Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

хорошая работа1.Изучение и анализ современных методов обучения английскому языку.
2.Определение уровня эффективности использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1.Теоретически обосновать использование инновационных технологий в учебном процессе.
2.Опытно-эксперементальным путём проверить гипотезу исследования.
В работе я использовала следующие методы исследования: критический анализ, эксперимент, научно-фиксируемое наблюдение.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проект как метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1.1 Схема осуществления проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1.2 Основные виды проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Характеристика метода Дальтон-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2.1 Схема подряд по Дальтон-плану . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.2.2 Формы учебной деятельности по Дальтон-плану . . . . . . . . . . .12
1.3 Определение модульного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3.1 Элементы, составляющие модуль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.4 Программированный метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
1.4.1 Виды обучающих программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2 Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.1 Применение информационных технологий в учебном процессе (формирующий эксперимент, урок в 9-ом классе) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2 Фрагмент урока английского языка в 7-ом классе по теме «Weather» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Фрагмент урока английского языка в 7-ом классе по теме
«Meals» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по методике.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

                          1.3.1 Элементы, составляющие модуль

      Для успешной работы ученика с модулем  важным требованием является представление  учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усвоил. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из 7 учебных элементов:

0 –  записываются цели модуля, то  есть, чего ученик должен достигнуть  в процессе работы над модулем.

1 –  проверка изученного материала. (работу над модулем учащиеся  осуществляют после предварительного  ознакомления с новым материалом). В нём проводится входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе над модулем. При необходимости здесь можно провести соответствующую коррекцию знаний.

2, 3, 4, 5 – закрепление пройденного материала.  Обязательно осуществляется текущий  и промежуточный контроль в  конце каждого учебного элемента (это мягкий контроль – самоконтроль, сверка с образцом). Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении.

6 –  резюме. В этом учебном элементе  реализуется возможность повторения  основного содержания. Обобщение  может быть сделано не только  словесно, но и в форме сравнительных характеристик, графиков, диаграмм.

7 –  подведение итогов. Здесь осуществляется  выходной контроль. Он показывает  уровень усвоения модуля.

      К модулю прилагается «Приложение  с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученик оценивает свою работу. На выполнение учебного модуля учащимся даётся 45 минут.

      Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные  связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.  

                        1.4 Программированный метод обучения

      В 70-80-х годах ХХ века компьютеры стремительно вошли в процесс обучения и  положили тем самым начало новой эре в обучении. В основе компьютерного обучения лежит программированный метод обучения. Суть программированного метода обучения заключается в том, что всё обучение осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: безмашинном (программированные учебники, комплекты карт, перфокарты и т.д.) и машинном (преимущественно с использованием компьютера). Программное обеспечение компьютерного обучения включает в себя системную и обучающую программу. Компьютерное обучение несёт в себе огромный  мотивационный материал, а мотивация имеет большое значение в обучении иностранных языков.

Основными  целями компьютерного обучения являются:

- формирование  умений работать с информацией,  развитие коммуникативных способностей.

- формирование  исследовательских умений.

- подготовка  личности « информационного общества».

      Компьютерные  программы могут использоваться для обучения различным аспектам иностранного языка, начиная с изучения алфавита. С их помощью можно обучать  чтению, правильному произношению и  написанию слов, аудированию и  говорению, а также отрабатывать практически любой грамматический и лексический материал. Есть программы, обучающие работе с толковыми словарями и страноведению. Очень эффективны npoгрaммы грамматических упражнений и контрольных работ с мгновенной проверкой и оценкой результатов. Имеются и программы, обеспечивающие корректировку слухо-произносительных навыков, так как они дают возможность записи и воспроизведения собственного голоса для сравнения с образцами. Доступ в интернет также дает необъятные возможности обращения к любым справочным источникам.

     Использование компьютеров на занятиях по английскому  языку занимает важное место в  осуществлении индивидуального  подхода. С помощью компьютерных программ можно изучать язык в  индивидуальном темпе и последовательности, что позволяет учитывать психологические особенности каждого ученика. Кроме того, эффективность обучения увеличивается за счет того, что обучающиеся получают информацию в тот момент, когда она им требуется, они в любое время могут вернуться и повторить ранее пройденное и попросить у компьютера подсказку - осуществляется обратная связь.

     Учитывая  современный уровень развития компьютерных технологий и доступность мультимедийных программ, можно с уверенностью сказать, что эти программы являются на сегодняшний день наиболее эффективным компьютерным средством обучения иностранному языку.

                             1.4.1 Виды обучающих программ.

      Каждый  учитель придаёт большое значение практике при овладении иностранным  языком. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз, её необходимо повторять несколько раз, при этом желательно менять её языковое оформление так, чтобы более чётко выявить содержание. Программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные инструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контексты.

      Существует  три основных системы программирования материала: линейная, разветвлённая, и  смешанная (комбинированная). В линейной программе материал разбивается  на маленькие порции (дозы), которые  последовательно (линейно) предъявляются  для изучения. Сделав задание, ученик получает ключ для самоконтроля и самокоррекции и вне зависимости от результатов выполнении упражнения переходит к работе над следующей порцией материала.

      В разветвлённую программу вводятся дополнительные разъяснения в тех  случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответом, т.е. последовательность сообщения нового материала меняется в зависимости от результата выполнения предыдущего задания. Если задание выполнено верно, то ученику разрешается приступить к изучению новой порции материала, в противном случае, он получает дополнительные облегчённые упражнения. Правильно сделав эти упражнения, ученик должен вернуться к исходной позиции, и только после её успешного выполнения ему разрешается переходить к усвоению новой порции учебного материала. Эти программы нередко сочетаются, образуя новый вид, получивший название комбинированной программы.

