Истребители пятого поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:46, контрольная работа

Описание

В основу работ по созданию “истребителей XXI века” был положен ряд
фундаментальных научно-технических достижений в области аэродинамики, двигателестроения, средств снижения радиолокационной и тепловой заметности, улучшения эксплуатационных характеристик.

Содержание

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

СРАВНЕНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ РОССИИ И ИНДИИ

ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ШЕСТОГО ПОКОЛЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВОПРОСЫ К АУДИТОРИИ

Работа состоит из  1 файл

отчёт.docx

— 542.48 Кб (Скачать документ)

       Нормальная взлетная масса - около  30 000 кг, максимальная взлетная - 35 000 кг. Максимальная скорость соответствует  М=2,35, крейсерская скорость - М=1,6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Первое  поколение, родившееся в середине-конце 40-х годов, просуществовало относительно недолго. От винтовых истребителей конца Второй мировой войны первые реактивные самолеты отличались, помимо двигателя, большей (на 150-200 километров в час) скоростью, рабочим потолком в 13-15 тысяч метров против 10-11 тысяч, и заметно худшей, чем у винтовых машин, маневренностью. Вооружение и прицельно-навигационное оборудование оставалось практически таким же, что и раньше - 2-3 пушки или 4-6 крупнокалиберных пулеметов, оптический прицел. Наиболее известными и характерными представителями первого поколения являются истребители МиГ-19 и F-80 Sabre. Дистанции воздушного боя в те времена не превышали нескольких сотен метров, и разгоревшиеся над Кореей сражения, в которых впервые сошлись реактивные машины, практически не отличались от воздушных боев Второй мировой. Со временем характеристики машин становились лучше, и последние образцы истребителей первого поколения - такие, как МиГ-19,F-80,Messerschmitt262 -достигли сверхзвуковых скоростей. Кроме того, ряд машин первого поколения прошел модернизацию, получив радары и управляемые ракеты. 
 
Реактивные истребители второго поколения, появившиеся на свет к середине 50-х годов, изначально проектировались как машины превышающие скорость звука в 1,5-2 раза (максимальные скорости достигли значений 1800-2200 километров в час), оснащенные радиолокационными станциями и ракетами "воздух-воздух" с тепловыми (инфракрасными) и радиолокационными головками самонаведения. Ракеты и радар позволили компенсировать возрастание скоростей, увеличив дистанции воздушного боя и сохранив летчику хотя бы минимальное время на принятие решения. В это время с самолетов исчезают пушки - в эйфории "всемирной ракетизации" они повсеместно объявляются устаревшими. Совершенствование боевых машин идет путем непрерывного наращивания максимальной скорости и потолка полета. Наиболее яркие представители второго поколения –F -86 Амереканский, МиГ-15 в СССР, Мираж-III во Франции и F-104 Super Starfighter в США - служили в ВВС десятков стран мира долгие годы, причем МиГи и "Миражи" остаются в строю до сих пор.
 

Не успели машины второго поколения стать  массовыми, как из ангаров КБ и  авиазаводов выкатили первые истребители  следующего, третьего поколения. Рост цен на современные истребители, тогда уже ставший заметным, потребовал сделать реактивные машины многоцелевыми. Именно способность выполнять различные  задачи и помимо завоевания господства в воздухе атаковать наземные цели с помощью управляемого оружия стала отличительным признаком  машин нового поколения. Повышение  возможностей истребителей произошло  благодаря прогрессу в электронике, появились компактные и мощные радары и оптические системы, пригодные  для размещения на самолете. Возросший  вес новых машин был компенсирован  появлением мощных и вместе с тем  экономичных двигателей.  
 
F-4 Phantom II и МиГ-23, созданные, соответственно, в начале и конце 60-х годов, считаются самыми заметными представителями своего времени, но третье поколение породило и целую плеяду специализированных машин, которые относят к нему из-за наличия мощного и разнообразного прицельно-навигационного оборудования и соответствующего ракетного вооружения. Такими самолетами, например, являются перехватчик МиГ-25 и ударные машины Су-24 и "Торнадо".
 

Третье  поколение создавалось еще во времена повышенного увлечения ракетным вооружением, и ничего, кроме разнообразных ракет, новые самолеты поначалу не несли. Воздушный бой во время их проектирования сводился к решению математической задачи - перехват скоростной маломаневренной цели еще более скоростной и столь же маломаневренной ракетой. Но десятилетняя вьетнамская война и арабо-израильские конфликты продемонстрировали всем, что такая точка зрения ошибочна. Нагруженные боеприпасами многоцелевые "Фантомы" 3-го поколения не могли идти на сверхзвуковой скорости и становились жертвами маневренных МиГ-17 - истребителей 1-го реактивного поколения с традиционным пушечным вооружением. МиГи-15, принадлежавшие ко второму поколению и отличавшиеся за счет мощного двигателя и малого веса изрядной маневренностью и высокой скоростью, стали еще более опасным противником для идущих практически по прямой ударных машин. В боях над Синаем вновь возродился маневренный воздушный бой - МиГ-15 и Мираж-III доказали, что высший пилотаж рано списали со счета.  
 

