Становление научной концепции инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:50, реферат

Описание

Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 37.82 Кб (Скачать документ)

ВОПРОС 1.

СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ  ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов  Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал  понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное  новшество, они представляют собой  группу вторичных, подверженных совершенствованию  новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение  инноваций в пространстве и времени.

Й. Шумпетер на основании выводов А. Афтальо-на, М.Ленуара, М.Туган-Барановского, В.Парето, открывших существование коротких и средних волн, и Кондратьева сформулировал теорию инноваций. Он определил роль предпринимателя в процессе инноваций, т. е. предприниматель связывает изобретение и новацию. По мнению Й. Шумпетера, техническая новация – это экономическое средство для получения высокой прибыли.

Русский экономист С. Ю. Глазьев  ввел понятие технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Им были выделены пять технологических укладов с жизненным циклом в три фазы и периодом 100 лет.

1– я фаза – возникновение  в экономике предыдущего уклада.

2– я фаза – преобладание  нового уклада.

3– я фаза – устранение  предыдущего уклада и возникновение  другого.

Между 1-й и 2-й фазами –  период монополии.

Инновации имеют волнообразное  развитие, это учитывается при  разработке и выборе инновационной  стратегии.

Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнк-нехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции.

Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» – изобретение и инновация.

В наше время длина цикла  сокращается до 35–40 лет вследствие научно-технического прогресса.

В работах российских экономистов  П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента.

Изучая опыт стран с  развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история  экономического развития, она обусловливает  отличительные черты системы  инновационного менеджмента.

Вопрос 2.

Субъектами инновационной  деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной  деятельности функциям субъекты могут  выступать в роли заказчика, исполнителя  инновационной программы, потребителей инноваций.

Объектом инновационной  деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены  в товарах, работах, услугах с  тем, чтобы эти продукты могли  считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и  товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических  работ и экспериментальных разработок и др.

Вопрос 4.

Процессный подход к инновационному менеджменту анализирует функции  менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления в данном конкретном случае будет цепочкой непрерывных  действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. Его суть – координация работ.

 

Вопрос 5.

