Инновационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:50, реферат

Описание

СОДЕРЖАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Названный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание и направленность инновационного поведения 4
2. Типы инновационного поведения компаний 7
3. Анализ инновационного поведения работника в организации (на конкретном примере) 13
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 40.79 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                      3

  1. Содержание и направленность инновационного поведения                             4
  2. Типы инновационного поведения компаний                                                      7
  3. Анализ инновационного поведения работника в организации (на конкретном примере)                                                                                          13

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - инициативный тип индивидуального или коллективного  поведения, связанный с систематическим  освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных  сферах общественной жизни либо созданием  новых объектов материальной и духовной культур. Названный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем.

Категориями, отражающими  основные проявления инновационного поведения, являются следующие:

  • инновационные настроения (в каждой организации свой индекс инновационных настроений, определяющийся соотношением удовлетворенности и неудовлетворенности системой, готовности и неготовности к ее изменениям);
  • культура и антикультура инноваций (она определяется профессией и квалификацией, стилем управления и т.д.);
  • инновационная конфликтностъ (инновации часто бывают невыгодны для кого-то, создают определенный психологический барьер и вызывают конфликт);
  • социальная инерция (поздняя реакция на ситуацию);
  • оптимизм и пессимизм в инновациях (чувство оптимизма часто связано с первым этапом, возникающие трудности снижают это чувство и порождают пессимистические настроения);
  • инновационные ожидания (идеальное и реальное часто не совпадают);
  • факторы группового действия в инновациях (это влияние внутри- и межгрупповых отношений на инновационные решения);
  1. Содержание и направленность инновационного поведения

 

Инновационное поведение  связано с внедрением нестандартных  решений, изменяющих в той или  иной степени систему социальных отношений на различных уровнях  организации, характеризуется качеством, масштабом и глубиной изменений, которые затрагивают сложившуюся  систему интересов, и поведенческих  стереотипов.

Инновационное поведение  предполагает ряд этапов и фаз, на первом из которых происходит ломка  укоренившихся стереотипов, привычек и традиций, преодоление стандартных, консервативных мнений. Конкретные действия субъекта начинаются с констатации  необходимости реконструктивных изменений  в производственных структурах, обнаружения  тупиковых ситуаций и противоречий, которые объективно требуют преодоления. Классическая форма инновационного поведения включает ряд самостоятельных  процессов, которые имеют свою логику, тактику, стратегию и способ организации  во времени и в пространстве.

1. Рекрутирование субъектами  инновационного поведения сторонников  из числа лиц, в принципе  согласных с необходимостью изменения.  Причем чем актуальнее проблема, чем очевиднее противоречие, тем  большее число индивидов согласны  в принципе с ее решением (пассивное  большинство).

2. Рекрутирование активных  сторонников из числа тех, чьи  интересы находятся в соответствии  с перспективой реконструктивных  изменений. Это, как правило,  профессионалы, которые умеют,  могут и хотят изменить положение  дел (активное меньшинство).

3. Нейтрализация оппозиции,  состоящей прежде всего из  тех, чьи интересы в той или  иной степени не соответствуют  инновационным изменениям в организации.

4. Поиски формирование  организационных методов достижения  промежуточных и конечных целей  реконструктивных изменений.

5. Мобилизация человеческого  фактора, поиск необходимых ресурсов  и приведение в действие процесса  внедрения.

Инновационное поведение  всегда сопровождается преодолением различных  препятствий, оппозиционных настроений и мнений. Психологически это весьма дискомфортная форма поведения, связанная с функционированием  индивида в перманентно возникающих  экстремальных ситуациях. В инновационном  поведении чрезвычайно велик  уровень риска, ответственности, неопределенности, непредсказуемости. Оно может оцениваться  консервативной оппозицией в очень  широком диапазоне: просто как нестандартное, нарушающее привычное равновесие на одном полюсе, и как противоправное – на другом.[3, c.167]

В реальной практике инноватор  сталкивается с множеством препятствий  и проблем, которые он не всегда может  решить позитивным образом. Особенно часто  это случается, если он занимает рядовой  статус внутри конкретной организации, поэтому наличие инноваций на отдельно взятом рабочем месте –  не всегда позитивный момент. Особенно когда их продуцентом является человек, мотивы и интересы которого в целом  не совпадают с интересами производственной организации и тех, кто ею владеет  и управляет. Следует отметить также, что логика инновационных изменений  предполагает наличие автономного  статуса, которым отдельный работник, как правило, не обладает, т.к. он с  необходимостью должен подчиняться  организационной и технологической  дисциплине производственного процесса.

