Инновационный потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:35, реферат

Описание

Для повышения роли науки в социально-экономическом развитии региона принят Закон Свердловской области «О государственной научно-технической политике Свердловской области» от 2 апреля 2001 года, который явился первым законодательным актом на территории Свердловской области, направленным на поддержку деятельности ученых, научно-технических работников, на развитие научно-технической политики Свердловской области. В настоящее время он приводится в соответствие с федеральным законодательством. В целях формирования современной инновационной инфраструктуры Правительством Свердловской области разработана Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы, а также разрабатывается областной закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Свердловской области», который будет регулировать правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность инновационного потенциала и оценка его эффективности
1.1 Инновационный потенциал: понятие, структура, компоненты
1.2Оценка эффективности инновационного потенциала региона
Глава 2. Инновационный потенциал Свердловской области
2.1 Характеристика инновационного потенциала Свердловской области: основные показатели и сравнение с другими регионами России
2.2 Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Инновационный потенциал (4).doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

В сфере науки и научного обслуживания занято 33.6 тыс. человек или порядка 2% от общей численности, работающих в области.

Численность студентов: высшее образование - 153 000 чел., среднее и средне профессиональное - 670 000 чел.

Меры государственной поддержки молодых ученых и студентов:

- ежегодное вручение стипендий Губернатора Свердловской области для студентов и аспирантов,

- ежегодное проведение областного конкурса научно-исследовательских работ студентов;

- с 2004 года учреждены Премии Губернатора Свердловской области для молодых ученых (8 премий по 30 тыс.руб. каждая).

- разрабатывается Программа поддержки молодых ученых.

2. Инновационная инфраструктура.

В области функционирует около 150 предприятий и организаций, занимающихся инновационной деятельностью, 5 научно-технологических парков и инновационно-технологических центров. Ведущими являются инновационно-технологический центр «Академический», технопарк «Уральский», Международный центр технологий, оборудования и инструмента «Техноцентр-Урал». Усиленно начали работу территориальные производственные технопарки на базе крупных промышленных предприятий, таких как Уралмаш, ВИЗ, завод им. Н.И.Калинина и др. Подготовлены документы по преобразованию технополиса «Заречный» в наукоград.

Для ускорения внедрения новых технологий в производство созданы и работает Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии, объединяющий 17 организаций Уральского региона, на базе УрО РАН и отраслевых институтов создается Уральский инновационный центр.

Создан региональный учебно-методический центр по энергосбережению и управлению качеством в Уральском государственном техническом университете — УПИ. Успешно функционирует кафедра «Энергосбережение» в Уральском государственном техническом университете - УПИ.[10]

Хотелось бы привести таблицы, в которых приведена вся статистика по инновационному развитию Свердловской области.

 

Промышленный потенциал (по данным статистики)

Статистические данные

 

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Валовый региональный продукт (млн.руб.)

165937.1

211496.8

249365

303587

366610

481690.4

655026.6

н/д

Инвестиции в основной капитал (млн.руб.)

25895

30219

40886

53700

75901

96449

133775

187160

Основные отрасли промышленности

2003

2004


Научно-технический потенциал (по данным статистики)

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество организаций

138

133

137

133

124

117

114

111

Число занятых в области НИР (всего)

27565

26747

26868

27573

26616

25076

24755

23859

Затраты на исследования и разработки


[11]

Анализируя данные таблиц, можно наблюдать следующие тенденции:

1) промышленный потенциал региона с каждым годом рос до 2007 года. Ситуация нынешнего кризиса, я думаю, несколько подкорректировала показатели темпа роста, но все же. Инвестиции в промышленный потенциал тоже росли;

2) но вот по показателям научно- технического потенциала можно наблюдать тенденцию сокращения научных организаций;

3) и, наконец, затраты на исследования и разработки росли до 2007 года.

Для более полной картины инновационного потенциала Свердловской области, рассмотрим ее положение относительно других регионов.

Лидеры инновационной деятельности по различным показателям[12]

 

ГРУППИРОВКИ РЕГИОНОВ ПО АБСОЛЮТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Группировки регионов по удельным показателям

Выдано патентов на полезные модели

Число организаций, осущ. иннов. деятельность

Затраты на технологические инновации

Число использованных технологий

Уд. вес организаций, осущ. иннов. деятельность

Доля иннов. продукции в общем объеме отгруженной продукции

1) Москва

Москва

Свердловская область

Нижегородская область

Пермский край

Самарская область

2) Санкт-Петербург

Свердловская область

Челябинская область

Московская область

Свердловская область

Республика Татарстан

3) Московская область

Московская область

Москва

Москва

Орловская область

Новгородская область

4) Самарская область

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Свердловская область

Москва

Брянская область

5)Республика Татарстан

Республика Татарстан

Московская область

Республика Башкортостан

Томская область

Свердловская область

 

По данной таблице можно наблюдать, что Свердловская область занимает лидирующее положение среди лидеров по таким показателям как затраты на технологические инновации, по числу организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Таким образом можно сделать вывод, что по Свердловская область занимает первое место по научным организациям и вливаниями в разработки, но на практике показателей очень мало: по числу применяемых технологий и доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции.

