Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому району

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:42, реферат

Описание

Создание национальной инновационной системы было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные и региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.).

Содержание

Введение………………………………………………………...…….…….… 3

1. Инновационный потенциал страны………………..………..………….... 5

1.1 Формирование государственной инновационной политики…………. 5

1.2 Основные направления инновационной политики……………………. 7

1.3 Региональная инновационная политика: цели и приоритеты

развития.……………………………………………………………………….13

2. Инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому экономическому району……………………………………………………………….………... 20

Заключение…………………………………………………….……………... 24

Список использованной литературы……………………………….………. 26

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.10 Кб (Скачать документ)

                  Кафедра экономики

 
 
 
 
 

Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по

Западно-Сибирскому району

Реферат

по дисциплине «Региональная экономика»

 
 
 
 
 
 
 
 

                    Студентка гр. Д-256

                    ____________ Гурина Е.Ю.

                    «____»___________ 2010 г. 
               

                     Руководитель:    

              ____________ Трафеева Т.Л.

                «____»_________ 2010 г.

Северск – 2010

 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………...…….…….… 3

1. Инновационный потенциал страны………………..………..………….... 5

1.1 Формирование государственной инновационной политики…………. 5

1.2 Основные направления инновационной политики……………………. 7

1.3 Региональная инновационная политика: цели и приоритеты

развития.……………………………………………………………………….13

2. Инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому экономическому району……………………………………………………………….………... 20

Заключение…………………………………………………….……………... 24

Список  использованной литературы……………………………….………. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время в России наиболее актуальным является вопрос перевода экономики страны на инновационный  путь развития. Одной из предпосылок  к этому является то, что ресурсоориентированный, перерабатывающий тип национальной экономики не способен достичь желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки России. Решение поставленной задачи по увеличению объема ВВП и усилению конкурентоспособности  России на мировых рынках в условиях мировой инновационной экономической  конъюнктуры также невозможно без  использования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором.

     Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. Переход к экономике знаний требует  формирования в стране и, соответственно, в регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в  новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках.

     Создание  национальной инновационной системы  было провозглашено на государственном  уровне в качестве стратегического  направления развития страны в целом  и научно-технологической сферы  в частности в 1997 г. С тех пор  создавались отдельные элементы этой системы (государственные и  региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические  центры, венчурный инновационной  фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами  экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.). При  этом заимствование зарубежного  опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных  экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный  опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики России и ее регионов не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений, так и их коммерциализацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Инновационный потенциал страны

1.1 Формирование государственной инновационной политики 

     Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной  политике". Этот закон решает несколько  задач. Прежде всего, закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в научно-технической и производственно-технологической сферах".

     Законодатель  применил двухуровневое определение  понятия "инновационная деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная  деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому  применению новой или усовершенствованной  продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса". Кроме  указанного прямого определения  понятия "инновационная деятельность" в других статьях закона приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности.

     В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача  при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью  при производстве научной продукции  или внедрении. В конечном итоге  должен быть произведен продукт, имеющий  коммерческий успех. Только тогда инновационный  процесс можно полагать завершенным. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны. Прием двухуровневого описания законодатель применил и для определения понятия "государственная инновационная политика". В статье 1 закона указано: "государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности". В последующих статьях законодатель указывает на составную, иерархическую организацию государственной инновационной политики России. Статья 5 в своем названии вводит понятие государственной инновационной политики Российской Федерации, в отличии от "инновационной политики субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований". Кроме того, законодатель указывает, что "государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

     Законодатель  устанавливает иерархическую структуру  формирования и комплексного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации. Закон вводит понятия "инновационная политика субъекта РФ", а также "инновационная политика муниципального образования". К настоящему времени существует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории данного региона. Если бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирования и реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных актов субъектов РФ подлежали бы корректировке или отмене. Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования инновационной деятельности в единую российскую систему.

1.2 Основные направления инновационной политики  

     Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. С учетом сегодняшнего состояния  экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных  технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов  и повышению конкурентоспособности  продукции.

     В Посланиях Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации за основу будущего развития России принята модель инновационного социально-ориентированного развития. Эта модель предполагает переход от модели экономического роста, основанной на экспорте топливно-сырьевых ресурсов, к инновационной модели, основанной на более полном использовании  таких факторов производства как  человеческий и инновационный потенциалы, с целью повышения конкурентоспособности  экономики.

     Определяющей  особенностью передачи результатов  научных исследований для их освоения в производстве является создание и  развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Сложившийся уровень спроса на внешнем  и внутреннем рынках на продукцию  отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные  изменения основных производственных фондов. Отрасли, вышедшие со своей  продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления  на нем нуждаются в повышении  эффективности производственного  потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную  на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

  • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
  • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
  • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
  • реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
  • использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Информация о работе Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому району