Инфраструктура для поддержки и продвижения инноваций

Автор работы: Марина Баева, 25 Июля 2010 в 23:35, контрольная работа

Описание

Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения.
Инновационная деятельность (ИД) - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.
Различают следующие виды инноваций:
- технологические;
- создание нового рынка;
- освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;
- реорганизация системы управления.
Технологические инновации подразделяются следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1

Содержание

1. Основные понятия, связанные с инновациями.
2. Вертикальный и горизонтальный методы продвижения инноваций.
3. Виды трансфера технологий.
4. Вопросы и ответы.
5. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный анализ-контр работа.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования Российской Федерации

     Филиал  государственного образовательного учреждения

     Высшего профессионального образования  «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г.Вологда

     Контрольная работа по дисциплине

     Инновационный анализ

     Вариант № 15

     на  тему: Инфраструктура для поддержки и продвижения инноваций.   
 
 
 
 

     Студентка Баёва Марина Николаевна

     Форма обучения заочная

     Срок  обучения 3 г. 10 мес.

     Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

     Группа  Бс-7 курс 3 № зачетной книжки  02-215

     Проверила: старший преподаватель Горина Я.М.

                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     г. Вологда

     2010 год

     Содержание:

     1. Основные понятия, связанные с инновациями.

     2. Вертикальный и горизонтальный методы продвижения инноваций.

     3. Виды трансфера технологий.

     4. Вопросы и ответы.

     5. Список используемой литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ  С ИННОВАЦИЯМИ.

                Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения.

                Инновационная деятельность (ИД) - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

         Различают следующие виды инноваций:

         - технологические;

         - создание нового рынка; 

         - освоение нового источника поставки  сырья или полуфабриката;

         - реорганизация системы управления.

         Технологические инновации подразделяются следующим образом (Таблица 1):

         Таблица 1

  Степень новизны Внедрение
Вид Радикальная Инкрементальная Результат Место
Продуктовая Существенно отличается от ранее выпускавшихся продуктов  по: области применения характеристикам  комплектующим, материалам и полуфабрикатам за счет применения новых и/или сочетания существующих технологий в новом применении Улучшает качественные или стоимостные характеристики уже существующего продукта за счет: использования более эффективных  комплектующих, материалов и полуфабрикатов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для сложного продукта)    Новая  инновационная  продукция На рынке
Процессная  Освоение новых  методов производства, изменения  в оборудовании и/или организации  производства, обеспечивающих: создание новых или усовершенствованных продуктов, выпуск которых старыми методами или на старом оборудовании невозможен, существенное повышение эффективности производства Освоение: усовершенствованных  методов производства изменения  в оборудовании и/или организации производства  Прочая инновационная  продукция В производственном процессе

         Показатели  результатов инновационной  деятельности:

         а) удельный вес инновационной продукции (внедренной в течение 3 лет) в ее общем объеме;

         б) влияние инноваций на результаты деятельности предприятия:

         - сумма прибыли от реализации  инновационной продукции и ее  доля в общем объеме прибыли; 

         - объем продаж инновационной продукции  и его доля в общем объеме  продаж;

         - доступ к новым рынкам сбыта; 

         - доли на традиционных рынках сбыта;

         в) влияние инноваций на использование  производственных ресурсов (сокращение затрат на заработную плату, материалы, энергию и пр., повышение фондоотдачи  и т.д.).  

         Передача  технологии (трансфер)

         Передача  научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.

         Критерий  наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для  производственных целей.

         Формы трансфера технологий (ТТ)

         - передача патентов на изобретения;

         - патентное лицензирование;

         - торговля беспатентными изобретениями; 

         - передача технической документации;

         - передача ноу-хау; 

         - передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или  аренде (лизингу) оборудования и  машин;

         - информационный обмен в персональных  контактах на семинарах, симпозиумах,  выставках и т.п.;

         - инжиниринг;

         - научные исследования и разработки  при обмене учеными и специалистами; 

         - проведение различными фирмами  совместных исследований и разработок;

         - организация совместного производства;

         - организация совместных предприятий.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. ВЕРТИКАЛЬНЫЙ  И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ  ИННОВАЦИЙ.

     Одним из условий решения этих задач  и успешного инновационного развития является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать потребности в нововведении и обеспечивающей формирование соответствующего ранга предложений. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса. Известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. Исследования инновационных процессов свидетельствуют о том, что в лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощенные идеи оказываются двигателями прогресса.

     Как и любая деятельность, инновационная деятельность требует затрат материальных, организационных и инвестиционных ресурсов. Для инвестора восприятие инноваций происходит через призму представляемого ему инвестиционного проекта, который является организационно-финансовым планом продвижения инноваций.

         Существуют  два метода продвижения инноваций - "вертикальный" и "горизонтальный".

                  ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МЕТОД ПРОДВИЖЕНИЯ  ИННОВАЦИЙ 

         При вертикальном весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации  с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению. Однако, применимость этого метода весьма ограничена - либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн "Вольво", не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).

         ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ  МЕТОД ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

         Горизонтальный  метод - метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие  является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению  инновационной продукции распределены между участниками.

         Участников  ТТ принято называть сторонами.

         Проект  Международного кодекса поведения  в области передачи технологии (его  разработка осуществлялась в 80-годах  в рамках Конференции ООН, но не закончилась  принятием документа) дает такое  определение участника техотрансфера: "Под стороной подразумевается любое физическое или юридическое лицо публичного или частного права как индивидуальное, так и коллективное (например, объединения, компании, фирмы, товарищества и прочие ассоциации) и любые их сочетания, независимо от того, кем они созданы, кому принадлежат, кем контролируются (государством, правительственными учреждениями, юридическими лицами или отдельными гражданами) и где функционируют, а также государства, правительственные учреждения и международные региональные и субрегиональные организации, участвующие в международных сделках по передаче технологии, которые обычно носят коммерческий характер".

         РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ МЕТОДЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

         Необходимой составляющей горизонтального метода продвижения инноваций является ТТ. В Европе, например в Германии, классическим считается распределение функций между участниками инновационного цикла, приведенное в настоящем сборнике.

         В России возможности ТТ основываются на наличии и видах субъектов технологической инновационной деятельности (ТИД) с учетом наследия инфраструктуры советского периода (Таблица3).

         Таблица 3

Субъекты  ТИД
Виды  организации Основная деятельность Сильные стороны Слабые стороны Оптимальное применение
Организации  РАН Фундаментальные исследования (ФИ) Эффективность в проведении фундаментальных и  поисковых работ Инфраструктура  консервативна и не чувствительна  к инновациям Создание теоретического и экспериментального задела для  последующего превращения их в технологические инновации
Университеты  ФИ и прикладные исследования и разработки (ИР) Существенные  бюджетные средства, выделяемые Минобразования на программу «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы» и на поддержку университетских Технопарков  Ведомственность поддерживаемых инноваций  ТИД на базе ИР высшей школы, реализуемая в университетских  Технопарках
Крупные оборонные НИИ и КБ ИР  Наличие технологической  инфраструктуры, в существенной степени пригодной для обеспечения ТИД 1. Отсутствие  необходимой организационной инфраструктуры 
2. Недостаток средств на содержание избыточной технологической инфраструктуры. 
3. В силу финансовых проблем в настоящем виде не могут обеспечивать устойчивости инновационного цикла
/
1. ТИД на базе собственных ИР 
2. Для поддержки ТИД целесообразно выделять независимые структуры (ИТЦ), которые были бы экономически выгодны базовым предприятиям
Малые предприятий научно-технической  сферы (МП НТС) ТИД 1. Технически грамотный персонал. 
2. Сильная мотивация. 
3. Гибкость. 
4. Чувствительность к требованиям рынка.
1. Слабость менеджмента. 
2 . Прессинг налогов и поборов. 
3. Неразвитость системы услуг, предоставляемых МП, и технологической инфраструктуры, необходимой для деятельности МП НТС.
ТИД, не связанная с решением фундаментальных проблем и сложной кооперацией.
Инновационные технологические центры (ИТЦ) на базе конверсионных предприятий Поддержка ТИД Оптимальные условия  для обеспечения деятельности МП НТС Зависимость от финансовой устойчивости размещаемых МП НТС и базового предприятия, снабжающего технологическими ресурсами. 1. Концентрация  независимых МП НТС. 
2. Создание комплексной системы услуг для развития ТИД. 
3. Активный маркетинг высокотехнологичной продукции в интересах крупных предприятий.
Крупные промышленные предприятия Производство  в устоявшейся номенклатуре Возможность освоения инноваций по производственным площадям, типам производства, энерговооруженности  и квалификации персонала. Необходимость существенных капитальных вложений на технологическую подготовку производства. 1. Постановка  и серийное производство инноваций  при наличии массового спроса. 
2. Источниками инноваций являются МП НТС.
Обучающие фирмы Повышение квалификации менеджеров Компенсируют  недостаток знаний и умений действующего персонала по маркетингу, управлению коллективом и разработками. Во многих случаях  программы не учитывают квалификации слушателей и специфики их производства. Система подготовки и переподготовки без отрыва от производства
Консалтинговые  фирмы Услуги субъектам, ведущим ТИД Оперативно  и гибко реагируют на запросы  клиентов Объем и качество услуг не всегда удовлетворительно Использование услуг группы фирм, которые обладают наибольшим потенциалом

Информация о работе Инфраструктура для поддержки и продвижения инноваций