Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:07, статья
Статья посвящена социально-философскому анализу природы информационного общества и тенденций его развития. Методология исследования предполагает междисциплинарный анализ, объединяющий социально-философскую и конкретно-научную направленность рассмотрения избранного объекта.
Самым стабильным из хранителей 
традиции по-прежнему остается язык и 
его коммуникативные 
Информационное общество, таким образом, отнюдь не бесконфликтно. Причиной конфликтов является несовпадение технократии и новых массовых движений, индивида и технократии.
Концепция информационного общества не является уникальной. В чистом виде информационное общество не существует нигде в современном мире, и маловероятно его появление в будущем. Речь скорее идет о новой стадии ("волне" в терминологии О. Тоффлера) индустриализации, породившей индустриально-информационное общество, в котором существует паритет между новыми и традиционными ценностями и социальными механизмами. Информационное общество - это новая форма цивилизации, генерирующая современные структуры и соответствующие социально-политические механизмы решения проблем, связанных с развитием отраслей информационной технологии. Многие из этих механизмов находятся в латентной форме и требуют адекватного анализа и критической оценки.
На наш взгляд, структура информационного общества сложнее, чем структура предшествующих обществ, поскольку основополагающее звено этого общества - компьютерные коммуникации - не является самостоятельной производственной единицей, а есть продукт специфической индустрии. В этом смысле понятие информационного общества должно указывать на специфические характеристики, наиболее полно отражающие суть данного общественного устройства. Нам близка позиция М. Кастельса, который трактует информационное общество, проводя аналогию с индустриальным, подчеркивая его индустриальную основу. Он указывает на "… атрибут особой формы социальной организации, в которой создание информации, ее обработка и передача становятся фундаментальными источниками производительности власти, благодаря возникновению в данный исторический период новых технологических условий" [4, с. 35]. Обосновывать концепцию информационного общества как эволюционное продолжение индустриального общества склонны и другие авторы, в частности, Й. Масуда, Ф. Махлуп, О. Тоффлер.
Например, кластер "новой 
экономики" информационного общества 
интерпретируется в литературе как 
парадигмально отличный от старой экономики 
индустриализма. Но при этом как-то 
выпадает из поля зрения, что само появление 
"новой экономики" стало возможно 
лишь на фундаменте старой экономики. 
Наступление качественно новой 
информационной экономики не исчерпывается 
просто переводом массы рабочих 
в "информационные рабочие". Это 
недостаточное основание для 
вывода о появлении нового социального 
качества. Мы солидарны с позицией 
Л.А. Мясниковой, что новые подходы 
в экономике создаются 
Точно так же электронное 
голосование как политическая практика 
информационного общества есть всего 
лишь социально предопределенный инструмент, 
который не может изменить те условия, 
которые лежат в основе фундаментальных 
структур общества, сложившихся в 
прежние эпохи. Дж.П. Грант, анализируя 
эту ситуацию, отмечает: "Представления 
о справедливости, действующие в 
современных политических философиях, 
созданы той же самой концепцией 
разума, которой созданы и технологии. 
Один и тот же западный рационализм 
породил и современное 
Таким образом, становление 
общества на основе информационно-коммуникационных 
технологий ознаменовало появление 
новых социальных идей, связанных 
с понятием информационного общества. 
Само понятие информационного 
Картины современной динамически развивающейся реальности обозначают свои новые границы, и этот процесс должен носить более взвешенный характер. Футурологический контекст данной проблематики необходимо переводить в прагматическое русло. Задачи для теоретического осмысления уже поставлены самим фактом существования информационно-коммуникационных технологий, которые выступают базой для реализации социальных технологий современного общества в экономике, политике, науке и культуре.
С каких же позиций подходить 
к изучению информационного общества? 
Многие имеющиеся подходы устарели, 
неадекватны, либо ограничены в определенной 
системе интерпретации. Анализ многочисленных 
теоретических обобщений и 
Среда Интернет ("киберпространство", 
"виртуальная реальность") является 
сегодня объектом исследования психологии. 
С точки зрения психологии, среда 
Интернет - это взаимосвязь активно 
действующих людей, где реализуются 
три основные человеческие потребности: 
коммуникативная, когнитивная и 
игровая. Значимые проблемы, возникающие 
здесь, это интеракция, коммуникация, 
перцепция, Интернет-аддикция (зависимость) 
и др. Для отечественной психологии 
методологическим основанием является 
культурно-историческая теория развития 
психики, принадлежащая Л.С. Выготскому. 
Ее основной постулат: существенный стимул 
психическому развитию придает внешняя 
орудийная деятельность человека, опосредованная 
совершенствующимися 
Академическое направление 
компьютерной этики, сформированное в 
80-е гг. ХХ в. в США, ставит и решает 
проблемы предотвращения несанкционированного 
доступа к приватной 
Поликультурный контекст 
сетевых технологий представляет интерес 
для специалистов всего спектра, 
изучающих человека и осмысливающих 
гуманитарные эффекты Интернета. Так, 
социология Интернета - молодое направление 
в развитии современной науки - предпринимает 
социальный анализ формирующейся информационной 
среды в обществе. Предмет ее изучения 
- аудитория Интернета и формы 
социокультурного взаимодействия между 
людьми при обмене социальной информацией. 
В целом, социологическая интерпретация 
информационной технологии предполагает, 
что речь идет об ожидаемых социальных, 
политических, психологических эффектах, 
в первую очередь, об изменении систем 
ценностей и приоритетов 
Актуальная и новая 
тема исследования социологической 
науки - "цифровой раскол" (digital divide) 
- расслоение общества по принципу вовлеченности 
в мир современных технологий 
и, как следствие, информационная маргинализация 
значительной части населения. Элитарная 
по сути система Интернет-услуг 
Наконец, распространение информационно-коммуникационных 
технологий меняет ситуацию в фундаментальной 
науке, которую осмысливает социология 
науки и когнитивная социология. В методологическом 
плане появляются новые подходы, в частности, 
"управление знаниями" (knowledge management), 
"понятийные сети" (knowledge networks).
Подведем краткие итоги. 
Новые формы жизни, порожденные 
информационным обществом, формулируют 
вызовы современной социальной теории. 
Социальная теория сегодня - это акцентированный 
анализ наличных форм общественной жизни, 
объемная феноменология повседневности, 
понятийное схватывание новых реалий 
жизненного мира. Выработка нового 
образа социального заставляет обращаться 
к методологическим категориям и 
понятиям в рамках социально-философского 
анализа информационного 
1) социальные отношения 
в информационном обществе (интернетный 
стиль жизни, информационное поведение, 
информационная грамотность и культура, 
информационное общение, компьютерофобия 
и др.); 
2) социальные общности, 
возникающие в информационно-коммуникационном 
пространстве, или в инфосфере (экологические, 
когнитивные, гендерные); 
3) социальные процессы 
в информационном обществе (глобализация 
социальных процессов и их столкновение 
с приватным жизненным миром, зомбирование 
общества, цифровой раскол, информационные 
войны, компьютерная преступность, антиглобализм).
Само выделение 
Конвергенция методологий, объединяющая в себе социально-философскую составляющую и принципы конкретных наук, способствует, на наш взгляд, перспективе формирования в обозримом будущем универсальной методологии как инструментария для анализа складывающейся социальной реальности информационного общества.