Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. Поставленная цель исследования определяет решение следующих задач:
• проанализировать элементы инновационной инфраструктуры Республики Беларусь;
• проанализировать инновационну деятельность вузов как кадровый элемент инновационной инфраструктуры;
• проанализировать государственное регулирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные понятия и концепции инновации 4
1.2. Инновационная инфраструктура: задачи, элементы и их функции, характеристика ключевых элементов. 10
1.3. Государственное регулирование инновационной деятельности 14
1.4. Необходимость развития инновационной инфраструктуры как элемента развития инновационной национальной экономики 16
ГЛАВА 2 . ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Инновационная инфраструктура Республики Беларусь 20
2.1.1. Правовая инфраструктура 20
2.1.2. Информационная инфраструктура 22
2.1.3. Финансовая инновационная инфраструктура 23
2.1.4. Специализированные инновационные центры. 24
2.2 Инновационная деятельность в вузах как кадровый элемент инновационной инфраструктуры 26
2.3. Государственное регулирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк. предпри.docx

— 83.82 Кб (Скачать документ)

          ← дать трактовку основополагающим  понятиям, связанным с инновационной  деятельностью (инновации, инновационная  деятельность, инновационная политика, инновационный процесс, инновационный  проект, инновационный потенциал);

          ← зафиксировать активизацию  инновационной деятельности в  качестве долгосрочной основы  экономической стратегии Республики  Беларусь;

          ← распределить полномочия государственных  органов республики, реализующих  инновационную политику;

          ← закрепить основные критерии  инновационных проектов, имеющих  наиболее важное для страны  значение, при соблюдении которых  возможно финансирование из государственного  бюджета их реализации;

          ← определить мероприятия по  привлечению в Беларусь инновационно  ориентированных иностранных инвестиций;

          ← зафиксировать приоритеты республики  в области развития высокотехнологичных  производств, перечень которых  не должен сводиться к поддержке  развития одной только сферы  информационно-коммуникационных технологий;

          ← сформулировать конкретные  мероприятия, направленные на  обеспечение ускоренного развития  в стране высокотехнологичных  отраслей исходя из определенных  приоритетов;

          ← обеспечить при прочих равных  условиях инвестирования соответствующее  стимулирование осуществления инвестиций  в инновации;

          ← закрепить критерии отнесения  субъектов хозяйствования к инновационно  активным и перечень мер соответствующего  стимулирования такого рода предприятий  [10].

       2.1.2. Информационная инфраструктура

 

       Для  успешной работы инновационной  инфраструктуры необходимо комплексное  информационно-аналитическое обеспечение.

       На данный  момент информационное обеспечение  инновационной деятельности осуществляет  Республиканская научно-техническая  библиотека (РНТБ), которая является  единственной в Беларуси, где  сосредоточены наиболее полные  информационные ресурсы по науке  и технологиям. В РНТБ сосредоточен  весь комплекс научно-технических  документов: самый полный в стране  фонд отечественных и зарубежных  книг, периодических изданий по  науке, технике, экономике и  смежным областям знаний, а также  национальное хранилище патентной  документации, одно из крупнейших  в СНГ хранилищ нормативно-технических  документов по стандартизации, республиканский  фонд промышленных каталогов  - всего более 32 млн. экземпляров.

       Существенным  дополнением к собственным информационным  ресурсам Республиканской научно-технической  библиотеки служит расширение  доступа не только к национальным, но и к мировым информационным  ресурсам, сосредоточенным в основном  в глобальной сети Интернет. Так  информация о ресурсах РНТБ  размещена на сайте библиотеки www.rlst.org.by , РЦТТ -  www.ictt.by, ПВТ - www.park.by и др. [15]

       Так  же в стране действуют  476 научно-технических  библиотек (включая заводские) [24].

       Кроме  этого в республике существует  целая система информационных  ресурсов инновационной деятельности. Она дает комплексное представление  по всем аспектам данного вида  деятельности субъектам хозяйствования  нашей страны. Система включает  республиканскую сеть источников  информации (см. приложение Ж) и  данные о:

       - политике  государства по совершенствованию  национальной инновационной системы  (НИС), составе и структуре научно-технического  потенциала республики, его возможностях  и важнейших результатах;

       - национальном  законодательстве, регламентирующем  вопросы организации научно-технической  и инновационной деятельности, создания, охраны и использования объектов  интеллектуальной собственности;

       - ценности  важнейших для страны проектов, направленных на создание новейших  ресурсосберегающих технологий, развитие  наукоемких импортозамещающих и  экспортноориентированных производств,  охрану окружающей среды [7].

