Инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:48, доклад

Описание

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Работа состоит из  1 файл

инновации.docx

— 33.70 Кб (Скачать документ)

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов  продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как  экономической категории ввел в  научный оборот австрийский экономист  И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений  в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам '.

Существует несколько подходов к классификации инноваций. 
1 Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны. 
1. В зависимости от вида объекта инновации делятся на:  
• предметные инновации – это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому; 
• процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.  
2. По месту в системе предприятия инновации делятся на:  
• инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;  
• инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;  
• инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). Экономический эффект такой инновации получает потребитель. 

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. 
 
^ Инновационная деятельность — это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. 
 
^ Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, нучно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. 
 
^ Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. 
 
^ Инновационная инфраструктура — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации). 
 
^ Инновационная программа (межгосударственная, отраслевая) — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видовпродукции (технологии). 
 
^ Инновационный менеджмент – это совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых средств, методов и форм управления инновационной деятельностью конкретного объекта управления с целью получения самым оптимальным путем экономических результатов этой деятельности. 

Целями  инновационного менеджмента являются: 
 
1. обеспечение долгосрочного функционирования инновационного процесса на основе эффективной организации всех его составляющих элементов и систем; 
 
2. создание конкурентоспособной инновационной продукции, технологий наиболее эффективным и оптимальным путём. 
 
Соответственно целям формируются задачи инновационного менеджмента: 

  1.  
    разработка стратегической инновационной политики и механизмов её осуществления;
  2.  
    формирование стратегических, долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;
  3.  
    разработка планов, программ, проектов и их выполнение;
  4.  
    создание организационно-производственной структуры и структуры управления инновационной деятельностью;
  5.  
    планирование организации процессов разработки инноваций;
  6.  
    наблюдение (контроль) за выполнением этапов, стадий инновационного процесса по времени и синхронизация всех видов деятельности;
  7.  
    подбор и размещение кадров, создание атмосферы и мотивации интеллектуальной работы;
  8.  
    календарное планирование работы и контроль за её выполнением;
  9.  
    комплексное формирование и использование инновационного потенциала предприятия;
  10.  
    организация и кооперация инновационных программ, ускорение их разработки;
  11.  
    создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции;
  12.  
    наблюдение и оценка мировых тенденций научно-технического развития.

 
 
^ 3. Функции инновации. Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса. 
 
Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции: 

  •  
    воспроизводственную;
  •  
    инвестиционную;
  •  
    стимулирующую.

 
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. 
 
Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. 
 
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала.  
 
Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержаниеинвестиционной функции инновации. 
 
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации служит стимуломпредпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брандстратегия, бенчмаркинг и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Инновационный процесс (ИП) - совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя. Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом. По охвату и масштабу он может быть кластерный (межотраслевой) и отраслевой. 
 
В процессе преобразования инноваций последние проходят ряд промежуточных состояний: идея потребности; конструкторское и технологическое выражение идеи; экспериментальный, опытный и серийный образцы; новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у потребителя; новый социально-экономический эффект. Все это относится к основному ИП. Кроме того выделяют процесс обслуживания (обеспечения) и процесс регулирования. 
 
 
ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВАНИЯ 
 
1. Государственное (федеральное) 
2. Отраслевое 
3. Региональное 
4. Муниципальное 
5. Корпоративное 
 
ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС 
 
1. Создание, распространение (диффузия) и потребление (рутинизация) новшеств 
2. Разработка и реализация инновационных проектов 
2. Инвестиционный процесс 
 
ПРОЦЕСС ОБСЛУЖИВАНИЯ (инфраструктура) 
 
1. Коммерческое, правовое и организационное 
3. Информационно-технологическое и образовательное  
4. Финансовое и материально-техническое 
5. Набор и подготовка кадров 
6. Консультационное  
Инновационная деятельность (ИД) – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов.  
 
Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом. Она может быть межотраслевой и отраслевой.  
 
Результатами своей инновационной деятельности участники основного и обслуживающего инновационных процессов обмениваются через рынки.  
 
Законы, постановления, административные и экономические решения органов власти различных уровней составляют деятельность по регулированию инновационного процесса.  
Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. 
 
Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.  
 
В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы (СТЭП/ПЭСТ).  
 
Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-обасть, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс. 
 
Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.  
 
Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал фирмы. Знание внешней - инновационный климат. Знание среды в целом - инновационную позицию фирмы. 
 
Таким образом, инновационный процесс характеризуется следующими признаками: 
 
- базируется на процессе создания новой техники (ПСНТ); 
 
- включает создание новшества, его распространение (диффузию) и потребление (рутинизацию); 
 
- состоит из регулирующих, основных и вспомогательных процессов; 
 
- реализуется в виде инновационных целей, инновационных стратегий, инновационных проектов; 
 
- имеет организационную форму в виде инновационного предприятия или подразделения; 
сопровождается инвестиционным процессом. 

 

 

Концепция профессиональной системы менеджмента. Базовые элементы и связующие процессы и современная  динамика их развития.

Концепция- это точка  зрения , совокупность обоснованных идей на какую-либо область знаний. Концепция  менеджмента состоит из следующих  базовых элементов:

Базовые элементы- это структурные компоненты профессионального м-та, к ним относятся: Ф-ции, методы, стр-ра, связующие процессы. Ф-ции явл первичными в специализации управленческой деятельности. М-т приоритетно проявляется по средством ф-ций: 1)Прогнозирование- альтернативный набор прогнозов об изменениях, которые могут произойти с деловым предприятием при наличии начальных и прогнозных условий. 2) Планирование- на основе прогнозов составляется план с целью определения состояния ДП на конец планового периода.3)Организация- группировка объединение и комбинирование ресурсов ДП для достижения поставленных целей 4) Координация- балансировка и взаимоувязывание отдельных частей системы руководства ДП. 5) Регулирование- процесс устранения отклонений и часто самих причин отклонений от плановых показателей развития ДП.6) Контроль- постоянное отслеживание и сравнение реального положения объекта управления по сравнению с плановыми показателями. 7)Информационное обеспечение и связь- создание информ.сети ДП, кот включ каналы информации для м-та и их технич обеспечение. 8) Анализ- на основе информа-ции по ф-ции контроль определ колич и качеств показатели отклонений а также причиы этих отклонений.9)Мотвация- создание условий, когда все участники процесса руководства ДП работают в оптимальном режиме эфф-ти. 10)Инновации- процесс создания освоения и внедрение новейших технологий м-та, по всем функциональным направлениям деятельности ДП.

Методы м-та: 1)Методы для воздействия на персонал на индивидуальном и групповом ур-не:а)организационно-правовые; б) экономические в)социально-психологические 2)Методы направленные на организацию вцелом: а)сетевые методы(полная графич модель работ м-та по достижению поставленных целей) б)балансовый метод(рассмотерние на математич основе доходов и расходов актива и пассива экономии и убытков ДП) 3)Группа комплексных методов для реализации управленческой технологии: а)ситуационного анализа б)системного анализа в)воспроизводственного г)структурно-функционального

Структура ДП должна быть подвижна и максимально соответствовать достижению целей ДП.Поэтому сюда входят такие понятия: 1)система целей структурной организации 2)Распред линейных и функц-х управленч полномочий 3)пропорция централизации и децентрализации 4)система приоритетов гибкости и жесткости стр-ры 5)логистика скалярной цепи 6) обеспечение структурно-функциональной динамики 7)моделирование режимов эффективности и адаптирование орг стр-ры

Связующие элементы: 1)Принятие управлеч решений 2) каналы коммуникаций 3)персонал технологии

 

 

 

Элементы системы инновационных  механизмов 

 
    Механизм организации ориентирован на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такое формирование может проходить в различных формах, основными из которых являются: создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение. 
     
    Создание — это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенными элементами новых организационных форм являются следующие: матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам; внутренние венчуры. 
  
    Процессы создания новых инновационных организаций особенно важны для крупных предприятий. Эти предприятия имеют сложную систему управления инновациями, зачастую ориентируются на крупные проекты, реализация которых должна практически сразу (или за короткий период времени) обеспечить получение высоких доходов. Во многом по этой причине количество инноваций в данных структурах не так велико, как на малых предприятиях. По нашему мнению, эффективность инновационной деятельности можно было бы значительно повысить, если создавать новые инновационные подразделения и структурные единицы, призванные создавать новые направления в деятельности крупных предприятий. Эти инновационные единицы могут создаваться на постоянной или временной основе.

 
    Следующая группа инновационных механизмов — это механизмы разработки и внедрения. В данную группу можно включить: механизмы поиска инновационных решений, механизмы разработки и механизмы внедрения. 
  
    Механизмы поиска направлены на генерацию новых идей, технических решений, создание новаций. Это необходимый этап инновационного процесса, составляющий основу дальнейших процессов, связанных с созданием новаций, пригодных для внедрения. 
  
    Механизмы разработки связаны с доведением идей до законченного технического решения, могущего быть новацией. Для этого необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. 
  
    Механизмы финансирования и стимулирования определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышение их заинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмы кредитования, формирования собственного капитала, формирования затрат на НИОКР и характера отнесения их на себестоимость, увязки размеров налогообложения с интенсивностью инновационной деятельности. 
     
    Роль кредита в развитии предпринимательства детально исследовал Й.Шумпетер. Он показал, что «чтобы осуществлять новые комбинации, предпринимателю нужна покупательная сила, которая не предоставляется ему автоматически как производителю в процессе кругооборота в форме дохода от продукта предшествующего периода... Если предприниматель не обладает покупательной силой заранее ..., то он должен ее у кого-нибудь занять»*. 
  
    

Информация о работе Инновации