Инновационная инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:06, реферат

Описание

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и классификация инновационной инфраструктуры.docx

— 669.42 Кб (Скачать документ)

 Внедрение инноваций, высокий  уровень научно-технического развития  является определяющим с точки  зрения выполнения главной задачи  — повышения качества и уровня  жизни своих граждан.

  «Инновационный путь развития  — одна из приоритетный задач  социально-экономического развития  страны, которая определяет стратегическую  цель государственной научно-технической  и инновационной политики —  создание благоприятный правовых, экономических и социальных условий  для развития науки и постоянного  повышения технологического уровня  производства и конкурентоспособности  продукции, уровня и качества  жизни населения, укрепления национальной  безопасности страны» — записано  в Программе социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2011 — 2015 годы [3].

 Реализация этого направления  требует повышения роли научных  исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста.

 Высокие технологии становятся  главным фактором повышения жизненного  уровня людей в любой стране. Высокий уровень инноваций, степень  их практического внедрения в  производство являются основополагающими  признаками постиндустриальной  державы. В этой связи развитие  высоких технологий и их практическое  воплощение является одним из  главных факторов, определяющих  место Беларуси в системе современной  глобальной конкуренции.

 Поэтому одним из перспективных  путей становления Республики  Беларусь как экономически развитого,  сильного государства является  расширение инфраструктуры инновационной  деятельности.

Деятельность инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, включая:

•  Указ Президента РБ «Об утверждении положения, о порядке создания субъектов инновационной инфроструктуры»

•  Указ Президента "О парке  высоких технологий"

• Указ Президента "О  создании  научно-практических  центров Национальной академии  наук  Беларуси  и  некоторых  мерах  по  осуществлению  научной деятельности"

•  Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

•  Указ  Президента "О  порядке  создания  субъектов  инновационной 

инфраструктуры 

•  Указ  Президента "О  налогообложении  высокотехнологичных 

организаций"

• Указ Президента "О  некоторых  мерах  по  стимулированию  инновационной  деятельности в Республике Беларусь"

Приоритетность  создания  инновационной  инфраструктуры  закреплена  Указом Президента от 2007 года и Государственной  программой инновационного развития на 2011-2015  годы. Государственной программой установлены целевые показатели роста численности  субъектов  инфраструктуры. Программа  также  предусматривает  создание трех  новых  венчурных  организаций.  Запланирован  рост  численности  по  каждому большинству  видов  субъектов,  включая  инкубаторы  малого  предпринимательства, инновационные  центры, информационно-маркетинговые центры.

Инновационная  инфраструктура Беларуси  представлена  более  чем 80  организациями, оказывающими  консалтинговую,  информационную  и  организационную  поддержку  в области  инноваций.  Вместе  с  тем,  на  сегодняшний  день  достигнуты  далеко  не  все  целевые показатели Программы инновационного развития по развитию инновационной  инфраструктуры.  Например,  в  Беларуси  действует  8  научно-технологических парков, из которых только три официально имеют этот статус (П.1):

  • технопарк Метолит на базе  БНТУ, 
  • Минский  региональный  центр  инноваций
  • Брестский  центр  науки  и технологий.

      По  оценочным  данным,  на  долю  всех  девяти  технопарков  приходится всего 1% от общего объема производства инновационной продукции.

Технопарки  обычно  объединяют  сразу  несколько  видов  посредников.  Например,  в Технопарке  Могилев  действует  информационно-консалтинговый  центр,  инкубатор малого  предпринимательства,  бизнес-инновационный  центр,  центр  трансферта технологий  и  специализированный  информационный  центр  в  области  энергоэффективности.  В  технопарке  насчитывается 23  фирмы-арендатора.  Годовой товарооборот  составляет 10  млрд.  рублей,  сумма  налоговых  отчислений  в республиканский  бюджет –  около 2,5  млрд.

Технопарк  Метолит (г.  Минск)  имеет аналогичную  структуру.  Помимо  перечисленных  подразделений,  здесь  действует Центр  маркетинговой  поддержки.  На  территории  парка  расположены 13  фирм-арендаторов. Годовой  товарооборот составляет 11,2 млрд. руб., налоговые отчисления в республиканский  бюджет – 2,8 млрд. руб. 

Значительный  интерес  представляет  инициатива  Министерства  образования  по созданию информационно-маркетинговой  сети для вузов и предприятий. Предприятия могут размещать  в сети заказы на проведение исследований и разработок, а вузы- свои предложения  по  решению  технических  и  иных  задач  промышленных  предприятий.

Помимо технопарков и маркетинговой сети, в Беларуси действуют 5 инновационных центров (П.2), 9 центров трансферта  технологий (П.3),  три международных центра  передачи технологий, и ряд прочих субъектов инновационной инфраструктуры. 

 В  Национальной  академии  наук  создана  собственная   сеть  организаций-посредников, представленная ассоциацией Академгородок (20 членов), Инновационным центром при Институте технологий металлообработки (г. Могилев) и 32 научно-технологическими и предпринимательскими структурами.  В структуре Академии создан Республиканский центр трансферта технологий, имеющий пять областных отделений и 15 филиалов при институтах и иных организациях. Большинство,  если не все  субъекты инновационной инфраструктуры, созданы по инициативе государственных организаций. 

Что же касается венчурных организаций, то в  Беларуси развитие законодательства о венчурном финансировании началось четыре года назад, когда в январе 2007 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 1 о возможности создания венчурных организаций. Однако как показала практика, запустить венчурные механизмы не удается сразу и без ошибок. Поэтому после длительных изменений в мае 2010 г. был подписан еще один Указ Президента Республики Беларусь № 252, где Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), который финансирует инновационные проекты на возвратной основе, наделен функциями государственного венчурного фонда. С осени 2010 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных проектов. В основу построения венчурной индустрии в Беларуси положен опыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республики Татарстан, а также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд –это финансирование исключительно высокотехнологических и инновационных проектов, в отличие от соседей. Что касается иностранных венчурных инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну.