       Таким  образом, можно сделать вывод,  что в стране функционирует  развитая система информационного  обслуживания инновационной деятельности, которая предоставляет комплексные  данные по всем аспектам данного  вида деятельности субъектам  хозяйствования, а также  практическую  возможность изучения, оценки и  статистической обработки поступающих  данных и регулирования направлений  инновационной деятельности на  государственном, отраслевом и  региональном уровнях управления.

       2.1.3. Финансовая инновационная инфраструктура

       В целях  оказания финансовой поддержки  при разработке и освоении  принципиально новых видов продукции,  высоких технологий постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь был создан Белорусский  инновационный фонд (далее — Фонд). Его средства могут быть получены предприятием любой формы собственности в случае выполнения им проекта, связанного с освоением и организацией серийного производства новой продукции. К задачам Фонда относятся привлечение иностранных инвестиций и создание совместных производств в области наукоемкой продукции и новейших технологий.

       Особенностью  финансирования проектов за счет  средств Белорусского инновационного  фонда является его возвратный  характер, то есть после освоения  и выпуска серийной продукции  субъект хозяйствования должен  возвратить. Другими направлениями  деятельности Белорусского инновационного  фонда являются промышленное  освоение результатов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), изобретений, создание или  содействие созданию новых и  высокотехнологичных производств,  выставочное, информационное и  маркетинговое обеспечение инновационной  деятельности

       По мнению  доцента Белорусско-Российского  университета, кандидата экономических  наук, юрисконсульта ООО «ЮликомСервис»  Дмитрия Степаненко, одним из  вариантов решения данной проблемы  является скорейшее создание  в республике  Белорусского инновационный  банка, а также венчурных фондов.[35]

       Инициатива  создания Белорусского инновационного  банка должна исходить от государства,  которое на первоначальном этапе  может владеть контрольным пакетом  его акций. К числу основных  функций указанного банка следует  отнести :

       1) долгосрочное кредитование под низкую процентную ставку инновационных проектов и программ;

       2) страхование инвестиционных проектов, имеющих инновационную направленность;

       3) контроль за целевым использованием выданных долгосрочных ссуд;

       4) осуществление лизинговых операций;

       5) оказание предприятиям помощи в разработке бизнес-планов

инновационных проектов;

       6) финансовую  поддержку патентования за рубежом  белорусскими предприятиями принадлежащих  им объектов интеллектуальной  собственности, играющих определенную  роль в процессе реализации  ими инновационных проектов, кредитуемых  предлагаемым к созданию банком [35].

       В свою  очередь, формировать капитал  венчурных фондов, направляемый  на рисковые инвестиции, потенциально  возможно за счет:

          • средств республиканского и  местных бюджетов;

          • финансовых ресурсов республиканских  министерств и ведомств;

          • части прибыли Национального  банка Республики Беларусь;

          • доходов от приватизации  государственной собственности;

          • средств различных финансовых  фондов, в том числе Белорусского  инновационного фонда, а также  пенсионных фондов;

          • добровольно перечисляемой  прибыли предприятий и организаций,  освобождаемой от налогов;

          • добровольных пожертвований  физических лиц;

          • денежных средств зарубежных  фирм и международных организаций;

          • поступлений от уставной  деятельности венчурных фондов [35].

       2.1.4. Специализированные инновационные центры.

 

       К   наиболее развитым специализированным  инновационным центрам в Республике  Беларусь можно отнести:

       - центры  поддержки предпринимательства  (ЦПП)

       - бизнес-инкубаторы

       - центры  трансфера технологий (ЦТТ)

       - научно-технологические  парки (технопарки)

       - Парк  высоких технологий

       Данные  об их количестве, организационно  правовых формах и основных  задачах представлены в Приложении  К.

       Специализированные  инновационные центры  как важнейшая  часть инновационной инфраструктуры  активно развиваются, причем среди  них наибольшее распространение  получили технопарковые структуры.

       В настоящее  время в Беларуси функционируют  10 технопарков. (см. приложение Л).  Уже сейчас можно говорить  об успешной деятельности двух  технопарков: ЗАО «Технологический  парк Могилев» и ИРУП «Научно-технологический  парк БИТУ "Метолит"». Так,  за последние годы РУП «Метолит»  реализовано продукции на сумму  около 14 млрд руб., совокупная  выручка от реализации продукции  ЗАО «Технологический парк Могилев»  за 1999-2005 гг. составила около 32 млрд  руб.[34] Особенностью технопарков  является их многофункциональность.  Так ЗАО «Технологический парк  Могилев» одновременно является  инкубатором малого предпринимательства,  бизнес инновационным центром,  центром трансфера технологий.

       3 мая  2001 г. подписан Указ Президента  Республики Беларусь № 234 «О  государственной поддержке разработки  и экспорта информационных технологий»,  которым пердусмотрено создание  отраслевого объединения разработчиков  информационных технологий - научно-технологической  ассоциации «Национальный инфопарк»  (с 2005 г. - «Инфопарк»). В ассоциации  зарегистрирована 61 компания (многие  из них входят в состав Парка  высоких технологий), а также такие  организации, как Объединенный  институт проблем информатики  НАН Беларуси, Центр прикладных  проблем математики и информатики  и Конструкторское бюро специальной  техники БГУ [34] .

       Тем  не менее следует отметить, что  на сегодняшний день вклад  технопарков в инновационное  развитие республики несоизмеримо  мал по сравнению со стоящими  перед ними задачами. Так, например, доля технопарков в общем объеме  реализованной инновационной продукции  по всему народному хозяйству  составляет всего 0,5% [35].

       Центральное  место в инновационной инфраструктуре  занимает созданный в соответствии  с Декретом Президента Республики  Беларусь от 22 сентября 2005 г. №  12 Парк высоких технологий (далее  — Парк), который, согласно перспективному  замыслу, должен стать белорусским  аналогом американской "Силиконовой  долины" [35].

       В настоящее  время в качестве его резидентов  зарегистрированы 47 юридических лиц  (иностранное предприятие "ЭПАМ  Системз", СООО "Системные технологии", СП ЗАО "Научсофт", ООО "Прикладные  системы", ООО "Интеллектуальные  системы" и др.) и 2 индивидуальных  предпринимателя [35].

       Стать  участниками ПВТ могут предприятия,  занимающиеся информационными и  телекоммуникационными технологиями, а также традиционные предприятия,  которые намерены внедрить в  свою деятельность какую-либо  инновацию. Так, свои бизнес-проекты  в ПВТ зарегистрировали Национальный  центр информационных ресурсов  и технологий НАН Беларуси, Институт  электроники НАН Беларуси, научно-производственное  РУП «СКБ Камертон», научно-исследовательское  РУП «ЦНИИТУ», ОАО «Новоельнянское  межрайонное объединение по производственно-техническому  обеспечению сельского хозяйства», ПРУП «Завод полупроводниковых  приборов», Институт порошковой  металлургии [35].

       Кроме  того следует отметить, что предусмотрены  весьма значительные налоговые  льготы в отношении субъектов  хозяйствования, осуществляющих свою  деятельность в информационно-коммуникационной  сфере и являющихся резидентами  Парка. Так, в частности, они  освобождаются от:

       1) налогов,  сборов и иных обязательных  платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные  и внебюджетные фонды, установленных  законом о бюджете Республики  Беларусь на соответствующий  финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых  с выручки от реализации товаров  (работ, услуг, имущественных прав  на объекты интеллектуальной  собственности);

       2) налога  на прибыль;

       3) налога  на добавленную стоимость по  оборотам от реализации

товаров (работ, услуг, имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности) [35].

       Вместе  с тем в настоящее время  в указанном Парке далеко не  в полной мере обеспечиваются  адекватная отдача и эффективность  деятельности [35].

       Также,  в системе НАН Беларуси созданы  8 научно-производственных центров  (7 по аграрному профилю и один  по материаловедению) и 2 научно-производственных  объединения (ГНПО «Химические  продукты и технологии» и ГНПО  «Химический синтез и биотехнологии»), в Министерстве промышленности - 8. Среди них научно-фармацевтический  центр РУП «Белмедпрепараты»,  научно-исследовательский центр  УП «Диалек», научно-исследовательские  и проектно-конструкторские РУП  «МБИ», УП «Лотиос». Создание научно-технических  центров на ведущих предприятиях  дало мощный импульс в обеспечении  их научными разработками. Так,  после появления научно-фармацевтического  центра РУП «Белмедпрепараты»  номенклатура выпускаемой продукции  увеличилась с 30 до 300 наименований [34].

Информация о работе Инновационная инфраструктура Республики Беларусь