Инновационное развитие в контексте российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 06:55, доклад

Описание

Целью данного доклада является изучение возможностей влияния социокультурных проектов на развитие современных городов в постиндустриальном обществе, где зачастую основным ресурсом возрождения и социально-экономического развития становится культурный ресурс, a точнее - социокультурный проект.

Работа состоит из  1 файл

_actions_doklad_V.Babkova.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

                 ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Целью данного доклада является изучение возможностей влияния социокультурных проектов на развитие современных городов в постиндустриальном обществе, где зачастую основным ресурсом возрождения и социально-экономического развития становится культурный ресурс, a точнее - социокультурный проект.

 

Не менее важной задачей  докладчик ставил дать векторное, концептуальное направление сегодняшнего развития различных организаций и учреждений культуры, тех направлений которые являются перспективными как для них, так и для общества в целом. На современном этапе городу не просто нужен театр, музей, филармония и т.д. От культурных институций ожидают творческих инициатив, направленных на изменение качества жизни в городе и регионе.

Докладчик выражает надежду, что эта информация будут способствовать появлению новой генерации менеджеров культуры, лидеров, способных стать генераторами, разработчиками и реализаторами своих творческих идей.

 

Постиндустриальный город

Начиная с 1970-х годов, многие традиционные промышленности канули в лету. Пришли в упадок угольная и текстильная  промышленность, сдали свои позиции  машиностроение и кораблестроение, а после окончания «холодной  войны» наметилось значительное сокращение производства, связанного с военно-промышленным комплексом. Например, промышленность Новосибирска с 1990 по 1997 потеряла 200 тыс. работников, либо ушедших в другие отрасли, либо ставших безработными. Поэтому большая территория, занятая заводами и прилежащими к ним жилыми зонами, оказалась как бы бесхозной.1

Особенностью сегодняшней России является то, что возникающая постиндустриальная система сосуществует со старой –  доиндустриальной и индустриальной. Это порождает целый ряд проблем, так как существующие системы мышления оказываются несостоятельными для анализа, объяснения и нахождения решений в возникающих ситуациях.

 

Структура городских  поселений Российской Федерации  в 1979 – 1999 гг.

Источник – Госкомстат России

 

Годы

Все городские  поселения

В том числе

Города

Посёлки городского типа

Все города

Из них

Большие

Средние

Малые

Число поселений, ед.

1979

3045

999

152

138

709

2046

1987

3208

1030

162

158

710

2178

1989

3230

1037

165

163

709

2193

1992

3260

1056

167

173

716

2204

1996

3255

1073

167

169

737

2182

1999

3013

1091

165

174

752

1922


 

Приведенные выше цифры показывают, сколько новых градообразующих  проектов необходимо запустить в  России, чтобы каждый город имел свое лицо и был привлекательным  для инвесторов. Если учесть, что, как  правило, необходимо несколько проектов, чтобы они переросли в программу развития города, то становится очевидным потенциальный объем деятельности в этом направлении.

Состояние современных городов  в большинстве случаев плачевное. И не только у нас в стране. Это своего рода рефлексия на исчезновение такого понятия, как градообразующее предприятие. Промышленное производство из развитых стран переносится в страны третьего мира, где сырье и рабочая сила дешевле. И как результат – пустеющие заброшенные города, с зияющими ранами социальных и экономических проблем, уезжающие люди. Ведь, согласно Максу Веберу, «город есть поселение, в котором действует рынок»2.

Статистика же свидетельствует, что если между двумя переписями с карты страны исчезли две деревни из пяти, то в течение ближайших 15 лет исчезнет один город из трех.3

Перекосы экономической структуры  в пользу одной отрасли, одного градообразующего предприятия в наибольшей степени  присущи малым городам России. Почти каждый второй малый российский город относится к монопрофильным, и в них проживает ¾ всего населения малых городов.4

 

 

Типы городов5

Число городов

Из них монопрофильных

Доля монопрофильных городов в каждой группе, %

Малые

752

347

46

Средние

174

78

45

Большие

165

42

25


 

Эти города живут как бы «на минном поле», ожидая, когда их градообразующее предприятие «лопнет» и перед городом станет вопрос - выжить или умереть. И выжить эти города смогут только за счет нового, нестандартного культурного проекта.

