Инновационый процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по ИМ.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)
 

    Однако  и в рамках одного критерия ученые видят разные типы нововведений. К  примеру, по уровню новизны различают  инновации: новые; усовершенствованные; требующие капитальных вложений; оазисные; улучшающие; псевдоинновации; радикальные; ординарные;

    усовершенствующие. Исходя из того, в какой области  осуществляются изменения можно  выделить инновации продуктовые, технологические  и организационно - управленческие. Продуктовые инновации связаны  с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции.

    Организационно – управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких - либо систем и управления ими. Заключительным классификационным признаком является конечная ориентация производимых изменений, Когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека, следует относить к потребительским.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Эффективность использования инноваций,  виды эффекта

    2.1. Эффективность и результативность инноваций

    Эффективность и результативность инноваций не следует отождествлять с эффективностью производства или сферы услуг. Максимальные результаты и качество достигаются за счет времени и энергии наиболее продуктивных специалистов. Поэтому менеджер подразделения, обеспечивающий ее эффективность, должен, прежде всего, изыскивать пути экономии времени,

энергии и повышения качества инноваций.

Основная  задача инновационного менеджера организации состоит в выборе программ, дающих наибольшую отдачу (не обязательно финансовую) и отвечающих квалификации имеющегося персонала. В этом случае специалисты не будут тратить время на неперспективные программы. Затем следует организовать правильный менеджмент исследовательских программ и регулярный анализ факторов, влияющих на их выполнение.

    При инновациях, ориентированных на конкретную цель, для достижения намеченных результатов в сжатые сроки необходим более жесткий менеджмент. Плохо контролируя бюджет, программы и персонал, менеджерам инновационных программ не избежать нарушения сроков разработок. Крупные программы с участием многих организаций должны особо тщательно управляться с анализом их финансовых, и временных, и технических параметров.

    Влияние менеджмента на результативность инновационных программ не однозначно. Установлено, что эффективность труда специалистов, как правило, выше тогда, когда цели их работ формулируются коллегиально. Специалист, выбравший цель самостоятельно, не обязательно работает лучше того, конечные цели которого поставлены другими.

    Важным  фактором эффективности инноваций является экономия на экспериментах. Особенно справедливо это тогда, когда для проведения экспериментов используются дорогие материалы, установки либо их продолжительность слишком велика.

    Организация разработки инноваций с применением  сетевых графиков позволяет установить, где и какие ресурсы должны быть предусмотрены, учесть намеченные эксперименты и предусмотреть меры для уменьшения времени ожидания необходимых ресурсов. Детальная проработка плана позволяет также выявить потребности в тех результатах, которые не могут быть получены без дополнительных экспериментов. Например, может выявиться отсутствие удовлетворительных методов химического анализа

и необходимость  их разработки до проведения основных экспериментов. Но и при наличии хорошего общего плана организация экспериментов на практике может иметь ряд недостатков. Можно отметить следующие:

    -опытным специалистам поручают выполнение работ, не требующих высокой квалификации;

    -проводятся эксперименты, непосредственно не связанные с программой или не имеющие определенного целевого назначения;

    -недостаточное внимание уделяется анализу параметров, влияющих на конечные результаты. В итоге они становятся неубедительными или не могут быть правильно истолкованы. При выполнении сложных работ следует полагаться не только на интуицию, но и на предусмотрительность. Хороший экспериментатор всегда об этом помнит;

    -проводится слишком много экспериментов (иногда просто для того, чтобы не бездельничать, иногда из-за отсутствия их четких целей);

    -эксперименты привязаны к условиям подразделения и не полностью отвечают практическим целям программ либо требуют проведения в более широком масштабе;

    -основное внимание уделяется тем экспериментам, которые могут дать интересные научные, а не практические результаты;

    -стремление к излишне полному анализу явлений нередко ведет к проведению многих и сложных экспериментов вместо минимально необходимых.

    Большинства этих недостатков можно избежать, поручив контроль за проведением экспериментов опытным менеджерам в тех случаях, когда возникновение таких ошибок наиболее вероятно.

    Следует также шире применять статистические методы для организации и обработки результатов экспериментов, что дает значительный экономический выигрыш, особенно когда число контролируемых переменных слишком велико, а проведение экспериментов требует слишком много времени. Масштабы экспериментов играют важную роль в достижении поставленной цели. Если цель должна быть достигнута с минимальными затратами, необходимо правильно выбрать масштабы экспериментов на разных стадиях программы. Поисковые исследования почти всегда проводятся в небольших масштабах, особенно если применяются дорогостоящие материалы.

    После того как предварительные исследования выявили необходимость организации эксперимента, следует определить масштабы на каждой его стадии. Иногда экспериментальные работы могут быть продолжены. В одних случаях прототип или опытная установка потребуют проверки в полномасштабном исполнении. В других — будет выбран промежуточный вариант.

    Большую помощь может оказать опыт модельных  исследований. В настоящее время  расширяется применение моделей в лабораторных условиях, при котором моделирование дает всю информацию для полномасштабного проектирования. Если предполагается создание опытной установки, то ее габариты должны выбираться на основе тщательного анализа размеров натурного изделия так, чтобы был возможен соответствующий пересчет [1].

    2.2.Система показателей эффективности инновационной деятельности

    При рассмотрении классификации инноваций  было отмечено, что новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инновации как результат внедрения новшеств могут осуществляться только в самой организации. Инновации не могут продаваться, продаются новшества для превращения их в инновации в сфере потребления.

    Жизненный путь новшеств может развиваться  по одному из трех путей: 1) накопление в инновационной организации (ИО); 2) превращение в ИО в инновацию; 3) продажа как товара. Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

    К системе показателей предъявляются  следующие требования:

1) показатели  должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

2) показатели  должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;

3) показатели  должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

4) важнейшие  показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);

5) показатели  должны быть состыкованы со  всеми разделами плана;

6) показатели  должны отражать все аспекты  финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);

7) проектирование  окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

    Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости.

    Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

    • экономический эффект;

    • научно-технический эффект;

    • социальный эффект;

    • экологический эффект.

    За  счет получения экономического эффекта  в форме прибыли ИО

осуществляет  комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников [3].

    В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

    Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от следующих факторов:

• продолжительности  инновационного периода;

• срока  службы объекта инноваций;

• степени  достоверности исходной информации;

• требований инвесторов.

    Выше  отмечено, что общим принципом  оценки эффективности является

сопоставление эффекта (результата) и затрат. Необходимо также отметить,  что эффективность в производстве — это всегда отношение. В целом проблема определения экономического и социального эффекта, а также

выбора  наиболее предпочтительных вариантов  реализации инноваций требует превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию. Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей:

    1) интегральный эффект;

    2) индекс рентабельности;

    3) норма рентабельности;

    4) период окупаемости.

     Индекс рентабельности инноваций. Представляет собой величину

разностей результатов и инновационных  затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году. Рассмотренный метод помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод часто используют организации, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет. В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

В условиях жесткого дефицита средств предпочтение отдается тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

Информация о работе Инновационый процесс