Инновационный потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических положений инновационного потенциала предприятия и оценка инновационного потенциала на примере организации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия инновации, определить их виды, класиффикации, структуру, функции;
2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия и провести сравнительный анализ, уточнить содержание потенциала и его структуру;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования инновационного потенциала предприятия
1.1. Инновации: сущность, виды, роль и значение……………………………..6
1.2. Инновационный потенциал предприятия как фактор повышения конкурентоспособности…………………………………………………………13
1.3. Методы оценки инновационного потенциала…………………………….21
Глава 2. Анализ инновационного потенциала
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....26
2.2. Количественная оценка инновационного потенциала предприятия ……31
2.3. Экспертная оценка инновационного потенциала предприятия ………...41
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...47

Работа состоит из  1 файл

Инновацинный потенциал предприятия.doc

— 421.00 Кб (Скачать документ)

3. Инновационный менеджмент  не может не быть стратегическим  менеджментом, но он предполагает вполне определенные стратегии - инновационные. Их отличие заключается в том, что они учитывают особенности инновационного развития - длительный период созревания идеи, низкая отдача ресурсов на первоначальном этапе реализации инновационной стратегии, сложность обратной связи - от результата к усилиям и инвестициям, взаимодействие промежуточных и конечных целей, ритмы ожиданий.

4. Необходимость инновационной  установки, без которой инновационный менеджмент оказывается невозможным. Всегда существует сопротивление изменениям, но оно может быть различным в зависимости от действующих установок. В традиционных организациях господствует скептическое отношение к непродуманным и "сумасшедшим" идеям. В новаторской организации главная установка на поощрение идей, создание условий для их проработки, осторожную оценку идей. На ранней стадии созревания принципиально новых идей нет возможности отличить глупую идею от гениальной.

5. Ресурсная поддержка  инноваций. Иногда менеджер полагает, что для разработки идеи необходима  только увлеченность и потенциал  знаний, способность и минимальные организационные условия. Разработку идеи надо финансировать, необходимы ресурсы. Вложение ресурсов в новые идеи - всегда рискованное дело, но риск - это нормальная характеристика инновационного менеджмента. Готовность к риску проявляется в выделении ресурсов на разработку и поддержку рискованных идей.

6. Инновационная организация  деятельности предполагает разделение  традиционного и инновационного  управления. Они различаются исходными  принципами организации. Традиционная  организация строится на основе  движения от существующего положения к результату, инновационная - напротив, от того, где мы хотим быть, к тому, что мы сейчас должны делать. В системе управления должны быть инновационные подразделения, управление которыми должно быть предельно децентрализовано и их работа освобождена от текущих дел. [12, стр.231]

Обобщая вышеизложенное, надо сказать, что инновационный  потенциал должен быть объектом внимания руководства компаний, так как  занятие инновационной деятельностью  в современной рыночной экономике  выступает необходимостью. Только те фирмы, которые будут использовать ресурсы с целью получения инноваций, смогут выдержать конкуренцию и обрести желаемый успех.

Итак, инновационный потенциал  предприятия представляет собой  совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности.

Другими словами, под  инновационным потенциалом предприятия  в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий.

 

1.3. Методы оценки инновационного  потенциала

 

Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его грамотная оценка очень важна.

Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения  направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.

Оценка показателей  инновационного потенциала предприятия позволяет:

  • адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;
  • проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;
  • подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке;
  • создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

Аналитический обзор  имеющихся методик показал, что  существует явно недостаточное количество разработок для анализа и оценки непосредственно инновационного потенциала предприятия, кроме того, в рассмотренных методиках, как правило, предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов.

Оценку каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, проведенных среди экспертов. Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными, кроме того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними пользователями.

Применение большинства  методических подходов, с одной стороны, требует весьма дорогостоящих экспертных процедур, а с другой стороны, не дает возможности убедиться в  адекватности полученных результатов и математически оценить их достоверность. Более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Определение состава  оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия. Объективность оценки величины инновационного потенциала предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал по различным признакам.

