Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:49, реферат

Описание

Цель инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.

Работа состоит из  1 файл

лекция моя рег.инв.пол.docx

— 23.26 Кб (Скачать документ)

     Региональная  инвестиционная политика.

     Региональная  политика - это совокупность государственных мер по достижению определенного пространственно-производственного равновесия экономики страны в целом.

         Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

     Инвестиционная  политика характеризуется целью, задачами и механизмом их реализации.

     Цель  инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.

     Задачи  инвестиционной политики государства определяются ее целью и экономической ситуацией в стране. К ним можно отнести:

— выбор  и поддержку развития отдельных  регионов и отраслей экономики;

— поддержку  развития малого и среднего бизнеса;

— обеспечение  сбалансированного развития отраслей экономики;

— реализацию программы жилищного строительства  в регионах;

— стимулирование развития экспортных производств;

— обеспечение  конкурентоспособности отечественной  продукции и др.

Механизм  реализации инвестиционной политики государства  включает:

— выбор  надежных источников и методов финансирования инвестиций;

— определение  сроков и органов, ответственных  за реализацию инвестиционной политики;

— создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

— создание условий для привлечения инвестиций. Региональная инвестиционная политика — система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению  инвестиционных ресурсов и определению  направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей  региона и инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет  свои особенности, обусловленные экономической  и социальной политикой региона, величиной производственного потенциала, географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и др.

     Государственная региональная инвестиционная политика осуществляется органами центрального и местного управления. Централизованная региональная инвестиционная политика заключается в регулировании инвестиций в разрезе регионов или типов территорий и населенных мест (сельские, малые, средние и большие города). Как правило, она направлена на ускорение развития проблемных территорий, формирование и развитие свободных экономических зон, приоритетное развитие сельских территорий, малых и средних городов

          Инвестиционная политика региональных органов государственного управления направлена на развитие местного хозяйства, различных отраслей экономики и инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов.

Принципы государственной региональной инвестиционной политики включают:

- приоритетное финансирование инвестиций в инфраструктуру;

-концентрацию государственных инвестиционных ресурсов на финансировании наиболее важных инвестиционных проектов:

-выравнивание уровней развития регионов и систем населенных мест.

- системности;

- комплексности;

- обеспечения  публичности, открытости и предсказуемости  проводимой политики;

- эффективного  использования инвестиций;

- обеспечение  «прозрачности» инвестиционных  потоков и программ», 

- нацеленности  на решение приоритетных социально-экономических  задач;

- усиление  роли инновационной составляющей  целей и задач инвестиционной  политики;

- размещение  бюджетных капитальных вложений  преимущественно на конкурсной  основе;

- избирательного  подхода к территориям, имеющим  неодинаковые условия и потенциал  социально-экономического развития;

- единства  инвестиционной, структурной, социальной  политики;

- единства  действий разных уровней власти;

- соответствия  бюджетных обязательств и их  ресурсного обеспечения;

- необходимого  и достаточного разнообразия  форм и инструментов политики;

- обеспечения  мониторинга процессов и результатов  реализации инвестиционной политики.

         В содержательной характеристике предложенных принципов обратим внимание на следующие компоненты.

1. Принцип  системности. Его реализация предполагает  взаимоувязанную проработку, обеспечение  единства всех элементов региональной  политики (целей, задач, эффектов, сфер, принципов взаимодействия  участников, инструментария).  

2. Принцип  комплексности. Следование этому  принципу требует учета  условий  и факторов разной природы  (экономических, социальных, организационно-правовых), детерминирующих состав, приоритеты,  содержание целей и задач инвестиционной  политики, объем и структуру ее  ресурсного обеспечения.

3. Принцип  единства инвестиционной, структурной,  социальной политики. Названный  принцип отражает объективно  существующую последовательность  в достижении целей социально-экономического  развития региона: посредством расширения объема и повышения эффективности инвестиций, направляемых в ключевые сферы и точки роста экономики, обеспечивается развитие ее структуры и повышение конкурентоспособности, что в конечном итоге позволяет улучшить качество жизни населения. Отсюда, потребность в согласовании целей и эффектов инвестиционной политики и других, связанных с нею видов региональной политики.

4. Принцип  единства действий разных уровней  власти. Этим принципом устанавливаются  правила: взаимосвязанной разработки  и реализации инвестиционной  политики на всех уровнях публичной  власти: федеральном, региональном, муниципальном; дополнения (усиления) экономических и организационных  возможностей в этой сфере  местного самоуправления и территориального  управления ресурсами более высокого  уровня.

