Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;

Работа состоит из  1 файл

курПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ.doc

— 662.00 Кб (Скачать документ)
 

      Продвижение товаров “своих” производителей на российский рынок часто осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров. Такие кредиты обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться.

      Однако  и в случае предоставления средств  в непосредственное распоряжение заемщика, иностранный кредитор устанавливает жесткий контроль за их расходованием.

      Обычно  кредитор стремится, чтобы часть  затрат была покрыта самим заемщиком или профинансирована из других источников. В этом случае фирмы страны-кредитора получают больше средств, чем было затрачено государством на предоставление кредита.

        Государственные кредиты используются как метод конкурентной борьбы - например, в результате кредита Эксимбанка США на закупку американской тяжелой техники была сорвана сделка по покупке подобной техники у японской фирмы Comatsu. [18.41]

      Несколько лет назад значительная доля импорта, финансируемого иностранными государствами приходилась на продовольствие и потребительские товары; в настоящее время большая часть поставок - оборудование.

      Зарубежные  государственные банки и другие финансовые институты оказывают многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.

      Такая помощь осуществляется по следующим  направлениям:

  • участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;
  • сбор информации о российских производителях, финансовых институтах, правовых нормах и т.д.;
  • поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным (т.е. зарубежным) инвесторам;
  • взятие на себя риска по “раскрутке” подобных проектов; т.е. государственный банк может гарантировать вложенные на начальной стадии проекта частным инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в проекте, а в случае успеха привлекает к нему частные компании;
  • политическое и экономическое давление на российские властные структуры в интересах “своих” компаний.
 

      Стратегическая  цель иностранных государственных  финансовых институтов - включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров национальных производителей, а также конструирование таких финансовых и технологических связей, чтобы “развивающий центр” совместного производственного кластера находился в стране, интересы которой представляет соответствующий государственный институт. Иначе говоря, предполагается, что в развитой стране сосредоточены высокотехнологические производства и, прежде всего, создание и внедрение новых технологий, а в России - производство по отработанной технологии и\или по лицензии. Как показывают ряд экономических исследований, управление “развивающим центром” промышленного кластера дает в долгосрочной перспективе более эффективный контроль над кластером, чем использование чисто финансовых методов контроля. [15.32] Поэтому государственные банки охотнее кредитуют проекты с долгосрочными перспективами (например, поставки оборудования), чем краткосрочные закупки конечной продукции.

      Например, Эксимбанк США ведет целенаправленную политику по захвату американскими  компаниями российского рынка нефтедобывающего оборудования. В результате неразвитости в России ряда финансовых инструментов (таких как лизинг и др.) нефтедобывающие предприятия вынуждены оплачивать российское оборудование “живыми” деньгами, изымая их из оборотных средств. При закупке американского оборудования нефтяная компания может получить сравнительно дешевый кредит Эксимбанка США. Таким образом, российские производители нефтедобывающего оборудования оказались практически вытеснены с рынка. Причем такое вытеснение носит долгосрочный характер (учитывая грамотную политику американских компаний в сфере послепродажного обслуживания и маркетинга “старых” клиентов). Т.е. произошло “привязывание” российской нефтедобывающей отрасли к американской машиностроительной промышленности и образование устойчивого кластера “добыча нефти в России - производство оборудования в США”.

      Следует отметить, что в условиях неблагоприятного инвестиционного климата подобные процессы закономерны и с ними бессмысленно бороться административными методами. Более того, в тех областях, где технологическое отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых иностранным капиталом, способствует развитию экономики.

      Государственные иностранные финансовые институты  реализуют ряд программ по развитию инфраструктуры в России (включая средства коммуникаций, финансовые структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих программ - создание условий для работы иностранного капитала. Естественно, что проекты в этой области реализуются таким образом, чтобы дать преимущества предпринимателям и компаниям из страны базирования соответствующего государственного финансового института перед предпринимателями из других стран. Например, развитие телекоммуникаций финансируется в том случае, если это приводит к улучшению телефонной связи с той страной, которая выделяет деньги. Одна из задач региональных венчурных фондов ЕБРР - создание рынка акций российских предприятий (в которые вкладывает деньги ЕБРР). [25.37] Очевидно, что на этот рынок будут допущены прежде всего европейские инвесторы (либо инвесторы из тех государств, которые выделили деньги для фонда).

      Развитые  страны создали эффективную систему  государственной поддержки своего бизнеса, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена прежде всего на защиту так называемых “государственных интересов”, а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности  отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.

 

Заключение

 

      В РФ в последнее время происходят существенные изменения в структуре  источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации экономического положения главная роль остается по-прежнему за государственными инвестициями.

      Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в виде инициатора инвестиционного процесса:

  • поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности функционирования технических систем;
  • поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий экологических бедствий и других направлений социального развития;
  • заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или приватизировать в связи с их незавершенностью.

      Значительное  воздействие на развитие экономики  могут оказать иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации международного инвестиционного сотрудничества, возможно, ожидать увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики.

      Сдерживающим  фактором здесь является инвестиционный климат, который продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.