Перечень таких показателей  должен гарантировать необходимую  и достаточную информацию о состоянии  инновационного потенциала предприятия  и отдельных его элементов  с целью принятия своевременных и объективных решений по поводу дальнейшего развития составляющих потенциала и совершенствования их структуры. Наиболее эффективным способом сбора информации является систематическое рассмотрение всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.). Источником количественных показателей является внутренняя документация предприятия.

С учетом вышеизложенного, необходимо систематизировать показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.

Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации.

Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Для удобства анализа эти элементы обычно группируют в следующие блоки:

1) продуктовый (проектный) блок  - направление деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);

2) функциональный блок  - преобразование ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации;

3) ресурсный блок  - комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;

4) организационный блок  - организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;

5) блок управления  - общее руководство организации, система управления и стиль управления.

Оценка инновационного потенциала обычно производится по схеме:

 

 

При этом под проектом имеется ввиду выпуск и реализация нового продукта (услуги) или новое направление деятельности.

Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

1. частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

2. комплексная оценка текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов.

В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из двух возможных методик оценки: детальная или диагностическая [19].

Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения.

Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном  анализе внутренней среды вкратце такова:

- дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала организации, т. е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение уже поставленной инновационной цели;

- устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем вышеуказанным блокам и их компонентам;

- анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала; выделяются сильные (соответствующие нормативу) и слабые (значительно расходящиеся с нормативом) стороны потенциала;

- составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации.

Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Необходимо заметить, что проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. В качестве диагностических параметров используется доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании (например, численность сотрудников, средний уровень заработной платы, производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции и услуг и т.д.)

Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:

- оценка управляющих воздействий;

- оценка состояния внешней среды;

- ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические);

- ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;

- установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;

- наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;

- оценка структурных параметров;

- определение интегральной оценки потенциала организации.

В целом, произведение интегральной оценки инновационного потенциала становится существенной задачей, поскольку учет внешних и внутренних факторов для каждого момента времени не одинаков. Внешняя среда остается динамичной. К тому же, нематериальные активы инновационного потенциала трудно поддаются переводу в количественные величины.

 Таким образом,  для более полной оценки инновационного  потенциала необходимо использовать  как количественные, так и неколичественные  методы, что дает объективное отражение состояния дел на предприятии в области инноваций. 

Глава 2. Анализ инновационного потенциала

 

    1. Общая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «Мебель плюс» (ООО  «Мебель плюс») – динамично развивающаяся  лесопромышленная компания, занимающаяся производством и реализацией  мебели на территории Иркутской области.

Предприятие зарегистрировано в инспекции  Федеральной налоговой службы Российской Федерации по  г. Иркутску (свидетельство № 125311 от 15 июня 2004 г., выдано мэрией г. Иркутска, ИНН 53080049600). В своей деятельности руководство компании основывается на учредительных документах – Уставе и договоре, внутренних нормативных актах – Положениях и законодательных нормативных актах, регулирующих деятельность.

Основной вид деятельности – производство мебели. Деятельность предприятия относится к отрасли лёгкой промышленности, подотрасли мебельного производства.

Юридический адрес предприятия: 752032, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Степана Разина, 26.

Основными целями деятельности предприятия  является:

1) получение прибыли;

2) удовлетворение общественных потребностей в мебельной продукции для  дома.

Все имущество, используемое в процессе производства, является собственностью предприятия. К нему относятся здания и сооружения, станки и оборудование, инструмент, транспорт и прочее имущество.

Предприятие производит мягкую мебель, кухонные гарнитуры, обеденные зоны, корпусную мебель для дома. Ассортимент  мебельной продукции весьма разнообразен и имеет хорошее качество. Вся  продукция сертифицирована и  пользуется большим спросом как  в г. Иркутске, так и за его пределами. В производстве продукции применяются современные материалы, такие как ламинированная плита, постформинг, МДФ, ОСВ, СОФТ и др. При обивке мягкой мебели используются флок, шенил, гобелен.

Информация о работе Инновационный потенциал предприятия