Автоматизированная информационная система учета пациентов отделений в психо-неврологическом диспансере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:50, дипломная работа

Описание

В данной работе делается попытка спроектировать автоматизированную информационную систему учета пациентов отделений в ПНД. Разработанная система повысит оперативность получения информации о пациентах, результатах его лечения. Хранение этой информации в памяти ЭВМ придаст ей принципиально новое качество динамичности. Система должна находится в состоянии непрерывного обновления, отражая все изменения результатов лечения пациентов. Устройства автоматической печати должны позволить в случае необходимости быстро представить любую выборку из этой информации в форме представления на бумаге.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….... 5
1 Системный анализ предметной области…………………………………….….7
2 Проектирование БД……………………………………………………………...12
2.1 Проектирование с использованием ER - метода……………………….…14
2.1.1 Определение сущностей и связей между ними………………….….14
2.1.2 Определение исходных и ролевых сущностей……………………...15
2.1.3 Построение ER - диаграмм…………………………………………...15
2.1.4 Построение набора предварительных отношений……………….…30
2.1.5 Распределение оставшихся атрибутов по полученным
отношениям………………………………………………………………………...32
2.1.6 Проверка нахождения полученных отношений в НФБК…………..35
2.2 Проверка отношений на завершающей фазе проектирования…………...37
3 Выбор СУБД……………………………………………………………………..38
4 Разработка алгоритмического и программного обеспечения АИС…………..40
4.1 Алгоритм функционирования информационной системы……………….40
4.2 Инструкция пользователя…………………………………………………..46
4.2.1 Запуск программы…………………………………………………….46
4.2.2 Работа со справочниками……………………………………………46
4.2.3 Работа с пациентами…………………………………………………48
4.2.4 Создание и редактирование медицинской карты…………………..51
4.2.5 Создание остальной документации………………………………….54
4.2.6 Работа с документацией……………………………………………..58
4.2.7 Вывод отчетов………………………………………………………..64
4.2.8 О справке……………………………………………………………...70
4.2.9 Завершение работы……………………………………………………71
5 Безопасность жизнедеятельности………………………………………………72
5.1 Анализ условий труда………………………………………………………72
5.2 Требования безопасности, эргономики и технической
эстетики к рабочему месту программиста……………………………………….74
5.3 Разработка защитных мероприятий на рабочем
месте программиста…………………………………………………………….83
5.4. Расчет естественного освещения………………………………………….88
5.5 Расчет искусственного освещения…………………………………………89
5.6 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях…………..91
5.6.1 Рекомендуемые нормы пожарной безопасности……………………92
5.6.2 Меры по индивидуальной защите оператора……………………….92
5.7 Вывод………………………………………………………………………...93
6 Экономический раздел…………………………………………………………..94
6.1 Расчет необходимых капитальных вложений……………………94
6.1.1 Расчет затрат на разработку АИС…………………………..94
6.1.2 Капитальные вложения по базовому варианту …………..95
6.2 Расчет текущих эксплуатационных затрат………………………95
6.2.1 Расчет затрат по базовому варианту………………………...96
6.2.2 Расчет затрат по проектному варианту……………………..96
6.3 Расчет показателей экономической эффективности……………………..97
6.4 Вывод……………………………………………………………………….100
Заключение………………………………………………………………………..101
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

диплом-Альбина.doc

— 930.50 Кб (Скачать документ)

       Атрибуты, относящиеся к КТ головного мозга  поместим в отношение КТгол (КодКТгол, врач, результат).

       Атрибуты, относящиеся к дневнику поместим в отношение Дневник (КодДневник, текст дневника).

       Атрибуты, относящиеся к эпикризу поместим в отношение Эпикризы (КодЭпикр, врач, анемнистические сведения, психический статус, ремис1, ремис2, ремис3, ремис4, ремис5, ремис6, ремис7, ремис8, ремис9, ремис10, ремис11, ремис12, ЭСТ, ИКТ, ФИКТ, физиотерапия,  трудовые рекомендации, состояние при выписке, примечание).