В 2003 году в Гарварде вышла  первая книга, посвященная новой  теории Генри Чесбро «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий». Переведена на русский язык и выпущена в России она лишь в 2007 году под названием «Открытые инновации. Создание прибыльных технологий». В этой книге Чесбро высказывает предположение, что способ, при помощи которого предлагаются и выводятся на рынок новые идеи, претерпевает фундаментальные изменения. Основы новой концепции заключаются в пересмотре внутренних процессов управления НИОКР в сторону их открытости, диффузии технологий на основе объединения усилий университетов, национальных лабораторий, старт-ап компаний, поставщиков, потребителей, отраслевых консорциумов. Концепция открытых инноваций получила свое развитие в результате анализа передового опыта управления крупными международными компаниями, такими как Xerox, Intel, IBM, Lucent. Противопоставлением теории открытых инноваций являются старые подходы, ориентированные на внутреннюю среду компаний, что нередко приводит к дублированию инновационных разработок, и, как следствие, растрачиванию ресурсов и недополучению значительной доли прибыли. Такой подход Чесбро называет «закрытыми инновациями». Сравнивая старую логику управления инновациями с новой, автор приводит схемы закрытых и открытых инноваций. Непрерывные полужирные линии обозначают границы компании, которая самостоятельно осуществляет исследовательские проекты, реализующиеся в предлагаемой на рынок продукции. При этом во время исследовательского процесса происходит тщательный отбор и фильтрация идей, которые доводятся до этапов разработки и коммерциализации. Такой подход предполагает сохранение наиболее привлекательных проектов, которые прошли ряд внутренних проверок, и, как считается, имеют высокую вероятность успешной коммерциализации. К основным факторам, свидетельствующим об ограниченности такого подхода, относятся: - постоянно возрастающая мобильность опытных и профессионально подготовленных специалистов, - увеличение объемов частного венчурного капитала, используемого для создания старт-ап компаний, воплощающих результаты внешних исследований в новых продуктах, - постоянно сокращающийся жизненный цикл и время вывода на рынок новых товаров и услуг. В ситуациях, где действуют перечисленные факторы, модель закрытых инноваций не может работать эффективно. В процессе управления НИОКР на основе открытых инноваций осуществляются следующие процессы: - поступление в компанию внешних ценных идей, - отток за пределы компании идей, не имеющих для нее ценности. Итак, «открытые инновации – это парадигма, согласно которой считается, что компании могут и должны наряду с собственными использовать и внешние идеи, а также применять «внутренние» и «внешние» способы выходов на рынок со своими более совершенными технологиями». В 2006 году в Гарварде издается вторая книга Генри Чесбро, посвященная развитию теории открытых инноваций и усилению роли бизнес - моделей для коммерциализации инноваций. В России она появляется, также как и первый труд Чесбро, в 2007 году под названием «Открытые бизнес – модели. IP - менеджмент». Во второй книге Чесбро не только показывает, почему бизнес-модели должны стать открытыми, но и предлагает своеобразный диагностический инструментарий, позволяющий оценить текущую бизнес – модель компании. Под бизнес – моделью Чесбро понимает общую схему сочетания идеи или технологии с их экономическими результатами. При этом бизнес – модель выполняет две важные функции: создание ценности и получение прибыли. Для первой из этих функций она определяет совокупность видов деятельности, в результате которых появляется новый продукт или новая услуга, то есть создается конечная ценность. Во – вторых, бизнес-модель обеспечивает получение части ценности в результате определенных действий, компанией, разработавшей эту модель. Во второй книге «Открытые бизнес – модели. IP - менеджмент» Генри Чесбро также представляет новых игроков на рынке инноваций и вводит новое понятие - «инновационные посредники». Компании, ориентированные на помощь новаторам в более быстром использовании внешних идей или помощь в поиске дополнительных рынков, где их собственные идеи ко взаимной выгоде могут использоваться другими организациями, автор идентифицирует как «посредники инноваций». Другими словами, «инновационные посредники – это организации поддержки инновационной деятельности, которые возникли благодаря развитию рынка интеллектуальной собственности. Их основная миссия заключается в обеспечении доступа к мировым инновационным ресурсам и формировании своего рода глобального общества поставщиков (провайдеров) инноваций». Первый труд Генри Чесбро «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий» признан самой лучшей книгой по инновациям, а журнал Scientific American назвал его автора в числе 50 самых передовых лидеров технологий и бизнеса 2003 года. В связи с этим, теория открытых инноваций получила широкий отклик среди представителей академической среды, и третья книга «Открытые инновации. Исследование новой парадигмы» написана Чесбро совместно с такими исследователями, как В. Ванхавербеке, К. Симарда, Дж. Веста, Дж. Кристенсена, С. Галлагера и М. Глуда. Авторы приходят к выводам о том, что теория открытых инноваций применима как в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, так и в коммерциализации агбиотех (agbiotech) инноваций. По общему мнению исследователей, «концепции, используемые в теории открытых инноваций, не является принципиально новыми. Напротив, взаимосвязи используемых концепций можно отследить по нескольким направлениям, описываемым в литературе». Теория открытых инноваций не только соотносится с теориями рационального распределения ресурсов, эффективности, операционных издержек и операционной прибыли, бизнес – стратегии, но и опирается на существующую практику менеджмента. Многие компании уже функционируют на принципах открытых инноваций, сами того не осознавая. Список использованных источников: Henry Chesbrough. The era of Open innovation // Sloan Management Review, № 3, 2003, p.35-44 Henry Chesbrough, Wim Vanhaverbeke, Joel West. Open Innovation: Researching a New Paradigm: Oxford University Press, 2006. А.А. Трифилова, В. Ванхавербеке. «Формирование и развитие теории открытых инноваций» // Инновации, №1, С. 78-84, 2008.

Вопрос 6.

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Ин-новация (англ. "In-novation") — это успешно реализованное новшество (пригодное для внедрения или внедренное). Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Инновация всегда продукт интеллектуальной деятельности реализуемая через научное творчество. Инновация в науке - реорганизация под влиянием новых идей и открытий. Инновация в управлении - реорганизация с переподготовкой кадров на основе знаний и более совершенной идеологией и методологией. Инновация в технологиях - смена или совершенствование технологических процессов на основе нового знания и изменений в самом технологическом процессе, как оптимизация работы на более качественные и колличественные показатели результативности самой технологии. В экономике инновация связана с последовательностью внедрения и часто характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Более значительной инновацией в экономике - изменение управления и оптимизация всех процессов с формированием адекватных взаимодействий на уровне всего комплекса связей (идеология, политика, социальная сфера).