    Между тем эксперты ООН высказывают опасения, что растущее инфляционное давление и, как следствие, процентные ставки, а также значительные колебания курсов валют могут сказаться на снижении объема иностранных инвестиций в 2007 г. Анализируя перспективы России, UNCTAD отметила, что на приток инвестиций в страну негативно влияют ужесточение регулирующих норм в сфере природных ресурсов и разногласия, возникшие в минувшем году по вопросам защиты окружающей среды и расходов на добычу в газовых проектах на Сахалине. [22,1] 
 
 

      Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

      Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России, среди которых в качестве первоочередных выделю:

  1. Достижение национального согласия между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.
  2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.
  3. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.
  4. Радикализация борьбы с коррупцией.
  5. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.
 

      Данные  меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть положительную роль в становлении отечественной экономики.

      В заключение необходимо отметить, что  инвестиции внутренние и внешние  представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит реализацию всей реформы в целом.

 

глоссарий:

ИНВЕСТИЦИИ денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции  и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т.ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и/или достижения положительного социального эффекта.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА политика капиталовложений, ориентированная на достижение определенных целей (безопасность, высокие прибыли, возможность постоянного обладания наличностью и т.д.).
ИНОСТРАННЫЕ  ИНВЕСТИЦИИ по законодательству РФ все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
ИНОСТРАННЫЕ  ИНВЕСТОРЫ по законодательству РФ: иностранные юридические лица (любые кампании, фирмы, предприятия, организации, ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения); иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства; иностранные государства; международные организации.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ это среда, в которой  протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.
ПРЯМЫЕ              ИНВЕСТИЦИИ непосредственные  капитальные вложения в производство: покупка, организация или расширение компании. К прямым инвестициям также относят операции, связанные с установлением контроля над компанией.
ЗАРУБЕЖНЫЕ  ПОРТФЕЛЬНЫЕ   ИНВЕСТИЦИИ вложения в иностранные  ценные бумаги (облигации и акции), не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.
ДЕНЕЖНЫЙ  РЫНОК рынок краткосрочных  кредитов (до одного года). С их помощью  корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.
РЫНОК               КАПИТАЛЛОВ рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг
ПРОЕКТНОЕ        ФИНАНСИРОВАНИЕ форма финансирования на основе активов, при которой фирма  финансирует отдельный набор активов на индивидуальной основе.
КОНЦЕССИЯ договор на временную  сдачу в эксплуатацию иностранному государству, юридическому или физическому лицу (концессионеру) на определенных, согласованных сторонами условиях предприятий, земельных участков, недр и других объектов и ценностей в целях развития или восстановления национальной экономики и освоения природных богатств.
СОВМЕСТНОЕ        ПРЕДПРИЯТИЕ англ. joinnt venture предприятие  вне зависимости от формы собственности, действующее на основе объединения имущества учредителей, в числе которых могут быть и иностранные юридические и физические лица
СВОБОДНАЯ         ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА территория в определенном государстве, предназначенная для  свободного предпринимательства. На этой территории действуют освобождение от ряда налогов и льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д. Кроме того, в таких зонах действуют особые юридические нормы и положения, обеспечивающие большую свободу предпринимательству.
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА совокупность юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества либо полностью или  частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
ФРАНЧАЙЗИНГ Соглашение об условиях совместной деятельности между компанией  и дилером, согласно которому дилер  получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т.д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли
ЛОББИРОВАНИЕ намеренное установление связей с любым должностным лицом  или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ " Об иностранных  инвестициях в Российской 
    Федерации " (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
  2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ" Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений "
  3. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 1
  4. Гришаников Д., Быков П. Инвестиции в имидж страны // Эксперт №11, 22.03.04
  5. Гришаников Д. Все решения принимаю я лично // Эксперт №18, 18.05.06
  6. Гусева К. Государственное регулирование частных инвестиций // Экономист, 2006г, №5
  7. Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа, 2004, № 52
  8. Кравченко Н.А., Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост // ЭКО, 2004г.
  9. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. 2004. Гл. 9.
  10. Кузнецов А. Превратим долги в капитал // Эксперт №9, 29.01.06
  11. Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги деятельности // Рынок ценных бумаг. 2005. № 13.
  12. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России //  Российский экономический журнал. 2004. № 2.
  13. Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 11.
  14. Портер М., "Международная конкуренция", 2004 г.
  15. Уринсон Я. Порог чувствительности снизился // Эксперт №48, 17.04.05
  16. Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые ориентиры // Рынок ценных бумаг. 2005. № 9.
  17. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3.
  18. Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова.// Инвестиции.: Учебное пособие М.: КноРус, 2004. С. 37.
  19. Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24.10.05.
  20. Москва наиболее привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6.10.05.
  21. Основы внешнеэкономических знаний. М. 2004. Гл. 24.
  22. http://www.Quote.ru, публикация от 10.01.07 
  23. Коммерсант-Weekly, публикация от 24.10.05
  24. Интерфакс-финансы, публикация от 30.01.06.
  25. Финансовые известия, публикация от 16.01.06.
  26. Россия как объект инвестиций. Март 2005 / Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ - http://www.economy.gov.ru/wps/portal

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России