       Атрибуты, относящиеся к эпикризу поместим в отношение ЭпикризыРекомендации (КодЭпикр, линномер, лсредства, лформа, доза1, доза2, доза3, доза4, метод, длительность, комментарий).

       2.1.6  П р о в е р к а   н а х о ж д е н и  я   п о л у ч е н  н ы х   о т н о ш  е -

н и  й   в   Н Ф Б К.

       Для проверки нахождения полученных отношений  в НФБК необходимо для каждого  отношения построить диаграммы  ФЗ. Отношение Пациент, Медкарты, Документы  находятся в НФБК, так как каждый возможный ключ является детерминантом. Проверим отношение НазначенияРезультат. Диаграмма ФЗ для этого отношения изображена на рисунке 43.

       Диаграмма ФЗ отношения НазначенияРезультат

         КодНазн   

           Препарат   Препарат2

             Форма 

        Линномер        Доза1

                                                       Доза2

               Доза3 

             Метввед

           Длительность

       Комментарий

       Рис. 43

       Определим возможные ключи и детерминанты рассматриваемого отношения:

           Возможный ключ Детерминант

           <Линномер> <Линномер>

             <Препарат>

       Данное  отношение необходимо подвергнуть  декомпозиции и получить два отношения: НазначенияРезультат (Линномер, КодНазн, Препарат, Форма, Доза1, Доза2, Доза3, Метввед, Длительность, Комментарий) и Препарат (Препарат, КодПрепарат2, Препарат2). Степень связи между Препарат и Препарат2 - 1:n, где класс принадлежности обоих сущностей является обязательным. Получили два отношения: Препарат (Препарат, Линномер) и Препарат2 (Препарат, КодПрепарат2, Препарат2).  Оба полученных отношения находятся в НФБК, т.к. каждый возможный ключ отношения является детерминантом. Аналогично рассмотрим отношение ЭпикризыРекомендации. Диаграмма ФЗ для этого отношения изображена на рисунке 44.

       Диаграмма ФЗ отношения ЭпикризыРекомендации

         КодЭпикр   

           Препарат   Препарат2

             Форма 

        Линномер        Доза1

                                                       Доза2

               Доза3 

             Метод

            Доза4

        Комментарий 

                         Длительность

       Рис. 44

       Определим возможные ключи и детерминанты рассматриваемого отношения:

           Возможный ключ Детерминант

           <Линномер> <Линномер>

             <Препарат>

       Данное  отношение необходимо подвергнуть  декомпозиции и получить два отношения: ЭпикризыРекомендации (Линномер, КодНазн, Препарат, Форма, Доза1, Доза2, Доза3, Доза4, Метод, Длительность, Комментарий),  Препарат (Линномер, Препарат) и Препарат2 (КодПрепарат2, Препарат, Препарат2). Отношения Препарат (Линномер, Препарат) и Препарат2 (КодПрепарат2, Препарат, Препарат2) являются избыточными - убираем их.

       Остальные все полученные отношения также  находятся в НФБК, так как все  возможные ключи являются детерминантами.

       2.2  П р о в  е р к а   о т н о  ш е н и й   н а   з а в е р ш а ю щ  е й   ф а з е  

п р  о е к т и р о в а  н и я

       После получения нормализованных отношений  проверяем отношения на наличие  в них повторяющихся ФЗ и на наличие избыточных отношений.

       В наборе нет избыточных отношений. Отношение является избыточным, если все атрибуты отношения можно определить из другого отношения или из отношения, полученного из других отношений путем операций СОЕДИНЕНИЯ.

       Кроме того, набор ФЗ полученный после  декомпозиции универсального отношения полностью соответствует набору отношений минимального покрытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВЫБОР СУБД
 

       Проектировщику  в настоящее время предоставляется  достаточно большой выбор СУБД, разработанных  для разных конфигураций и типов  ЭВМ. Анализ основных параметров этих систем позволяет сразу же отвергнуть ряд СУБД, заведомо непригодных к использованию в разрабатываемой информационной системе, оставив для последующего рассмотрения не более 2-х – 3-х систем - претендентов.