 Научные исследования экономического  потенциала развития венчурной  индустрии в Беларуси показали, что существует ряд проблем  в данной области: зарегулированность, тяжелое налоговое бремя для  вновь созданных предприятий,  ограничения в инвестировании  рисковых проектов для субъектов  рынка и потенциальных инвесторов, неотлаженная судебная система,  проблемы с защитой прав на  интеллектуальную собственность,  неразвитая инфраструктура (бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инвестиционные, пенсионные и страховые фонды).

 И все же в Беларусь  уже обратился ряд иностранных  инвесторов с предложениями профинансировать  венчурные проекты. Среди них  два инвестиционных фонда из Силиконовой долины, инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, России. В августе 2010 г. прошли переговоры с Эксимбанком Китая о возможностяхвенчурного финансирования.

 Для иностранных венчурных  инвесторов привлекательными являются  следующие факторы в экономике  Беларуси.

1. Наличие законодательства, позволяющего  регистрировать венчурные организации  и фонды.

2. Льготы по налогу на прибыль  при выходе из венчурных проектов, которые получил Белинфонд, что  в перспективе повышает вероятность  введения данной нормы для  всех субъектов венчурной индустрии.  Кроме того, сегодня действует  ряд льгот в целом для иностранных  инвесторов.

3. Стабильность экономики и  отсутствие коррупции (в особенности  по сравнению с нашими ближайшими  соседями, Россией и Украиной).

4. Страна переориентирована на  инновационный путь развития, и  этот переход практически завершен. Что особенно важно, имеется  стратегический законодательный  документ с утвержденной программой  действия для правительства.

5. Уровень науки и технологий  в Беларуси имеет достаточный  потенциал, чтобы заинтересовать  венчурных инвесторов, в том числе  иностранных

 Тем не менее, есть и  негативные факторы для развития  венчурного бизнеса в стране.

1. Незащищенность права инвесторов  в хозяйственных судах, что  сдерживает приход иностранных  венчурных инвесторов в нашу  страну.

2. Отсутствие опыта реализации  венчурных проектов национальными  компаниями.

3. Незначительная степень поддержки  государством до недавнего времени  малого предпринимательства, в  том числе инновационного (мало  создано бизнес-инкубаторов, центров  поддержки малого предпринимательства,  все еще сложно получить площади,  кредиты таким инновационным  предприятиям).

4. Очень скудная информация  за рубежом о потенциале белорусских  научно-технических разработок.

 Остальные же вопросы, связанные  непосредственно с деятельностью  венчурных структур, такие как  репатриация прибыли, налоговая  база, защита прав на интеллектуальную  собственность, страхование рисков  венчурного проекта, выход из  венчурного проекта, вполне решаемы  в рамках действующих мер по  либерализации экономики.

 В целом, как показывает  мировой опыт, без целенаправленной  государственной поддержки запустить венчурные механизмы очень сложно. Решением данных проблем может стать разработка Концепции венчурного развития страны и принятие соответствующих мер для ее реализации.

Управляющая компания «Зубр капитал», работающая в Беларуси с фондами  прямых инвестиций, создаст фонд венчурных  инвестиций. Об этом сообщил 18 января 2011 года журналистам председатель совета директоров холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов.

Фонд венчурных инвестиций будет  финансировать компании, которые  находятся на начальной стадии развития. В фонд планируется привлечь средства как зарубежных частных фондов, так  и международных организаций, включая  ЕБРР. Венчурные инвестиции будут  направлены, прежде всего, на проекты, связанные с информационными  технологиями. На первом этапе в  фонд венчурных инвестиций планируется  привлечь 30–50 млн. долларов.

Кроме того, тремя акционерами холдинга «Атлант-М» уже создан фонд прямых инвестиций SMH, который вложил в акции белорусских  предприятий 70 млн. долларов. В частности, фонд располагает 66% акций Минского транзитного банка, контрольным  пакетом акций оператора связи  «Альтернативная цифровая сеть», долей  в компании «Атлант-консалт». В настоящее  время фонд закрыт для привлечения  дополнительных инвестиций. В 2014 году акционеры планируют ликвидировать  фонд, продав активы и достигнув  доходности в размере 25%.

В 2011 году управляющая компания намерена создать еще один фонд прямых инвестиций в белорусские предприятия, причем в 2012 году, как планируется, он аккумулирует от 50 до 100 млн. долларов в виде инвестиций. «Мы найдем как внешних, так и  внутренних инвесторов», — отметил  Олег Хусаенов.

Создаваемый в этом году фонд прямых инвестиций будет ориентироваться  на меньшую доходность, которая должна составить 15%. Привлеченные инвестиции планируется направить в устоявшиеся  белорусские предприятия, которые  уверенно чувствуют себя на рынке.

Следует  отметить,  что  действующие  в  стране  организации-посредники (в  т.ч. технопарки и другие структуры, созданные на базе Академии наук или  университетов) не  только  способствуют успешной  деятельности малых инновационных  предприятий, но  предоставляют  им  дополнительную  защиту. Несмотря  на  небольшую  численность таких  структур, результаты их деятельности в целом позитивны. Таким образом, можно вести  речь  о  возможности  усиления  роли  технопарков  и  иных  подобных  структур  в создании и развитии малых инновационных предприятий. 

Информация о работе Инновационная инфраструктура