В связи с этим можно  констатировать противоречие в оценке действий инноваторов, особенно если в  их качестве выступают наемные работники. С одной стороны, в отдельной, часто очень узкой области  они способствуют технологическому прогрессу, с другой – вынуждают  нарушать жесткий функциональный порядок  внутри тех или иных звеньев или  циклов производства. Возникают противоречия и при оценке эффекта нововведений и распределении вознаграждения между продуцентом ноу-хау и  владельцами предприятия. Последние  стремятся присвоить большую  часть эффекта нововведений, используя, например, патерналистские схемы  расчета, основанные на гарантированной занятости и символических привилегиях (японский опыт). Это противоречие, связанное с неэквивалентностью социального обмена, может преодолеваться двумя путями: или субъект инновационного поведения должен завоевать право собственных автономных действий внутри производственной организации, доказав их эффективность менеджерам и собственникам, а также договорившись с ними о величине вознаграждения, или он должен изменить свой статус и стать самостоятельным предпринимателем. В последнем случае на него ложится полная ответственность и риск за воплощение инновационных идей. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы инновационного поведения компаний

 

Многообразие конкурентных стратегий и организационных  форм хозяйствующих субъектов создает множество стратегических позиций и необъятный простор для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться в этом пространстве решений и удачно вписаться в новую рыночную структуру,необходимо адекватно оценить свое место в ней. Необходимо четко представлять себе, насколько внутрифирменные научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей менеджера является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта. [2,4]

В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические  разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур.

В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:

  1. Виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
  2. Патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
  3. Эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
  4. Коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Автором обозначений типов  фирм, ассоциируемых по конкурентному  поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 2.1).

Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному  типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:

1. Составляется характеристика анализируемой организации, ее продукции,отрасли, рынка;

2. По установленным характеристикам данная организация описывается с помощью морфологической матрицы идентификации по типу стратегического конкурентного инновационного поведения ;

3. Проводится анализ морфологического описания и с использованием таблицы 2.1 устанавливается соответствие одному или нескольким типам стратегического конкурентного инновационного поведения.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 - Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения

№ п/п

ПАРАМЕТРЫ

Тип конкурентного поведения (классификация  Л.Г. Раменского)

«ВИОЛЕНТЫ»

«ПАТИЕНТЫ»

«ЭКСПЛЕРЕНТЫ»

«КОММУТАНТЫ»

Тип компании (классификация X. Фризевинкеля)

«Львы», «Слоны», «Бегемоты»

«Лисы»

«Ласточки»

«Мыши»

1.

Уровень конкуренции

Высокий

Низкий

Средний

Средний

2.

Новизна отрасли

Новые, зрелые

Зрелые

Новые

Новые, зрелые

3.

Какие потребности обслуживает

Массовые, стандартные

Массовые, но нестан-дартные

Инновацион-ные

Локальные

4.

Профиль производства

Массовое

Специали-зированное

Эксперимен-тальное

Универсальное мелкое

5.

Размер компании

Крупные

Крупные, средние и мелкие

Средние и мелкие

Мелкие

6.

Устойчивость компании

Высокая

Высокая

Низкая

Низкая

7.

Расходы на НИОКР

Высокие

Средние

Высокие

Отсутствуют

8.

Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества

Высокая производи-тельность

Приспособ-ленность к особому рынку

Опережение в нововведениях

Гибкость

9.

Динамизм развития

Высокий

Средний

Высокий

Низкий

10.

Издержки

Низкие

Средние

Низкие

Низкие

11.

Качество продукции

Среднее

Высокое

Среднее

Среднее

12.

Ассортимент

Средний

Узкий

Отсутствует

Узкий

13.

Тип НИОКР

Улучша-ющий

Приспосо-бительный

Прорывный

Отсутствует

14.

Сбытовая сеть

Собственная или контроли-руемая

Собственная или контроли-руемая

Отсутствует

Отсутствует

15.

Реклама

Массовая 

Специали-зированная

Отсутствует

Отсутствует

Информация о работе Инновационное поведение