Термин «ин-новация» происходит от латинского "in"+"novatio", что означает «обновление» (или «изменение») и приставке "in", подразумевают "в" результате изменений для применения того что есть принципиальным новшеством, если переводить дословно "Innovatio" - "в направлении изменений". Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Но не всегда новое есть эффективным. Поэтому новодел иммитационного, декоративного, подражательного толка могут называть инновацией, которой она не является. Традиционно, в изобретательстве, инновация присутствует как критерий полезности и эффективности.

Поэтому традиционно - нновация, — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.[1]

Более общее это понятие  может применяться также и  к творческой идее, которая может  быть осуществлена. Инновация - всегда формализованная идея конструктивного  характера, при реализации которой  изменения дают полезный результат.

Вопрос 8. КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ .

Все разнообразие инноваций  можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные  изобретения и становятся основой  формирования новых поколений и  направлений развития техники и  технологии;

улучшающие инновации, реализующие  средние изобретения;

модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

продуктовые инновации, ориентированные  на производство и использование  новых продуктов (услуг) или новых  материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

процессные инновации, ориентированные  на создание и функционирование новых  организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

отраслевые;

межотраслевые;

региональные;

в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как  реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

стратегические инновации - это инновации, реализация которых  носит упреждающий характер с  целью получения конкурентных преимуществ  в перспективе.

5. По эффективности:

экономическая;

социальная;

экологическая;

интегральная.

Существует несколько  мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации  инноваций. Рассмотрим некоторые из них.

Российский исследователь  Ю. В. Яковец предложил следующую классификацию инноваций:

1) базисные инновации  – реализуют крупнейшие изобретения  и становятся основой кардинальных  переворотов в технике, формируются  новые ее направления, отрасли;

2) улучшающие инновации  – предусматривают реализацию  изобретений среднего уровня  и служат базой для создания  новых моделей взамен старой  на новую, либо расширяют сферу  ее применения;

3) микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

4) псевдоинновации – направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники.

 Можно представить  классификацию инноваций по следующим  признакам:

1) по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;

2) по этапам НТП, результатом  которых стала инновация: технические,  технологические, научные, конструкторские,  производственные и информационные;

3) по темпам осуществления:  быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;

4) по степени интенсивности:  равномерные, слабые, массовые;

5) по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;

6) по результативности: высокие,  низкие, средние;

7) по эффективности: экономические,  экологические, социальные, интегральные.

В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной  характеристики инновации подразделяются на 3 группы:

1) инновации на «входе»  в предприятие;

2) инновации на «выходе»  из предприятия;

3) инновации структуры  предприятия как системы, которая  включает в себя отдельные  элементы и взаимосвязи между  ними.

По целевому изменению  инновации разделяются на инновации  технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации  в области управления.

Рассматривая различные  подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение  и систематизация классификационных  признаков и создание на этой почве  научно обоснованной классификации  инноваций имеют достаточно весомую  практическую значимость, поскольку  обладают потенциальной способностью дать детальное представление о  характеристиках того или иного  прогрессивного новшества. А это  в свою очередь необходимо для  осуществления реальной, ощутимой поддержки  со стороны государственных органов  по внедрению инноваций на предприятиях страны.

Вопрос 19.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СЛУЖАЩИХ

Деятельность любой компании невозможно представить без людей, претворяющих цели и задачи в результат, т. е. служащих, работников фирмы. Любой  шаг, любое действие во многом зависит  от их активности. Именно поэтому необходимо стимулировать инновационную активность служащих.

Стимулирование труда  – это такой способ вознаграждения работника за участие в производстве, при котором учитывается эффективность  его труда. То есть необходимо использовать такую систему оплаты труда и  такие способы мотивации и  стимулирования, которые бы давали работнику чувство уверенности  и защищенности.

Информация о работе Становление научной концепции инновационного менеджмента