      Компьютерные  программы обычно классифицируют по следующим характеристикам:

Классификация основных характеристик компьютерных программ
По  функциональному назначению: По способу  программирования: По способу  адаптирования к уровню знаний учеников:
1. обучающие

2. игровые

3. информационные

4. комбинированные

1. линейные

2. разветвлённые

3. комбинированные

1. адаптивные

2. частично  адаптивные

3. неадаптивные


Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и  навыков. При этом для ученика  он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

     Несмотря  на потенциально высокую эффективность  современных обучающих компьютерных программ и сети интернет, результаты обучения в большинстве случаев  не оправдывают ожиданий. Многие методисты связывают несостоятельность компьютерного обучения с тем, что многие программы, сайты интернета являются слабыми с методической точки зрения, не отвечают задачам обучения, имеют существенные ограничения и не могут соперничать с традиционными технологиями обучения. Тем не менее, главная проблема заключается не в недостатках новых средств, а в том, что кроме наличия самих компьютеров и соответствующего программного обеспечения необходимо, чтобы преподаватель владел методикой их использования и мог на практике эту методику реализовать. Преподаватели и методисты оказались неготовыми к внедрению компьютеров в учебный процесс. Даже в высших учебных заведениях часто не ведется систематическая подготовка студентов к использованию компьютерных программ в будущей профессиональной деятельности.[5, c.76]. 
 
 
 
 

                                           ВЫВОДЫ

      Проанализировав ряд инновационных технологий обучения иностранным языкам можно сделать  выводы о том, что инновационный  подход обладает некоторыми преимуществами в сравнении с традиционными методами. Во-первых, он вносит разнообразие в учебный процесс, вызывает интерес у учащихся, что, несомненно, способствует повышению уровня положительной мотивации. Во-вторых, применение инновационных технологий реализует основные принципы обучения, такие, как самостоятельность в приобретении знаний, применение их на практике. Реализуется исследовательская деятельность учащихся, как, например в методе проектов и Дальтон-плане, когда создаётся коммуникативная ситуация и стимулируется интерес к предмету благодаря разнообразным, проблемным темам. При обучении модульному и программированному методу для учащихся чётко определены цели и задачи при усвоении необходимой информации, реализуется самоконтроль и самокоррекция, а учащиеся постоянно находятся в процессе решения мыслительных задач. Происходит формирование мотивации изучения иностранного языка как средства обмена информацией, получение знаний с его помощью, расширение кругозора. 
 
 
 
 
 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

      2.1 Применение информационных технологий  в учебном процессе. (формирующий эксперимент)

      Необходимость разработки системы уроков на основе информационных технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации  изучения иностранного языка, обусловила проведение формирующего эксперимента.

      Формирующий эксперимент проводился  СШ № 55 г. Минска.

      Целью формирующего эксперимента явилась  апробация информационных технологий в образовательном процессе.

      Основными задачами являлись:

  1. Разработка уроков английского языка с применением новых информационных технологий.
  2. Выявление эффекта влияния применения данных технологий на уроках иностранного языка.

      Для реализации целей и задач формирующего эксперимента была разработана система уроков, построенная на применении информационных технологий в  учебном процессе.

      Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного. Целью первого - подготовительного - этапа было создание благоприятных  условий для применения информационных технологий. Необходимость проведения данного этапа обусловлена отсутствием у некоторых учащихся знаний для использования компьютера. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы. Была проведена беседа с учителем информатики для выявления знаний и умений у учащихся по информатике.

На основном этапе был дан ряд уроков, которые  мы разработали сами применительно  к педагогическим условиям школы.

      Так, в ходе эксперимента был проведён урок  с учащимися 9-го класса по теме «Австралия». Урок проводился в компьютерном классе школы.

      Тема  урока: Австралия

      Класс: 9

      Цели  урока:

        1. показать учащимся практическое применение компьютера при изучении английского языка.
        2. активизировать в речи лексику темы.
        3. развивать навыки чтения на основе тематического текста.
 

      Программное обеспечение:

  1. развивающие игры:
    1. Hangman
    2. Schoolmom
    3. Parole
  2. компьютерный учебник по грамматике
    1. "Big Ben"

      План  урока:

  1. Организационная часть.
  2. Опрос "Аукцион".
  3. Фонетическая отработка слов.
  4. Активизация лексики темы в речи.
  5. Контроль домашнего задания.
  6. Работа над темой "Австралия".
  7. Итоги урока.

Ход урока:

  1. Начинает урок учитель английского языка - приветствие и сообщение задач урока. Вступительное слово учителя информатики  о том, что английский язык и информатика как школьные предметы очень тесно связаны между собой. Успешная работа на компьютере во многом зависит от хорошего знания английского языка.
  2. Учитель: В большинстве случаев компьютерные языки используют английские слова. Давайте проведём аукцион. Девятку получит тот, кто последним назовёт английское или образованное от английского языка слово, используемое при работе с компьютером. Ученики называют слова, которые они встречают при работе с компьютером.
  3. Учитель проводит фонетическую отработку компьютерных терминов. Ученики переводят эти слова, а учитель информатики спрашивает, какое действие происходит при нажатии клавиши с таким словом.
  4. Учитель напоминает ученикам тему урока (Австралия) и предлагает вспомнить географические названия, сыграв в компьютерную игру "Hangman". ( Эта игра является аналогом известной нам с детства игры "Виселица"). Учащиеся обозначают буквы алфавита, в итоге на экране монитора появляется задуманное компьютером слово. Далее учитель предлагает несколько упражнений по активизации в речи учащихся слов по теме:

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку учащихся среднего школьного возраста