Инновационный потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Описание

Инфраструктурная составляющая инновационного потенциала выступает связующей между ресурсной и результативной составляющими и выражается в способности системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Она включает оценку ресурсов государственной поддержки для создания благоприятного инновационного климата, а также инфраструктурные ресурсы инновационной сферы - наличие и дальнейший рост инвестиционных институтов, свободных экономических зон, технопарков, бизнес инкубаторов, инновационных и информационных центров, центров трансферта технологии.

Содержание

1. Составляющие инновационного потенциала………………………...3
2. Проблемы перехода России на инновационный путь развития………….8
3. Инновационный потенциал регионов российского севера (на примере Мурманской области)…………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

инвестиционный потенциал2.docx

— 82.13 Кб (Скачать документ)

Содержание

1. Составляющие инновационного потенциала………………………...3

2. Проблемы перехода России на инновационный путь развития………….8

3. Инновационный потенциал регионов российского севера (на примере Мурманской области)…………………………………………………………...15

Список используемой литературы……………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Составляющие инновационного потенциала

Обзор отечественной  и зарубежной литературы показывает, что в большинстве случаев категория «инновационный потенциал» трактуется и как совокупность ресурсов, и как способность системы их эффективно использовать для перспективного инновационного развития страны или региона. Его структура представлена ресурсной, инфраструктурной и результативной составляющими

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования. Она включает следующие основные элементы, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.

Материально-технические  ресурсы являются вещественной основой, определяющей технико-технологическую базу инновационного потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности.

Информационные  ресурсы - это модели, алгоритмы, программы, проекты и т.п., которые переводят материальные факторы из латентного состояния в активное. Данный вид ресурсов несамостоятелен, лишь объединившись с другими видами ресурсов - опытом, трудом, квалификацией, техникой, технологией, энергией, сырьем, - он выступает как движущая сила инновационного потенциала.

Финансовые ресурсы  характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. Наряду с обеспечивающей функцией финансы выполняют и страховую функцию, дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы.

Человеческие  ресурсы выступают главной творческой силой, поскольку человек обладает навыками, знаниями, способностями и генерирует новые идеи, воплощаемые затем в инновационной деятельности.

Инфраструктурная  составляющая инновационного потенциала выступает связующей между ресурсной и результативной составляющими и выражается в способности системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Она включает оценку ресурсов государственной поддержки для создания благоприятного инновационного климата, а также инфраструктурные ресурсы инновационной сферы - наличие и дальнейший рост инвестиционных институтов, свободных экономических зон, технопарков, бизнес инкубаторов, инновационных и информационных центров, центров трансферта технологии.

Результативная  составляющая инновационного потенциала отражает конечный результат реализации имеющихся возможностей, т.е. выступает его целевой функцией. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение в свою очередь способствует развитию других составляющих, в частности ресурсной.

Здесь сознательно  не выделяется научный блок инновационного потенциала, поскольку его элементы прямо или косвенно присутствуют во всех его трех составляющих.

Методологические  подходы к оценке инновационного потенциала региона вытекают из его сущности, раскрытой выше. Принимая во внимание основные составляющие, а также ограниченность исходной информационной базы, предлагаемой официальной статистикой, оценка инновационного потенциала будет осуществляться на основе показателей ресурсной, инфраструктурной и некоторых элементов результативной составляющих.

В современной  отечественной и мировой теории и практике существует множество методик и показателей для оценки и сравнительного анализа уровня инновационного потенциала стран или регионов.

Методика экспертов  Всемирного экономического форума (ВЭФ) оценки конкурентоспособности. В ней оценка инновационного потенциала дается на основе интегрального индекса техническое потенциала, рассчитываемого на базе четырех инновационных показателей число патентов на 1 млн. человек населения, позиция страны по уровню технологического развития, вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм, число пользователей Интернета на 10 тыс. человек.

Методика Комиссии европейски сообществ (КЕС). Она разработана Директоратом по предпринимательству КЕС и предлагает 17 инновационных индикаторов, разделены на четыре группы: 1) человечески ресурсы; 2) создание знаний; 3) передача и применение знаний; 4) инновационное финансирование, выход продукции на рынки.

Методика Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она включает следующие показатели: удельный вес высокотехнологичного сектора экономии в продукции обрабатывающей npомышленности и услугах; инновационная активность; объем инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), в том числе расходы на высшее образование, НИОКР, а также в разработку программного обеспечения; разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг; численность занятых в сфере науки и высоких технологий и др.

Методика Американского  научного фонда (NCF). Она предназначена для оценки технологической конкурентоспособности стран мира и включает пять обобщающих индикаторов. Из них четыре - индикатор национальной ориентации (NO), индикатор социально-экономической инфраструктуры (SE), показатель технологической инфраструктуры (TI), индекс производственного потенциала (PS) - рассматриваются как «входные», определяющие условия инновационного развития, а пятый -показатель технологического состояния производства и экспорта высокотехнологичных продуктов (TS) - как «выходной», характеризующий результаты инновационной деятельности.

Отмеченные выше методики вполне пригодны для оценки достаточно высокого инновационного потенциала развитых стран, но малопригодны для развивающихся стран с низким потенциалом, поскольку в них не учитывают ряд факторов, накладывающих ограничения на стимулирование инновационной деятельности.

В российской практике можно отметить широко известную методику оценки инновационного потенциала регионов национального рейтингового агентства «Эксперт РА». Это агентство на основе ограниченного круга показателей проводит ежегодное исследование рейтинга инновационного потенциала российских регионов в рамках оценки инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации.