 

Качество жизни

Рыночная экономика уже доказала свою несостоятельность в постановке каких-либо других целей, кроме потребления, и признала существование других желаний и стремлений своих граждан. Новой экономике страны необходима этическая и ценностная основа, которая направляла бы ее действие, особенно при существующем неравенстве в распределении благ, обусловленном глобализацией, и разрушительных последствиях бесконтрольного развития.6

Культурные механизмы, при помощи которых общество будет выбирать, ранжировать и транслировать  свои цели и ценности, приобретают решающее значение.7

         Сергей  Кара-Мурза утверждает: «Качество  жизни - это, прежде всего,  культурная конструкция»8. Качество жизни включает в себя представления людей о благосостоянии личном, благосостоянии своего ближайшего социального окружения, и в целом - окружающей среды.

Понятие качества жизни связывают  с понятием «развития». В силу своего частого употребления, смысл этого слова представляется крайне расплывчатым. В. Глазычев: «Под развитием нередко понимается лишь развертывание имеющегося – без изменения его структуры, наращивание мощностей, объемов – без внутренней перестройки. Однако развитие означает непременно качественное преобразование: вытеснение устаревшего чем-то иным, более сложным, вбирающим в себя все добротное из бывшего прежде»9.

Так для чего необходимы городу театр, музей, филармония? Что могут менеджеры  культуры и продюсеры независимых  культурных проектов? Каковы основополагающие цели любого социокультурного проекта? Почему он необходим городу? Как  понятие «культурный проект» соотносится с понятием «качество жизни» в отдельно взятом городе?

 

    1. Маркетинг территорий: привлечение инвестиций

Привлечение инвестиций является одним  из важнейших направлений развития городов. Инвестиции могут принимать  различные формы (люди, знания, технологии, финансы), способствуют решению проблем занятости, благоустройства, экологии, развитию инфраструктуры и т.д. Мы не будем рассматривать эти аспекты, а коснемся лишь вопроса «почему инвестиции приходят в город?», т.к. считаем, что именно культурный проект становится главным фактором инвестиционной привлекательности в постиндустриальном городе.

Привлечение инвестиций напрямую связано  с понятием «маркетинг города и территорий», то есть с тем, как «продать» город внешним инвесторам, готовым вложить в его экономику и развитие свои ресурсы, и внутренним, чтобы эти ресурсы не утекали из города в соседние города и регионы. То есть, привлекательность города становится одним из основных факторов, на которые внутренние и внешние инвесторы обращают пристальное внимание. Культурный проект создает эту привлекательность и формирует имидж города, его неповторимый бренд на рынке инвестиций. От культурных институций и менеджеров город ожидает инциирования проектов, подчеркивающих уникальность города и способствующих привлечению людей и капитала. Этот процесс не развивается сам по себе, он управляем благодаря особой технологии социокультурного проектирования. Рынок третьего тысячелетия – это рынок идей, облеченных в форму социокультурных проектов, и гуманитарная технология управления социокультурными процессами выходит на первый план. Возникает рынок социокультурных проектов в битве городов за инвестиции.

Борьба за инвестиционную привлекательность, давно идущая в Европе, сегодня  охватывает и нашу жизнь и вплотную ставит конструктивно-проектную задачу: как «смонтировать» достаточный человеческий ресурс, чтобы эту привлекательность выстроить как образ?10

Именно наличие тех или иных культурных проектов способствует изменение  имиджа города из депрессивного в  инвестиционно привлекательный. А зачастую у многих городов, особенно средних и малых, других возможностей нет.11 Нет рядом с городом нефти, газа, золота и других ресурсов индустриальной эпохи. Да и градообразующее предприятие, которое раньше «кормило» город, умерло или медленно умирает. Но любой город имеет свои неповторимые культурные ресурсы, которые менеджеры культуры инициируют в тот или иной проект, при правильно запущенной технологии превращающийся в Авиньон, Байрейт, Зальцбург или Канны. В одной только Европе действует около 3000 проектов, пытающихся привлечь инвестиции своей уникальностью. Но одни ресурсы - это еще не проект, и далеко не каждый проект может стать успешным. Мы не будем касаться вопроса, почему тот или иной проект успешен, а другой становится обузой городу и средством разбазаривания средств налогоплательщиков. Это тема отдельного разговора, завязанного на квалифицированный менеджмент этих проектов и разработку концептуальных стратегий развития. Важно другое: мир осознал значение культурных проектов для развития города и активно работает в этом направлении. Мы же, на постсоветском пространстве, только начинаем.

