Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.). Направления прогнозирования наиболее вероятны

Автор работы: y************@internet.ru, 27 Ноября 2011 в 17:18, контрольная работа

Описание

Каждое предприятие должно развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере

Содержание

Введение______________________________________________________3
Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.)._____________________4
Направления прогнозирования наиболее вероятных инноваций 8
2.1.Инновации как объект прогнозирования_________________________8
2.2. Направления прогнозирования_______________________________15
Создание благоприятного экономического климата для инновационной деятельности. Типы стратегий государственной политики инноваций_______________________________________21

Заключение__________________________________________________ 28
Список литературы____________________________________________30

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 55.75 Кб (Скачать документ)

         Содержание

Введение______________________________________________________3

  1. Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.)._____________________4
  2. Направления прогнозирования наиболее вероятных  инноваций 8

2.1.Инновации как объект прогнозирования_________________________8

2.2. Направления прогнозирования_______________________________15

  1. Создание благоприятного экономического климата для инновационной деятельности. Типы стратегий государственной политики инноваций_______________________________________21
 

Заключение__________________________________________________ 28

Список  литературы____________________________________________30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение.

     Каждое  предприятие должно развиваться  и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие  постоянно находится в поиске новых идей. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества  в организационной и финансовой сфере. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для организации важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента.

     Инновационный менеджмент – одно из направлений  стратегического управления, осуществляемое на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение  основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

     «Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация  представляет собой использование  научных достижений в коммерческих целях». [3, с.24] 
 

  1. Авторские схемы классификации  инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.).
 

     Управление  инновационной деятельностью может  быть успешным при условии длительного  изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

     Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

     Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой  выделены инновации:

     - технологические;

     - производственные;

     - экономические;

     - торговые;

     - социальные;

     - в области управления.

     Достаточно  полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

     Таблица 1. Классификация инноваций по А.И. Пригожину

Классификационный признак    Вид инновации
1. По  распространенности    Единичные  и диффузные
2. По  месту в производственном цикле    Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые
3. По  преемственности    Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения
4. По  охвату ожидаемой доли рынка    Локальные,  системные, стратегические.
5. По  инновационному потенциалу и  степени новизны    Радикальные,  комбинаторные, совершенствующие
 

     Диффузия - это распространение уже однажды  освоенного новшества в новых  условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения  новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

     Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени  выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют  значение для экономической оценки их последствий и обоснования  управленческих решений.

     Рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.

       П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

       Таблица 2. Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.

Классификационный признак    Классификационные  группировки инноваций
1. Область  применения    Управленческие, организационные, социальные, промышленные  и др.
2. Этапы  НТП, результатом которых стала  инновация    Научные,  технические, технологические, конструкторские,  производственные, информационные
3. Степень  интенсивности    «Бум», равномерная, слабая, массовая
4. Темпы  осуществления инноваций    Быстрые,  замедленные, затухающие, нарастающие,  равномерные, скачкообразные
5. Масштабы  инноваций    Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные,  средние, мелкие
6. Результативность    Высокая,  низкая, средняя
7. Эффективность  инноваций    Экономическая,  социальная, экологическая, интегральная
 

     Иные  признаки положены в классификацию  инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина  возникновения инновации, предмет  и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

       Таблица 3. Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой.

Классификационный признак    Вид инновации    Содержание  инновации
1. Причина  возникновения   1.1. Реактивные  

    

    

  

1.2. Стратегические

1.1. Обеспечивают  выживание фирмы или банка,  как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы  быть в состоянии вести борьбу  на рынке 

1.2. Внедрение  их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

2. Предмет  и сфера приложения 2.1. Продуктовые  

2.2. Рыночные  

    

  

2.3. Инновации-процессы

2.1. Новые продукты  и услуги 

2.2. Открытие  новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать  услугу на новых рынках 

2.3. Технология, организация производства и управленческие  процессы

3. Характер  удовлетворяемых потребностей 3.1. Ориентирование  на существующие потребности  

    

3.2. Ориентирование  на формирование новых потребностей

3.1. Действующие  сегодня потребности, которые  не удовлетворены полностью или  частично 

3.2. Потребности  на перспективу, которые могут  появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы  людей, их запросы и т.п.

 

     Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные  классификационные признаки. В отечественной  литературе уже делались попытки  классификации инноваций. Однако все  они, по мнению автора, базировались не на научной основе, а на подборе  случайных факторов. Так, например, классификация новшеств и научно-технических  нововведений, предлагаемая А. Н. Цветковым, является неудачной, поскольку А. Н. Цветков считает их различными экономическими категориями. Между тем новшество  и нововведение представляют собой  одно и то же понятие. Термины новшество, нововведение происходят от одного английского слова innovation, т. е. инновация.

     Однако  А. Н. Цветков считает, что термин "нововведение" означает не конечный результат инновационного процесса, а сам процесс. Он пишет: "Итак, нововведение - это процесс. В основе этого процесса - практическая реализация чего-то нового, какого-то новшества. Новшество, таким образом, составляет содержательную основу нововведения как процесса". Разработанный А. Н. Цветковым классификатор  научно-технических нововведений базируется на признаках, которые очень сомнительно  называть классификационными признаками, так как они бесцельные, то есть бессодержательные.

     Рассматривая  различные подходы к классификации  инноваций, необходимо учитывать, что  обобщение и систематизация классификационных  признаков и создание на основе этого  научно обоснованной классификации  инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной  способностью дать детальное представление  о характеристиках того или иного  прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления  адекватной поддержки со стороны  государства внедрения инноваций  на предприятиях страны. 
 

  1. Направления прогнозирования  наиболее вероятных  инноваций
 
    1.   Инновации как объект прогнозирования.
 
 

     Инновационное развитие организации в современных  условиях – неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом.

     Инновация – конечный результат внедрения  новшества с целью изменения  объекта управления и получения  экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Информация о работе Авторские схемы классификации инноваций (Завлин П.Н., Цветков А.Н., Уткин Э.А., Пригожин А.И.). Направления прогнозирования наиболее вероятны