       На  выбор СУБД – претендентов наибольшее влияние оказывает согласование ряда параметров среды реализации и СУБД.

       Перечислим  СУБД подобного класса: MSAccess, Paradox. Необходимо также выделить набор факторов, которые влияют на окончательный выбор варианта.

       Наиболее  часто используемые факторы оценки моделей баз данных:

       - трудоемкость реализации приложений;

       - стоимость эксплуатации информационной системы;

       - возможность совмещения разработки  БД с ранее выполненными программными  реализациями;

       - прогнозируемые сроки реализации  информационной системы;

       - затраты на обучение персонала.

       При выборе СУБД необходимо учесть и такой фактор, как наличие опыта у разработчика в создании прикладных программ для данной СУБД, часто он является определяющим.

       В качестве СУБД  для создания АИС  учета пациентов отделений в  психо-невралогическом диспансере была выбрана СУБД Microsoft Access 8.0 в среде Microsoft Windows 2000. Microsoft Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.

       Представление структуры базы данных, экранных форм, запросов, отчетных форм в Microsoft Access обеспечивается внутренней реализацией СУБД (в отличие от распространенных СУБД типа dBase, FoxPro, и т.д., в которых эти характеристики описываются программным путем), то представление полного программного кода базы данных, написанной на Microsoft Access является невозможным, в связи с отсутствием такового.

       Однако, при создании экранных форм для присвоения различных функций элементам  управления - кнопкам - использовался  внутренний язык СУБД - Access Basic. Некоторые процедуры, написанные на этом языке, представлены в приложении.

       Система управления базами данных предоставляет  возможность контролировать задание  структуры и описание своих данных, работу с ними и организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД Microsoft Access 8.0 также существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД  включает в себя три основных типа функций: определение (задание структуры и описание) данных, обработка данных и управление данными. Все эти функциональные возможности в полной мере реализованы в  Microsoft Access. В практике, как правило, необходимо решать и задачи с использованием электронных таблиц и текстовых процессоров. Например, после подсчета или анализа данных необходимо их представить в виде определенной формы или шаблоны. В итоге пользователю приходится комбинировать программные продукты для получения необходимого результата. В этом смысле все существенно упростят возможности, предоставляемые Microsoft Access.

       База  данных вместе с таблицами данных, экранными формами, запросами, отчетными  формами в Microsoft Access представляется в одном файле.  
 

  1. РАЗРАБОТКА  АЛГОРИТМИЧЕСКОГО И  ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС
 

       4.1 А л г о р и т м   ф у н к ц и о н и  р о в а н и я   и  н ф о р м а ц и о  н -

н о  й с и с т е м ы 

       Работу  всей АИС можно представить алгоритмом, изображенным на рисунках 45 - 47. Система начинает работать с запуска программы. Далее необходимо ввести фамилию пользователя. Если пользователю необходимо ввести нового пациента, то необходимо открыть меню "Справочники", выбрать подменю "Пациенты". Если взрослый пациент мужского пола, то определить его в мужское отделение, если женского - в женское отделение, если это ребенок, то в детское. После этого необходимо занести в форму его личные данные. После завершения закрыть форму личных данных пациента и подменю "Пациенты". Если пользователю необходимо создать новую медицинскую карту, то необходимо открыть меню "Журналы", выбрать подменю "Медицинские карты", выбрать фамилию, имя, отчество соответствующего пациента и нажать на кнопку "Создать". Если пациент уже был на учете в ПНД, т.е. сейчас его медицинская карта находится в архиве, то возможно перевести его старую медицинскую карту из архива в отделение. Далее нужно заполнить медицинскую карту пациента. После завершения закрыть эту форму и подменю "Медицинские карты". Если пользователю необходимо создать новые процедуры для пациента, то необходимо открыть меню "Журналы", выбрать подменю "Медицинские карты", выбрать фамилию, имя, отчество соответствующего пациента. Если у пациента несколько медицинских карт, выбрать последнюю по дате создания, нажать на кнопку "Содержание", нажать на кнопку "Создать" и выбрать нужную процедуру, ввести данные, необходимые для выбранной процедуры. После завершения закрыть окно процедуры и подменю "Медицинские карты". Если пользователю необходимо ввести новое лекарственное средство, то необходимо открыть меню "Справочники", открыть подменю "Лекарственные средства" и если вводимого лекарственного средства в базе нет, то ввести его. После этого закрыть подменю "Лекарственные средства". Если пользователю необходимо ввести новую лекарственную форму, то необходимо открыть меню "Справочники", открыть подменю "Лекарственные формы" и если вводимой лекарственной формы в базе нет, то ввести ее. После этого закрыть подменю "Лекарственные формы". Если пользователю необходимо ввести нового сотрудника, то необходимо открыть меню "Справочники", открыть подменю "Сотрудники" и если вводимого нового сотрудника в базе нет, то ввести его фамилию, имя, отчество и занимаемую должность. После этого закрыть подменю "Сотрудники". Если пользователю необходимо ввести новые данные в документы или просмотреть их, то нужно открыть меню "Журналы", выбрать подменю "Все документы", открыть нужный, добавить новые данные, если это нужно, после чего закрыть подменю "Все документы". Если пользователю необходимо ввести новые данные в медицинские карты или просмотреть их, то нужно открыть меню "Журналы", выбрать подменю "Все мед.карты", открыть нужную медицинскую карту, добавить новые данные, если это нужно. Если пациент выписывается, то необходимо ввести в его медицинскую карту дату выписки, после чего пациент будет помещен в архив. После этого закрыть подменю "Все документы". Если пользователю необходимо просмотреть отчеты, то нужно открыть меню "Отчеты", выбрать нужный отчет для просмотра, после чего закрыть текущий отчет. Если пользователю необходимо редактировать или просмотреть блокноты, то необходимо открыть меню "Блокноты", выбрать нужный блокнот", ввести текст, если это необходимо и после завершения закрыть текущий блокнот. Если пользователю необходимо просмотреть справку, то необходимо открыть меню "Справка", выбрать нужную справку для просмотра и после просмотра закрыть меню "Справка". После выполнения нужных операций пользователь может выйти из программы с помощью меню "Файл", подменю "Выход".

       Программное обеспечение системы состоит  из:

    • модулей "Создание_Документов" и "Для_отчетов";

       - процедур описания функций элементов  управления экранных форм

       Все используемые в системе программные  модули  представлены в приложении А.

 

       

      

Рис. 45  

       Рис.  46

      

Рис.  47  

       4.2 И н с т р у к ц и  я   п о л ь з о в  а т е л я

       4.2.1 З а п у с к   п р  о г р а м м ы

       Для открытия программы необходимо запустить  ярлык на рабочем столе, именуемый  ПНД двойным нажатием кнопки мыши. При этом запускается прикладная среда MS Access. Далее выводится окно с запрашиванием имени пользователя, где нужно ввести свою фамилию (пароль вводить не надо). Нажатием кнопки "ОК" в окне Вы перейдете в саму рабочую программу.

        Здесь пользователю представлено верхнее "падающее" меню, где каждый из подрежимов подразумевает какое-то действие (команду).

      Рис. 48

       4.2.2  Р а б о т а   с о   с п р а в о ч н и  к а м и

       В данной системе внесены следующие  справочники:

        - пациенты (список всех пациентов,  разбитых по отделениям и их  архивов);

        - сотрудники (список всего медицинского  персонала психо-неврологического  диспансера). Служит для использования  при вводе информации в полях  ФИО врачей при исследоваиях, анализах и др.;

      Рис. 49

         - лекарственные средства (или препараты)  предназначены для использования при вводе препаратов в назначениях, рекомендациях и т.п.;

       Рис. 50

    • лекарственные формы - так же как и препараты.

       Рис. 51

       Эти списки можно редактировать, т.е. вносить  новые наименования, изменять или  удалять старые. Для этого необходимо выбрать соответствующий пункт в меню "Справочники".

Информация о работе Автоматизированная информационная система учета пациентов отделений в психо-неврологическом диспансере