5. Принцип  соответствия бюджетных обязательств  и их ресурсного обеспечения.  Важность этого принципа определяется  существенной ролью бюджетных  инвестиций в обеспечении модернизации  организаций производственной и  социальной инфраструктуры, предприятий,  играющих ключевую роль в региональной  экономике. 

6. Принцип  необходимого и достаточного  разнообразия форм и инструментов  инвестиционной политики. Такой  принцип означает, что состав  средств, используемых органами  государственной власти и управления  при осуществлении инвестиционной  политики, должен отражать многообразие  ее целей и задач, специфику  состояния отдельных сфер и  объектов, существующее разделение  предметов ведения и полномочий  в инвестиционной сфере государственных  органов разных уровней, а соответственно, особенности их экономико-организационного  воздействия.

7. Принцип  обеспечения мониторинга процессов  и результатов реализации инвестиционной  политики.  Его роль определена  потребностью в отслеживании  ключевых характеристик инвестиционных  процессов. Мониторинг  призван  содействовать решению следующих  задач: оценки уровня достижения  поставленных целей инвестиционной  политики, оперативной корректировки  (в случае необходимости) действий  органов власти, анализа тенденций  в инвестиционной сфере региона;  прогнозирования и моделирования  параметров инвестиционной сферы. 

     Базовый состав элементов региональной инвестиционной политики  может быть представлен  следующим образом:

     - цели и задачи политики;

     - основные эффекты, планируемые  от ее реализации;

     - состав основных сфер и объектов  политики;

     - принципы взаимодействия государства  с другими участниками процесса  реализации политики. 

     Существует инвариантный перечень целей и задач региональной инвестиционной политики, детерминированный ее местом в системе различающихся по функциям видам региональной политики, общими для всех территорий макроэкономическими условиями, тенденциями и проблемами развития.  В качестве основной цели можно выделить обеспечение устойчивого экономического роста и на этой основе - достижение последовательного повышения качества жизни населения. На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:

     1.1. Формирование прогрессивной структуры  и повышение конкурентоспособности  экономики региона, ее отдельных  отраслей и предприятий.

     1.2. Развитие социальной сферы региона  и рост ее вклада в увеличении  экономического потенциала региона.

     1.3. Повышение уровня интеграции  региона в национальное и мировое  экономическое, научное и образовательное  пространство.

     При их декомпозиции на третьем уровне выделяются следующие ключевые задачи:

     1.1.1. Обеспечение государственной поддержки  инвестиционной деятельности отраслей, являющихся «точками» роста экономики  региона.

     1.1.2. Содействие формированию и развитию  ассоциативных форм бизнеса, основанного  на межотраслевых, межрегиональных  связях.     

     1.1.3. Стимулирование инновационной деятельности  предприятий, связанной с освоением  наукоемкой продукции, конкурентоспособной  на национальном, мировом рынках. 

     1.1.4. Содействие становлению современной  инфраструктуры инвестиционного  рынка, эффективных рыночных механизмов  межотраслевого перелива капитала.

     1.1.5. Создание условий для развития  системы консалтинговых услуг  и информационных коммуникаций.

     1.2.1. Обеспечение финансовой устойчивости  социальной сферы.

     1.2.2. Стимулирование инновационных процессов  в социальной сфере.

     1.2.3. Содействие процессам интеграции  организаций (вузов, НИИ), реализующих  креативный потенциал с бизнес-единицами.

          1.3.1. Содействие процессам формирования устойчивых, долговременных кооперационных межрегиональных и внешнеэкономических связей предприятий региона.

          1.3.2. Содействие процессам интеграции в национальное и мировое образовательное и научное пространство организаций, реализующих креативный потенциал.

         Другой компонент инвестиционной политики - эффекты, которые намерены получить субъекты инвестиционной политики: государство,  частные внешние инвесторы, предприятия и организации.

        Для региональных органов власти и управления, наиболее значимы такие эффекты, как: рост доли региона в объеме инвестиций в основной капитал, увеличение налоговой базы и на этой основе - доходов регионального и местных бюджетов, повышение уровня доходов и занятости населения, рост конкурентоспособности региональной экономики и ее отдельных отраслей, улучшение состояния окружающей среды.

        Для частных инвесторов в составе эффектов реализуемой инвестиционной политики следует выделить: снижение инвестиционных рисков, уменьшение трансакционных издержек, связанных с процессами размещения инвестиционных ресурсов, повышение доходности инвестиций.

     Для предприятий и организаций основными  эффектами являются: расширение финансовой базы обновления факторов производства, увеличение функционирующего капитала и повышение его доходности, рост конкурентоспособности продукции  и услуг, освоение новых сегментов  рынка, снижение трансакционных издержек, связанных с процессами поиска и привлечения инвестиционных ресурсов.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика