Формирование государственной инновационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:28, реферат

Описание

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечестенной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Содержание

Введение. 2
1. Формирование государственной инновационной политики. 3
2. Основные направления инновационной политики. 5
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития. 10
Заключение. 19
Литература. 22

Работа состоит из  1 файл

им.docx

— 37.17 Кб (Скачать документ)

В транспортном комплексе  инновационная политика будет ориентирована  на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры , применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

В металлургическом комплексе  ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими ориентирами  в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе  организации будут ориентированы  на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств  за счет автоматизации процессов  проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных  методов высокоточной обработки  конструкционных материалов и повышения  качества поверхностей деталей и  металлоконструкций, механизации и  автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются и формируются  приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение имеют экологические  приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных  технологий и ноу-хау можно кардинально  повлиять на улучшение состояния  окружающей среды.

Для реализации инновационной  политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств  федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций  возрастет необходимость привлечения  средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных  кредитно-финансовых организаций).

3. Региональная инновационная  политика: цели и приоритеты развития

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений  государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально  основывалась на известных работах  Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).

Как известно в странах  с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения  полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так  и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в  Западной Европе).

В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и  перераспределение избыточных и  мобильных капиталов и рабочих  мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного  механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и  устранение региональной несбалансированности.

В современных условиях наметился  ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения к структурной политике:

Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам.

Второе - происходит переход  от экзогенной к эндогенной региональной политике;

Сдвиг от политики перераспределения  к структурной роли заключается  в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться  на перераспределение доходов и  занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста.

Третья тенденция - государства  отказываются от субсидий, принимают  меры, направленные на повышение конкурентоспособности  и улучшение регулируемой предпринимательской  среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую  деятельность, трансфера технологий, консалтинговых услуг.

Четвертая тенденция тесно  связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы  направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку  уже существующих.

Пятое - происходит сближение  региональной и научно-технической  политики. Поиск внешнего решения  региональных проблем заменён поиском  внутренних решений в самом регионе.

Таков анализ мировых тенденций  развития региональной политики в целом. В России за последние несколько  лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами  экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны  нашей жизни.

Темпы перехода к рынку  оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.

Как отмечает большинство  исследователей, в настоящее время  в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно  и последовательно разрабатываемая  система действий центральных и  местных органов власти находится  только в стадии разработки. Новая  региональная политика может создаваться  с нуля на фундаменте сложившихся  региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем  четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и  методы их реализации.

В условиях переходной экономики  России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая.

Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал (как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных  ученых). Россия имеет всё еще  достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные  школы, большую долю специалистов с  высшим образованием в народном хозяйстве.

Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных  направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д. В стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи[1]). В настоящее время в силу многих причин на первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к рыночным условиям.

Есть два важных обстоятельства, которые выдвигают этот фактор в  число главных. Во-первых, наряду с  природными ресурсами Россия в общем  научно-техническом потенциале составляла 70% национального богатства СССР[2]. Мировой опыт показывает: экономический рост на 2/3 обеспечивается за счет применения научных знаний. Следовательно, эффективное использование научно-инновационного потенциала - один из реальных путей выхода из кризиса.  
Во-вторых, проводимая в России политика экономических реформ связывалась с иностранной помощью, которая в обещанном объёме не была получена. Очевидно, что Россия должна рассчитывать только на свои силы, свои ресурсы, а таковым является в первую очередь научно-инновационный потенциал.  
   Наконец, логика современной экономической жизни показывает, что реальных успехов развитые страны добились, только продвигаясь по инновационному пути развития.  
   Экономика современных развитых стран испытывает мощное влияние науки и новых технологий. Резко возросла наукоёмкость экономического прогресса. Эндогенное присутствие фактора науки в расширенном воспроизводстве во многом обусловило инновационный характер экономического развития.  
   Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде.  
   Важнейший аспект данной проблемы - региональная составляющая инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.  
   Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.

В основе формирования региональной инновационной политики лежит так  называемая теория создания благоприятных  условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий).

Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение  вклада научно-инновационной сферы  в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

Региональная инновационная  политика, представленная в виде программы  содержит следующие разделы:

1.   Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.

2.   Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:

- региональные цели должны  вытекать из общей концепции  научно-технического развития страны  и не противоречить стратегическим  федеральным целям;

- региональные цели должны  быть сформулированы с учетом  специфики и потребностей региона;

- цели региональной программы  должны исходить не из наличия  ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться  из установленных целей;

- конкретная разработка  структуры целей и в целом  целевой программы должна осуществляться  на уровне современных методик  с широким использованием независимых  экспертов и системы экспертных  оценок;

- международного научно-технического  сотрудничества;

- государственных (федеральных)  программ ускорения научно-технического  прогресса;

- собственно региональной (муниципальной) политики развития  научно-технического потенциала;

- отдельных промышленных  предприятий и научных учреждений  государственной и муниципальной  форм собственности;

- отдельных приватизационных  промышленных и научно-технических  фирм;

- применительно к конкретным  научным коллективам (группам)  и отдельным ученым, самостоятельно  решающим приоритетные научно-технические  задачи.

Ранги целей на перечисленных  уровнях региональной инновационной  политики устанавливаются в системе  долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования  регионального социально-экономического развития. Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной  сферы можно считать подход, ориентированный  на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.

Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей  его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального  управления при этом состоит в  создании благоприятной экономической  среды и условий для повышения  инвестиционной активности в научно-инновационной  сфере.

Третий момент: инновационная  политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и  инновационной политики нужно ориентировать  на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в Калужском регионе есть такой опыт. Обнинскому научно-технологическому парку - технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и  ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики  таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому  необходимы федеральные инновационные  программы, нацеленные на оказание стартовой  помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной  инфраструктуры, подготовку кадров и  т.д.

Пятый момент: Россия не может  оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса; это  было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в  мировое научное сообщество и  мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать  их, менять приоритеты и специфику  внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.

Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной  научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном  мотивационном механизме, экономической  поддержке инновационной активности.

Третий раздел программы  или третья цель региональной инновационной  политики формируется следующим  образом:

Информация о работе Формирование государственной инновационной политики