2.2 Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области

 

Формирование региональной инновационной системы требует решения следующих основных задач:

1.                  совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

2.                  проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

3.                  создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Главной целью долгосрочного (до 2015г.) развития инновационной деятельности и инновационной ин6фраструктуры в Свердловской области является создание в регионе эффективно действующего инновационного комплекса, способного обеспечить укрепление позиций региона на мировых и отечественном рынках сырья и технологий, в том числе за счет активного импортозамещения.

Инновационная деятельность рассматривается как важнейший ресурс производственно-технологического и социального развития Свердловской области, обязательное условие сохранения и инструмент мобилизации ее научно-технического потенциала на решение проблем региона.

Основные задачи инновационного развития:

1.                  ускорение процессов модернизации технологической базы производства, повышение устойчивости его развития;

2.                  обеспечение экономике области конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных для региона результатов научно-технической и инновационной деятельности. [13]

Формирование инновационной инфраструктуры

1. В основу развития инновационной инфраструктуры Свердловской области будет положено создание наукоградов, технопарков, инновационно-технологических центров, “инкубаторов” инновационного бизнеса как очагов инновационной активности территорий с последующим объединением их в единую сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на территории региона и создание благоприятных условий для производства и распространения инноваций.

Потенциальными возможностями для получения статуса наукограда в Свердловской области обладают города Новоуральск, Лесной, Заречный, Верхняя и Нижняя Салда.

Создание в регионе новых технопарков, имеющих встроенные в свою структуру промышленно-производственные зоны для создания благоприятных условий при освоении инновационных продуктов.

Создание этих структур будет осуществляться на базе ведущих научно-производственных и опытно-конструкторских предприятий, отраслевых НИИ, конверсионных организаций оборонного комплекса.

Предполагается организация инновационно-технологических центров и научно-инновационных комплексов при академических институтах и на базе отраслевых НИИ.

2. Предусматривается создание областного инновационного центра с участием Правительства Свердловской области, федеральных фондов поддержки предпринимательства, частных банков и субъектов инновационной инфраструктуры. Основными задачами Центра являются: координация действий участников инновационного процесса региона; формирование областной базы данных об инновационных проектах и субъектах инновационной деятельности; инновационный маркетинг. Организация Центра позволит повысить эффективность управления научно-инновационной деятельностью в области.

3. Предполагается поддержка создаваемых муниципальных, отраслевых и иных информационных центров, ориентированных на обслуживание инновационного бизнеса.

4. В целях укрепления материально-технической базы инновационной деятельности и ее своевременного обновления будут приняты меры по созданию лизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа.

5. Особое внимание будет уделено развитию и поддержке сети специализированных центров трансферта (передачи) технологий, обеспечивающих передачу или продажу прав на промышленную собственность, лицензирование запатентованных технологий, поставку "ноу-хау" и технический консалтинг.

6. Предполагается создание ряда инжиниринговых (инновационно-инвестиционных) центров, обеспечивающих организацию выполнения инновационных проектов, включая подбор исполнителей, комплексную поставку необходимого оборудования, и сдачу объектов “под ключ”. Организация инжиниринговых центров будет способствовать разрушению межотраслевых барьеров, усилению интеграции науки и производства.

7. Будут приняты меры по дальнейшему развитию системы учебных центров, обеспечивающих качественную подготовку и переподготовку кадров для инновационного бизнеса.[14]


Заключение

 

Основные итоги данного исследования:

1) Инновационный потенциал представляет собой совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере, т.е. включает в себя коммерциализацию научно-технических разработок- то есть важна взаимосвязь научных исследований и производства;

2) По основным показателям инновационной деятельности Свердловская область занимает лидирующие места среди остальных регионов РФ;

3) По научным разработкам и финансовым вливаниям в них в Свердловской области наблюдается тенденция к возрастанию, но существует проблема применения научных технологий на практике и производству инновационной продукции.

Основными рекомендациями будут:

1) принятие нового нормативно-правового акта в Свердловской области, соответствующее настоящему времени и экономической ситуации;

2) больше применять научных технологий в производстве;

3) большее внимание уделять наукоемким отраслям, иначе Свердловской области грозит будущее старопромышленного региона.


Список используемой литературы

 

1) Андреев Ю.Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России, Регионология, №2, 2007;

2) Жиц, Г.И. Инновационный потенциал , Сарат. гос. техн. ун-т, 1999;

3) Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010г;

4) Марченко Е.М., Разумова М.В., К вопросу об оценке инновационного потенциала, журнал экономика региона №18, 2007;

5) Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития, Изд-во «Машиностроение-1», Москва, 2007;

6) Мовчан Р. А. Проблема формирования инновационного потенциала развития региона, Экономика региона, №5, 2006;

7) Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях, Проблемы теории и практики управления. № 3 , 2002;

Информация о работе Инновационный потенциал