Методика интегральной оценки инновационного потенциала региона. Она включает пять групп показателей, оказывающих прямое воздействие на инновационные процессы, - макроэкономическая, инфраструктурная, правовая, кадровая и экономическая группы. Используются следующие показатели: душевые доходы населения; количество занятых в сфере науки; объем инвестиций в основной капитал; количество страховых и кредитных организаций; затраты на технологические инновации и их удельный вес в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций; количество организаций, занимающихся исследованиями и разработками, а также ведущих подготовку аспирантов и докторантов; численность аспирантов и докторантов, персонала, занятого исследованиями и разработками, докторов и кандидатов наук.

Выделяются три оценочных блока: ресурсный, инфраструктурный и результативный и соответствующие им наборы показателей. Однако она не доведена до своего логического завершения - формирования самой методики расчета.

Таким образом, обзор  подходов к измерению инновационного потенциала показывает, что нет какой-либо единой для всех стран и регионов методики его оценки. Вместе с тем анализ обнаружил их определенное сходство, поскольку все они для оценки инновационного потенциала используют более или менее схожий набор первичных показателей и на их основе рассчитывают соответствующие индексы. Наиболее приемлемой для российских условий представляется методика, используемая в ЕС. Однако ее прямое заимствование невозможно из-за относительно низкого уровня развития инновационного потенциала страны и регионов и отсутствия многих показателей, в частности, отражающих выход продукции на рынки, а также незарегистированностью отечественных патентов в общепризнанных мировых патентных организациях: ЕРО; Европейская патентная организация (European Patent Organization) и USPTO; Американский офис патентов и торговых марок (United States Patent and Trademark Office).

 

 

 

 

 

 

Проблемы перехода России на инновационный путь развития

В последние два десятилетия экономика России по целому ряду причин постепенно теряет конкурентоспособность. Особенно ярко это проявилось в условиях мирового финансово-экономического кризиса. В том числе из-за того, что многие высокотехнологичные промышленные предприятия, составляющие основу экономики, давно уже лишились притока инноваций и научной поддержки. Кроме того они в основном используют изношенные морально и физически машины и оборудование. Вследствие этого увеличивается их технологическое отставание от зарубежных конкурентов.

Вследствие падения инновационной активности отечественных предприятий доля России на мировом рынке наукоемкой продукции в 2007 г. составила менее 0,3%, в то время США — 36%, Японии — 30%, Германии — 17%. Из года в год растет приток в страну импортных товаров, в основном ширпотреба. Приведенные данные свидетельствуют о низкой результативности научной и научно-технической деятельности российской науки и низкой инновационной активности предпринимательского сектора экономики, об отсутствии эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Вступление России в ВТО при консервации нынешней технологической структуры экономики неизбежно приведет к дальнейшему падению конкурентоспособности страны.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) постулируется, что российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий.

Достижение сформулированных в документе целей будет зависеть от инновационной активности предприятий всех отраслей экономики в условиях сложной и нестабильной внешней среды. Особо важной проблемой, требующей решения, является создание государством благоприятного инновационного микроклимата для постоянного и целенаправленного осуществления научной и научно-технической деятельности, внедрения полученных результатов в хозяйственную практику.

Поэтому главной стратегической целью инновационной политики страны должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции, особенно высокотехнологичной, на мировом рынке. Учитывая растущую глобализацию мировых рынков, усиление конкурентной борьбы на мировом уровне, инновационная деятельность позволит решить и другие актуальные социально-экономические проблемы страны.

 Достичь главной стратегической цели инновационной политики можно только за счет резкого повышения результативности научной и научно-технической деятельности, широкомасштабного вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, кардинального переоснащения научно-технической сферы, промышленности, строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, медицины и других отраслей на базе передовых достижений науки, технологий и техники. Такая модернизация поможет существенно повысить технический уровень и экономическую эффективность предприятий различных отраслей экономики.

Для перехода на инновационный путь развития в стране по некоторым приоритетным направлениям научно-инновационного развития пока еще имеется необходимый научно-технический потенциал. В России действует более 3600 организаций, выполняющих исследования и разработки, в них трудится почти 400 тыс. исследователей. Более 1100 высших учебных заведений осуществляют подготовку кадров высшей квалификации, в них обучается около 7,5 млн. студентов.

Однако трудное финансово-экономическое положение, в котором пребывает российская наука, а также низкое качество государственного управления наукой и уровень государственных академий наук приводит к деградации научно-технического потенциала страны, научные приборы и оборудование изнашиваются и устаревают, а инфраструктура научных учреждений и вузов разрушается.

Финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется из федерального бюджета, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством. Минимальные объемы бюджетного финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения на 2002—2010 гг. определены в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу (утверждены президентом России 30 марта 2002 г. за № Пр-575).

Основные расходы сосредоточены на реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», утвержденной постановлением Правительства России от 17 октября 2006 г. № 613.

Низкий социальный статус научных работников, невысокая зарплата ученых и стипендия аспирантов также являются существенным фактором деградации российской науки. Вследствие падения престижа научной и преподавательской работы, снижения социального статуса ученых и преподавателей, низкой оплаты труда подавляющее большинство студентов вузов не желает связывать свое будущее с наукой и образованием. Сейчас в России в среднем поступают на работу в научные организации и вузы чуть более 1 % выпускников вузов. Кроме того наблюдается отток кадров из научно-технической сферы. Ученые часто переходят в коммерческие фирмы или уезжают за границу, где их труд востребован и оплачивается гораздо лучше. В связи с происходящими в последние годы процессами реструктуризации научно-технической сферы, зачастую научно и экономически необоснованной, многие ученые пополнили ряды безработных. Средний возраст работающих в НИИ и вузах ученых подходит к пенсионному пределу, им некому передавать накопленные поколениями знания и опыт. При этом сохраняется устойчивый спрос, в основном со стороны бизнес-сообщества и чиновничества, на ученые степени и звания, значимость которых стремительно девальвируется.

Информация о работе Инновационный потенциал России