержание этапа                     ¦ Предельные  ¦

¦                                                          ¦    сроки     ¦

¦                                                          ¦  реализации  ¦

¦                                                          ¦    этапа     ¦

+---------+------------------------------------------------+--------------+

¦ I этап  ¦размещение  информации об услуге (функции) в     ¦ до 1 декабря ¦

¦         ¦Сводном реестре государственных  и муниципальных ¦   2010 г.    ¦

¦         ¦услуг (функций) и на Едином портале             ¦              ¦

¦         ¦государственных и муниципальных  услуг (функций) ¦              ¦

+---------+------------------------------------------------+--------------+

¦ II этап ¦размещение на Едином портале государственных и  ¦ до 1 января  ¦

¦         ¦муниципальных услуг (функций) форм заявлений  и  ¦   2011 г.    ¦

¦         ¦иных документов, необходимых для  получения      ¦              ¦

¦         ¦соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ¦              ¦

¦         ¦ним для копирования и заполнения в электронном  ¦              ¦

¦         ¦виде                                            ¦              ¦

+---------+------------------------------------------------+--------------+

¦III этап ¦обеспечение возможности для заявителей в  целях  ¦   до июля    ¦

¦         ¦получения услуги представлять документы  в       ¦   2012 г.    ¦

¦         ¦электронном виде с использованием Единого       ¦              ¦

¦         ¦портала государственных и муниципальных услуг   ¦              ¦

¦         ¦(функций)                                       ¦              ¦

+---------+------------------------------------------------+--------------+

¦ IV этап ¦обеспечение возможности для заявителей          ¦ до 1 января  ¦

¦         ¦осуществлять с использованием Единого портала   ¦   2013 г.    ¦

¦         ¦государственных и муниципальных  услуг (функций) ¦              ¦

¦         ¦мониторинг хода предоставления услуги           ¦              ¦

¦         ¦(исполнения функции)                            ¦              ¦

+---------+------------------------------------------------+--------------+

¦ V этап  ¦обеспечение возможности получения результатов   ¦ до 1 января  ¦

¦         ¦предоставления услуги в электронном виде на     ¦   2014 г.    ¦

¦         ¦Едином портале государственных  и муниципальных  ¦              ¦

¦         ¦услуг (функций), если это не запрещено          ¦              ¦

¦         ¦федеральным законом                             ¦              ¦

+---------+------------------------------------------------+--------------+

   Так же создан справочно-информационный портал государственных услуг - http://www.gosuslugi.ru.  В нем перечислены все государственные услуги и о них предоставлена информация. 

   Однако  нормативно-правовая база по данному  вопросу требует серьезной доработки.

   Технологические аспекты создания ЭГУ

   Система идентификации населения

    Для  тех услуг, когда поток информации  направлен от гражданина государству,  критичен вопрос идентификации пользователя, подающего сведения. Поэтому важным этапом разработки электронной услуги является создание системы идентификации граждан. Главный элемент этой системы - это национальный удостоверяющий центр (НУЦ), где каждый гражданин или организация должны пройти регистрацию и получить ключи доступа, с помощью которых они могут получать все необходимые личные сведения и справки в электронной системе. При этом удостоверяющий центр - это не просто технологическое решение. Это организационное решение, включающее в себя определение порядка и места получения ключей идентификации. В идеале удостоверяющий центр должен быть единым, при этом каждый гражданин должен иметь возможность пройти начальную регистрацию. Так, например, в Казахстане удостоверяющий центр - единый на всю страну. Очевидно, России также необходим единый НУЦ, но из-за значительной территориальной распределенности должны быть его региональные представительства.

   Система взаимодействия государственных  органов

   Следующий важный вопрос - создание регламентов взаимодействия госорганов и необходимой инфраструктуры, обеспечивающей обмен данными в электронном виде. Все госорганы из своих ведомственных систем должны работать с единой централизованной системой. Например, в Казахстане в рамках программы развития электронного правительства были созданы специальные информационные системы: шлюз электронного правительства (ШЭП) и портал электронных услуг (ПЭУ). ШЭП объединяет информационные системы различных государственных органов в части обмена данными. ПЭУ содержит и предоставляет потребителям наборы ЭГУ в удобном виде, помогает потребителю разобраться и грамотно реализовать свое право на получение услуги. В результате все электронные государственные услуги доступны потребителю из одного источника.  
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   По  задумкам авторов законопроекта  большинство госуслуг будет переведено в электронный формат. Законопроект подробно описывает процедуру предоставления информации гражданам в условиях работы электронного правительства. А  заниматься оказанием услуг и сбором документов будут новые органы - многофункциональные центры (МФЦ). Документ содержит общие положения: сфера регулирования, права заявителей, обязанности органов, плата и т.д.  
 
Несмотря на важность данных законодательных инициатив, законопроект вызвал массу споров и вопросов и ко второму чтению, скорее всего, будет серьезно переработан. В частности, депутаты ГД - члены Комитета по собственности отметили, что ряд положений документа построены на принципах устаревшей модели реформирования системы государственного управления.

   Согласно  этой модели на базе существующих малоэффективных  с точки зрения оказания соответствующих  услуг гражданам государственных  и муниципальных органов власти формируются МФЦ, которые при  отсутствии объективных критериев  их деятельности также могут оказаться малоэффективными. Кроме того депутаты обратили внимание на наличие в законопроекте большого количества неопределенных понятий, таких как "повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг", "вежливое и оперативное обслуживание в органах, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги". В этой связи Комитет счел целесообразным рекомендовать ответственному комитету при доработке законопроекта ко второму чтению сформулировать в законе требования к количественным и качественным показателям тех критериев, которые будут использоваться для оценки качества, оперативности, полноты и достоверности предоставляемой информации, а также определить категорию лиц, имеющих полномочия на проведение независимой оценки таких услуг. Депутаты Комитета также рекомендовали при доработке законопроекта дополнить его положениями об обязательном учете в процессе публичного обсуждения административных регламентов мнения соответствующих СРО профессиональных участников рынка.  
 
Эксперты с критикой МФЦ не согласны. Как рассказал "РБГ" Михаил Иванков, директор департамента госконсалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем", на сегодняшний день МФЦ созданы более чем в 40 субъектах Российской Федерации. При этом, как показали проведенные в рамках Всероссийского мониторинга исследования, МФЦ как новая форма взаимодействия государства и гражданина, государства и бизнеса доказали свою эффективность - более 80% посетителей МФЦ высоко оценивают работу центров и, главное, активно поддерживают такую деятельность властей.
 

   Остается  открытым вопрос и стоимости госуслуг. Авторы законопроекта делают акцент на том, что отдельное внимание в  законопроекте уделено вопросам установления и взимания платы при  предоставлении госуслуг, а принятие законопроекта позволит обеспечить снижение издержек граждан и организаций. Эксперты ставят под сомнение, так ли это на самом деле и вносит ли законопроект ясность в части оплаты услуг? 

   Но  самое главное, отмечает эксперт, в  отличие от действующих нормативных  правовых актов в области разработки регламентов законопроект обходит стороной вопрос об ответственности должностных лиц органов, предоставляющих госуслуги. Между тем именно ответственность должностных лиц является тем способом, с помощью которого потребитель услуг может обеспечить реальное исполнение законоположений, тем более что за услуги платит именно потребитель.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Российская  газета" - спецвыпуск N 4789 от 11 ноября 2008 г.

2. "Российская газета" - Федеральный выпуск №5072 (248) от 24 декабря 2009 г.

3. "Российская  Бизнес-газета" №729 (45) от 24 ноября 2009 г.

4. Консультант  плюс

5. http://www.interface.ru

Информация о работе Электронные государственные услуги