Развитие факторинга в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание

В вопросах исторического развития, периодизации и эволюции факторинговых услуг мнения исследователей кардинально расходятся: одни авторы указывают на относительную молодость факторинга, отмечая его появление в зарубежных странах в 60-х годах ХХ века [3] и даже в конце ХХ века [1]. Другие авторы утверждают, что факторинг зародился в США в конце XIX века [2].

Работа состоит из  1 файл

Развитие факторинга в зарубежных странах.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

     Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись  с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели определенный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга. Первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже «Мост-банк».

     Однако, эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса  Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия  являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ «НИКойл» (с лета 2005 года ФК «УРАЛСИБ») было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес-направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку дебиторской задолженности по поставкам с отсрочкой платежа (факторинг с регрессом) и управляло дебиторской задолженностью своих клиентов.

     Развитие  услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для Российского рынка факторинговых услуг уникальный проект "Кредитный контроль факторинговых операций", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми Факторами России.

     В 2001 году НФК стала первой компанией  на российском рынке, которая представила продукт «Импортный факторинг» (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской задолженностью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям).

     В 2003 году факторинг был выделен  из общей продуктовой линейки АБ ИБГ «НИКойл», а бизнес-направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный специализированный банк - в России появилась первая независимая факторинговая компания.

     В 2005 году была начата эксплуатация системы «Электронный факторинг», позволяющая перевести документооборот между факторинговой компанией и клиентом в электронную форму.

     В 2006 году компания презентовала на рынке  новые продукты - безрегрессный факторинг  и факторинг-гарант (страхование  риска неплатежа).

     В 2007 году НФК первая и пока единственная из операторов рынка факторинга провела  аудит системы риск-менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный контроль факторинговых  операций").

     Немаловажным  событием в 2008 году для российского рынка факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой Компании Михаила Трейвиша на должность Председателя International Factors Group. Впервые в истории представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний.

     2009 год оказался непростым как  для пионера рынка (сказался  и уход из НФК в 2007 году  А. Ю. Савина с частью команды), так и для всего рынка факторинга  в целом. Подобные сбои связаны  с мировым финансовым кризисом, начавшимся осенью 2008 года и оказавшим влияние на деятельность экономических субъектов на протяжении всего 2009 года.

     Влияние кризиса на рынок факторинга можно  почувствовать вдумавшись в следующие  факты. Объём рынка факторинга в  России удваивался несколько лет. Так объем увеличился с 147,1 млрд руб., в 2005 году до 297,1 млрд руб. по итогам 2006 года. Однако, в результате потрясений в стране прогнозы Экспер РА о аналогичном удвоении рынка и в 2007 - 2008 годах и достижения общей суммы предоставляемых факторинговых услуг к 2010 году в 70 млрд. долл. - не сбылись. В 2008 году темпы роста резко снизились. Серьезным ударом для российского рынка факторинга стало банкротство в конце 2008 года крупнейшей факторинговой компании России — Еврокоммерц. В 2008 году годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг всего 602 млрд руб.

     Развитие  факторинговых услуг, их многоцелевой и комплексный характер во многом предопределяют механизм факторинга. Современный механизм факторинга включает в себя следующие ключевые элементы:

  • продажи с отсрочкой платежа, т.е. товарное кредитование,
  • подписание факторингового соглашения между фактором и его клиентом — поставщиком (продавцом) — в отношении покупателей, получающих отсрочку платежа,
  • оценка фактором платежеспособности дебиторов поставщика,
  • рефинансирование дебиторской задолженности,
  • переход риска невозврата долгового обязательства от поставщика к фактору,
  • уведомление дебитора (покупателя) о переуступке долгового обязательства,
  • учет и администрирование дебиторской задолженности,
  • взыскание платежей — инкассирование дебиторской задолженности,
  • расчет сторон факторингового соглашения, в т.ч. в части комиссионного вознаграждения фактора.

     Факторинговое соглашение может включать в себя все или лишь некоторые из перечисленных  составляющих.

Ключевые элементы современного механизма факторинга в графическом виде приведены  на рис. 1.

  
Рис. 1. Ключевые элементы механизма факторинга
 

     Обзор "Эксперт РА" по итогам 2009 года. Ре́йтинговое аге́нтство «Экспе́рт РА» — ведущее российское рейтинговое агентство. Входит в состав группы компаний «Эксперт», являясь одним из его информационно-исследовательских проектов. 

     Несмотря  на снижение стоимости фондирования для Факторов, рынок факторинга по итогам 2009 года упал на 40% и составил 361 млрд рублей – сказалось падение  спроса со стороны клиентов. В конце 2008 – начале 2009 года сужение клиентской базы было обусловлено ужесточением требований к клиентам и дебиторам со стороны Факторов. Поставщики приходили за факторингом как за спасательным кругом (тогда их не пугали даже очень высокие ставки), но очень часто Факторы отказывали в предоставлении финансирования даже старым клиентам. Теперь поставщики, памятуя о трудностях в получении факторинга во время кризиса, переориентировали свою политику фондирования на собственные средства.

     Кроме того, ухудшение платежной дисциплины дебиторов вынудило многих поставщиков перейти с отсрочки платежа на предоплату. Нет отсрочки – нет факторинга. Только 11,5% рынка по итогам 2009 года представлено факторингом без регресса, и в большинстве случаев неплатежи дебиторов ложатся на плечи поставщиков.

     Новые источники финансирования и избыточная ликвидность банковского сектора  укрепили ресурсную базу Факторов. Избыточная ликвидность банковского  сектора вынуждает банкиров активнее конкурировать за прибыльные объекты  краткосрочных вложений (в том числе и за факторинг). Острота проблемы фондирования специализированных факторинговых компаний значительно уменьшилась: ресурсная база таких компаний в основном опирается на материнские банки, обладающие избыточной ликвидностью. Кроме того, появились новые источники финансирования: Российский банк развития в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства уже предоставил кредиты двум специализированным компаниям – ФК «Лайф» и «Русской Факторинговой Компании». В 2009 году наиболее ярко проявилась тенденция продуктовой сегментации рынка. На одном полюсе рынка находятся Факторы, финансирующие поставщиков товаров повседневного спроса в адрес федеральных ритейловых гигантов. Для этого сегмента характерен высокий уровень ценовой конкуренции, преимущественно за клиентов, уже использующих факторинг. На другом полюсе рынка находятся Факторы, предоставляющие продукты с высокой добавленной стоимостью без жестких отраслевых ограничений. Данный сегмент рынка представлен пока ограниченным кругом игроков, преимущественно специализированными компаниями, но именно этот сегмент рынка является наиболее перспективным и прибыльным.

     Продуктовая сегментация факторинга тесно коррелирует  с организационно-правовой формой Фактора. Если ЦБ РФ не примет поправки в отношении резервирования по факторингу, Факторы, обладающие банковской лицензией, будут создавать дочерние компании для перевода туда более рискованного бизнеса, требующего создания высоких РВПС. Банки будут преимущественно заниматься низкорискованным факторингом, а специализированные Факторы – высокорискованным (преимущественно факторингом без регресса), что потребует от них создания соответствующей инфраструктуры.

     По  оценкам «Эксперта РА», прирост  рынка факторинга в 2010 году составит 25-35% и будет основан на опережающем росте факторинга без регресса. Объем рынка в 2010 году составит около 450-490 млрд рублей. В поисках новых клиентов Факторы начнут активнее развивать безрегрессный факторинг, который и станет локомотивом роста в 2010 году.

Информация о работе Развитие факторинга в зарубежных странах