Зарубежные источники финансирования и перспективы их привлечения в регионы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие проблемы инвестирования иностранного капитала в экономику субъектов Российской Федерации, регулирование инвестиционной деятельности государством и на примере Челябинской области показать роль иностранных инвестиций. Для этого необходимо изучить ряд вопросов: рассмотреть понятие инвестиционного климата, привлекательности регионов, государственное регулирование иностранных инвестиций; проанализировать влияние иностранных инвестиций на развитие регионов РФ, а также существующие методы оценки инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………….…….……..4

ГЛАВА 1. Понятие иностранных инвестиций, методы оценки инвестиционной привлекательности региона

Сущность иностранных инвестиций и их влияние на принимаемый регион……………………………………………………………..
Негативное влияние иностранных инвестиций на развитие регионов……………………………………………………………….……5
Государственное управление иностранными инвестициями на региональном уровне………………………………………………..………..16
Методы оценки инвестиционного климата региона……………………19
ГЛАВА 2. Анализ иностранных инвестиций на примере Челябинской области.

2.1 Оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области.

2.2 Современное состояние инвестиционного климата в Челябинской области……………………………………………………….…..27

2.3 Привлечение иностранных инвестиций в Челябинскую область. Перспективы дальнейшего развития инвестиционной деятельности.……34

Заключение……………………………………………………………….……37

Библиографический список…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ИНВЕСТИЦИИ.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

     Основным  мотивом для иностранного инвестора является получение прибыли. Однако направления извлечения прибыли, используемые при этом механизмы, период, в течение которого происходит получение прибыли, могут существенно различаться. Поэтому выделяют мотивы иностранных инвесторов:

  • Освоение  новых рынков сбыта;
  • Использование зарубежных источников ресурсов;
  • Использование преимуществ международного разделения труда;
  • Политические  мотивы и тр.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторами в России могут быть:

  • иностранные юридические лица, включая в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения,
  • иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства,
  • иностранные государства,
  • международные организации.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РФ путем:

  • долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других союзных республик;
  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а так же филиалов иностранных юридических лиц;
  • приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а так же иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
  • приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
  • приобретения иных имущественных прав;
  • иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав;

Валюта  России используется иностранными инвесторами  для осуществления инвестиций в  порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством. 

     Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику

подразделяются  на следующие категории:

     1. Ориентированные на доступ к  разнообразным природным ресурсам

(нефть,  газ, цветные металлы, рыба, лес  и т. п.) по стратегическим соображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно

второстепенную  роль.

     2. Ориентированные на освоение  новых рынков. В первую очередь,  это

отвечает  стратегическим интересам крупных  компаний, производящих

потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и

челябинских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют

прочные позиции на соответствующем рынке  и способны туда быстро

продвинуть  увеличивающиеся объемы товаров.

     3. «Обычные» инвесторы, желающие  хорошо, т. е. в несколько раз

больше, чем у себя дома, заработать.

            Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условно

разделить на две группы.

            Первая группа – инвесторы, осуществляющие свои

капиталовложения  из стратегических соображений завоевания позиций на

российском  рынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании,

такие, как «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл».

             Вторая группа – менее крупные дельцы, инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигают достаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений. Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя норма рентабельности складывается менее 40 – 50%.

     Наиболее  привлекательными отраслями для  иностранного капитала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность по обеспечению  рынка, топливная промышленность. В  число первых шести отраслей, которые  наиболее активно инвестируются  иностранными компаниями, входят пищевая  промышленность, машиностроение и металлообработка, торговля и общественное питание. Прежде всего объем иностранных инвестиций не соответствует основным показателям, характеризующим российскую экономику: масштабам производства, емкости  рынка, обеспеченности сырьевыми и  минеральными ресурсами, квалификации и стоимости рабочей силы.

     Страновая структура иностранных инвестиций требует большей дифференциации стран - основных инвесторов, что будет способствовать ослаблению экономической зависимости в получении дополнительных источников накоплений как от одной, отдельно взятой, страны, так и от небольшого количества стран. Отраслевая структура предопределяет необходимость увеличения вложений иностранных инвестиций в отрасли материального производства. Региональная структура иностранных инвестиций деформирована и характеризуется очень незначительными вложениями иностранных инвестиций в основную часть регионов РФ. Основная причина незначительных объемов иностранных инвестиций в российскую экономику, как указывалось, заключается в недостаточно благоприятном инвестиционном климате.  

     Негативное  влияние иностранных инвестиций на развитие регионов.

     Масштабы  присутствия иностранного капитала в регионе дают возможность значительно увеличить влияние иностранных инвестиций на деятельность предприятий. Последствия такого влияния определяются задачами, которые преследует инвестор при вложении: создание и освоение новых видов продукции (работ, услуг), способов организации производства и т.п. Иностранные инвесторы могут использовать целый ряд методов для оказания своего влияния.

     1. Несмотря на ограниченный допуск  иностранных инвесторов к участию в региональных процессах приватизации, инвесторы, получившие такую возможность, стремятся устранить российских конкурентов путем проведения соответствующей производственной, экспортной и социальной политики предприятия.

     2. Еще одной формой инвестиционного  влияния является захват иностранными фирмами региональных и общенациональных рынков в инвестируемой стране. Здесь может быть несколько вариантов: захват российских рынков готовой продукции и полуфабрикатов; использование дешевой рабочей силы; использование производства в России для переработки сырья и т.п.

     Установив контроль над имеющейся инфраструктурой, или создав новую, вытеснив местных производителей и изменив номенклатуру местного спроса, иностранные компании препятствуют модернизации и повышению конкурентоспособности российского предприятия, последние утрачивают самостоятельность и становятся полностью зависимыми от владельца.

     3. Установлению контроля над региональными  рынками сопутствует захват иностранными компаниями наиболее прибыльных или стратегически важных предприятий, являющихся опорой национальной экономики. Это достигается путем приобретения контрольных пакетов акций и паевых взносов, заключения долгосрочных договоров, маркетинговых, технологических и управленческих контрактов, выкупа долговых обязательств и т.п.

     4. Используя инвестиции в установку  импортного оборудования и переориентацию предприятия на зарубежных покупателей и поставщиков, а

также, изменив  направления продаж продукции внутри региона и страны, иностранные фирмы активно влияют на изменение технологической структуры, системы технологических связей, цепочек и циклов предприятия, которые являются составной частью национального экономического комплекса инвестируемой страны.

     5. В России часто встречающимся  видом иностранного влияния является эксплуатация природных и экологических ресурсов, когда инвестиции вкладываются в разработку и вывоз невосстанавливаемых природных ресурсов, перенос в страну экологически вредных производств,

что несет  за собой негативные последствия  и т.п.

     6. Использование иностранными корпорациями  в своих целях местных

финансовых  ресурсов. Способы такого воздействия  достаточно разнообразны: от привлечения средств мелких инвесторов в контролируемые паевые инвестиционные фонды до открытия филиалов зарубежных банков или установления контроля над местными банками.

     7. Существенные возможности для  установления инвестиционного влияния дает иностранным компаниям использование в своих целях местных высококвалифицированных кадровых ресурсов, научных и технических разработок.

     8. Еще одним направлением иностранного влияния является контроль

над региональными, а также национальными и международными финансовыми и фондовыми рынками.

     9. Кроме того, при оценке совместных инвестиционных проектов, зачастую занижается потенциал российской стороны, в результате чего российские инвесторы вынуждены осуществлять проект на невыгодных для себя условиях.

     10. В некоторых случаях зарубежные инвестиции представляют собой звенья цепочек по «отмыванию» криминальных денег как иностранных, так и российских преступных группировок, реинвестирующих ранее вывезенные и

отмытые криминальные капиталы.

     11. Также отдельно можно выделить реализацию в России запрещенных за рубежом из-за высокой степени риска финансовых сделок. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что влияние иностранного капитала на развитие российских предприятий не всегда приводит к положительным результатам. Иногда приток иностранного капитала в нашу страну является тем особым методом конкурентной борьбы, в ходе которой российские федеральные или региональные интересы практически не учитываются. Поэтому реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой и объективной оценки полного баланса их плюсов и минусов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций

     Иностранные капиталовложения в России защищены национальным законодательством и  международными договорами и законами, принятыми в РФ. Отношения, связанные  с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории РФ, регулируются международными договорами РФ, между народными законами, ратифицированными  РФ (международные законы о векселях, лизинге, международной Конвенцией об учреждении многостороннего агентства  по гарантиям инвестиций и др.), другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Если международный  договором установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным  законом, то применяются правила  международного договора.

     Первая  группа – базисные законы России. Нацеленные на переход страны от социалистического  способа производства к рыночному  хозяйству. Часть из них была принята  в 1991 – 1997 гг. К ней относится Конституция Российской Федерации, принятая 21 декабря 1993 г. Также к первой группе относится Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях (1994, 1996, 2001).

     Вторая  группа – это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них – это  Федеральный закон «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. №160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав инвесторов, определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций на территории РФ. Положения Закона действуют на территории РФ применительно по всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.№ 39-ФЗ определяет, кто может быть инвестором в Россию.

     Субъекты  Российской Федерации вправе принимать  законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами.

     Субъекты  Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей  компетенции могут предоставлять  иностранному инвестору льготы и  гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки  инвестиционного проекта, осуществляемого  иностранным инвестором, за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, а также  внебюджетных средств.

Информация о работе Зарубежные источники финансирования и перспективы их привлечения в регионы России