В результате 4-е поколение реактивных истребителей создавалось на основе компромиссов. Истребитель должен сохранять высокую скорость - не менее двух скоростей звука на большой высоте - и иметь возможность прорыва системы ПВО на сверхнизкой высоте и околозвуковой скорости. Его летные характеристики должны позволить вести маневренные схватки с применением пушек и ракет ближнего боя. Радар истребителя должен иметь возможность одновременного слежения и наведения оружия по нескольким целям вне дистанции прямой видимости. "Героями нашего времени" стали американские F-15, F-16, F-18, французский Мираж-2000, советские МиГ-29 и Су-27. Скоростные и высотные характеристики многоцелевых истребителей нового поколения не возросли, а порой даже несколько снижались. Рекорд скорости остался за специализированным перехватчиком МиГ-31, неприспособленным для маневренного воздушного боя, но причисленным к четвертому поколению за счет мощнейшей РЛС.  

Помимо  роста возможностей самих истребителей, смена поколений характеризовалась  постоянным совершенствованием системы  управления воздушным боем. Истребители  первого поколения наводились с  земли по радио на основе информации наземных РЛС или визуального  наблюдения, истребители второго  поколения уже имели собственную  РЛС и могли наводиться как  с ее помощью, так и с помощью  наземной РЛС в автоматическом режиме. Истребители третьего поколения  получили возможность взаимодействия сразу с несколькими станциями  наведения и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Четвертое  поколение расширило эти возможности  благодаря многоканальным радарам  и взаимному наведению самолетов  в группе. Самолет стал частью воздушно-наземного  комплекса, ответственного за обнаружение, сопровождение и уничтожение  цели.  

Истребители 4+ Это многоцелевые, многофункциональные  истребители широкого спектра  бортового радиоэлектронного оборудования. Уменьшенной степенью заметности

F-16,F-18,Eurofighter typhoon,СУ-30,МиГ-29СМТ,МиГ-29 КУБ. 
 

Истребители 4++ Это новое качество приобрело за счёт того что на них используются новые радиолокационные системы. Это так  называемые бортовые радиолокационные станции с активными, фазированными антенными решётками. Приняты меры по уменьшению радиолокационной заметности. Применяются  технологии СТЕЛС И возможность для некоторых модификаций крейсерского полёта на сверхзвуковой скорости.

СУ-35,МиГ-35,F-15SE. 
 

Работа  над пятым поколением реактивных истребителей стартовала в начале 80-х годов XX века и сразу уперлась в споры вокруг принадлежности того или иного проекта к пятому поколению. Вопрос скорее философский, нежели технический, но на его решение потребовалось полтора десятка лет. США объявили характерными признаками самолетов пятого поколения пониженную радиолокационную заметность и крейсерскую сверхзвуковую скорость. СССР, а затем Россия добавили к этому списку качеств сверхманевренность. Все участники процесса сошлись на том, что истребитель должен иметь радиолокационное оборудование, позволяющее обнаруживать цели не только в передней, но и в задней полусфере. И, пожалуй, наиболее характерным признаком истребителя пятого поколения является высочайшая степень интеграции машины в состав воздушно-наземного комплекса.

Итак, это истребители с вооружением внутри  фюзеляжа с супер современными бортовыми радиоэлектронными станциями. С изготовлением всех элементов конструкции по технологии СТЕЛС частичной или полной возможностью крейсерского полёта на сверхзвуковой скорости. На сегодняшний день это: F-22A «РЭПТОР»,

F-35B»Лайтнинг2»,Т-50 ПАК ФА.

 
 
Огромные возможности, которые предоставляет  бортовое оборудование машин пятого поколения, могут быть полностью  реализованы только при наличии  соответствующей информации, поставляемой по различным каналам связи из множества источников - от самолетов  дальнего радиолокационного обнаружения  и управления, самолетов электронной  разведки, наземных РЛС, истребителей - соседей по группе и так далее.
 

В итоге, если учитывать критерий "системности" истребителя, то из множества проектов машин, родившихся в 90-е годы, право  на существование получили лишь три - уже строевой F-22, пока экспериментальный F-35/JSF и ожидаемый в ближайший  год отечественный И-21. Ни "Рафаль", ни "Еврофайтер", ни "Грипен" не являются машинами пятого поколения. Так же как последние машины на платформе Су-27 и МиГ-29, это многоцелевые машины 4-го "с плюсом" поколения, машины, представляющие ценность прежде всего сами по себе, а не как элемент  сложнейшей боевой системы.

РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ 

  29 января 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре  поднялся в воздух первый летный  образец Перспективного авиационного  комплекса фронтовой авиации  (ПАК ФА) - самолета Т-50, разработанного  компанией «Сухой» в рамках  программы создания российского  истребителя пятого поколения.  Как заявил в тот же день  на заседании Правительства России  премьер-министр страны Владимир  Путин, уже в 2013 г. первые  такие самолеты должны поступить  в липецкий Центр боевого применения  и переучивания летного состава  Военно-воздушных сил, а с 2015-го  начнутся поставки в строевые  части ВВС серийных ПАК ФА. К первым исследованиям по  программам истребителей пятого  поколения приступили в нашей  стране и США уже почти три  десятилетия назад. Их результатом  стало создание в Соединенных  Штатах самолета F-22A «Рэптор», официально состоящего на вооружении ВВС США с 2005 г. Через пару лет в войска сможет начать поступать и другой американский истребитель пятого поколения - более легкий F-35 «Лайтнинг II». В нашей стране в середине 90-х гг. прошлого столетия были изготовлены опытно-экспериментальные образцы своих истребителей пятого поколения - Многофункционального истребителя (МФИ) компании «МиГ», известного как «изделие 1.44», и экспериментального самолета с крылом обратной стреловидности С-37 (Су-47) «Беркут» ОКБ Сухого. В силу сложной экономической обстановки в России в то время и изменения требований к самолетам такого типа дальнейшего развития эти проекты тогда не получили. Однако около десяти лет назад на «Сухом» приступили к разработке нового проекта истребителя пятого поколения, который воплотил в себя все новейшие достижения отечественной промышленности в области авиационных конструкций, материаловедения и технологий, силовых установок, радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения. В 2002 г. этот проект одержал победу в тендере ВВС России и был принят к практической реализации. Пройдя все необходимые этапы разработки, компания «Сухой» смогла в прошлом году изготовить первые опытные экземпляры Т-50, а недавно и приступить к летным испытаниям. Что такое истребители пятого поколения, какими новыми возможностями они располагают, как развивались их проекты у нас в стране и за рубежом за последнюю четверть века, и что же, наконец, представляет собой ПАК ФА? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в этом обзоре.

  www.take-off.ru

 

МФИ: первый в отечественном пятом  поколении

 

  Опытно-экспериментальный  самолет "1.44" рулит "своим  ходом" к месту  своей первой публичной  демонстрации на аэродроме  ЛИИ им. М.М.Громова, 12 января 1999 г.

 

  В 1981 г. в США был дан старт  программе ATF (Advanced Tactical Fighter), в рамках которой предполагалось разработать перспективный тактический истребитель, который стал бы преемником наиболее совершенного истребителя ВВС США 80-х гг. - самолета F-15 «Игл». В сентябре 1983 г. в программе ATF участвовало уже семь авиастроительных фирм, пять из которых в октябре 1986 г. объединились в две группы, каждой из которых предстояло спроектировать и построить по два опытных образца перспективного истребителя. Самолет компании «Локхид» (субподрядчики - «Боинг» и «Дженерал Дайнемикс») получил наименование YF-22, а фирмы «Нортроп» (субподрядчик - «Макдоннелл-Дуглас») - YF-23. Первый из двух прототипов YF-22, оснащенный двумя двигателями YF120 компании «Дженерал Электрик», совершил первый полет 29 сентября 1990 г. (YF-23 поднялся в небо на месяц раньше), а второй, с двигателями YF119 компании «Пратт-Уитни», - через месяц, 30 октября. Сравнительные испытания всех четырех самолетов продолжались до конца года, и 23 апреля 1991 г. победителем конкурса был назван проект компании «Локхид» с двигателями «Пратт-Уитни». На его базе и началась разработка серийного варианта истребителя, известного сейчас под названием F-22A «Рэптор».

  Работы  по истребителям пятого поколения в  СССР и США начались практически  одновременно. В 1981 г. в Советском  Союзе постановлением правительства  была развернута Целевая комплексная  программа создания истребителей 90-х  гг. Необходимость в такой программе  объяснялась масштабностью стоящих  задач: предстояло разработать не только сами самолеты нового поколения, но и  весь комплекс средств их оснащения, включая перспективные двигатели, радиолокационную и оптико-электронную  обзорно-прицельную аппаратуру, пилотажно-навигационное  и радиосвязное оборудование, системы  РЭП, управляемое ракетное вооружение. Все эти системы также должны были относиться к новому поколению  и качественно отличаться по характеристикам  от применяемых на самолетах существующего  поколения. Целевая комплексная  программа была призвана координировать деятельность различных учреждений и ведомств, ответственных за разработку той или иной системы нового самолета, в условиях возрастания стоимости  и трудоемкости проводимых работ  при необходимости соблюдения жестких  сроков их выполнения.

Информация о работе Истребители пятого поколения