Инвестиции город получает «за» качество жизни в городе. Если же требовать денег «на» качество жизни, тогда мы будем иметь то, что  имеем, то есть крохи «с барского стола» в виде федеральной поддержки и покидающее город население, причем в первую очередь уезжают сливки, городская элита.

 

    1. Капитализация города

Наличие культурных проектов и культурных институций способствует капитализации  города. Под капитализацией здесь понимается стоимость жизни и инвестиций в том или ином городе, обусловленная качеством жизни и возможностью выбора, которые предоставляет наличие и толщина «культурного слоя», культурных проектов и институций. Почему во время проведения фестиваля цены на все (от зубочистки до недвижимости) в Зальцбурге выше, чем в Вене, в Каннах выше, чем в Париже, и т.д.? Уберите из Москвы все театры, музеи, фестивали и другие культурные проекты - и сразу будет обвал цен буквально на все, поскольку разница цен между Москвой и, скажем, Урюпинском станет незначительной. Именно наличие культурных проектов сегодня определяет качество жизни и стоимость проживания в том или ином городе в постиндустриальном обществе. Толщина «культурного слоя» города обуславливает толщину бумажника, необходимого для проживания в нем.

 

    1. Создание уникальности города и повышение его авторитета в глазах местных жителей

Суждения о качестве жизни проявляются  в ответах на следующие вопросы: В какой степени человек удовлетворен своей жизнью в городе? Каково его социальное самочувствие? Насколько уверенно он чувствует себя в пространстве города? Как видно по этим вопросам, понятие «качества жизни» несет в себе психологические смыслы. Сергей Кара-Мурза: «Основная проблема лежит в области психологического восприятия индивидом условий его бытия»12. Эти условия могут быть оценены по всей шкале - от негативного отношения к жизни в своем городе к позитивному его восприятию.13                 

Здесь возможности культурного  проекта огромны. Как отличается собственное восприятие города, смысл нахождения и проживания в нем, скажем, между жителями Зальцбурга, Канн и Усть-Матюганска? И смысл здесь не в том, что один является родиной Моцарта, другой – всемирного кинофестиваля, а третий только готовится чем-то стать. Смысл заключается в том, что благодаря грамотно запущенному культурному проекту происходит самоиндентификация жителей с городом, и уже произносится с гордостью: я с родины Моцарта, у нас всемирный кинофестиваль, у нас родина Деда Мороза и т.д. Только культурный проект способен на такое. Никого не впечатляет фраза типа: я с крупного нефтяного месторождения, крупнейшей (самой глубокой) угольной шахты, автомобилестроительного завода. Потому что тогдп теряется уникальность и неповторимость восприятия.

Чтобы изменить город, необходимо присутствие  некоего городского самосознания, гордости за свой город, ощущение принадлежности к нему. Поэтому те, кто занимается строительством городов, формированием  городской инфраструктуры, все чаще ищут контакта с людьми культуры, понимая, что без культурной ауры инфраструктура сама по себе не заработает.14

Именно культурный проект позволяет  «раскручивать» города, привлекая внимание к их особенностям. Именно реклама  самобытной культуры меняет отношение  к провинциальному городу у самих жителей, у приезжих и у всего сообщества в целом.

 

 

 

    1. Развитие творческих индустрий, въездного и внутреннего туризма

Так называемые творческие индустрии  – дизайн, мода, издательское дело, СМИ, музыка, мультимедиа – рассматриваются  сегодня как ключевые элементы постиндустриальной экономики, в которой ведущая роль принадлежит потребителю.15

Идет процесс формирование аудитории  нового типа, потребительские интересы которой находятся на стыке сфер и на пересечении границ. Новые  потребители культуры предпочитают и классическую музыку и вечер в дискотеке, участие в интерактивном шоу и арт-терапевтических экспериментах, освоение новых маршрутов культурного туризма, изучение национальных кухонь и этнической музыки и т.д.

Информация о работе Инновационное развитие в контексте российской культуры