Приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 18:29, реферат

Описание

Особенности проведения приватизации в РБ в современных условиях
Процесс преобразования государственной собственности предприятий в РБ проходит в два этапа: разгосударствление и приватизацию.
Разгосударствление — процесс отстранения государства частично или полностью (в том числе посредством приватизации) от функций непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами. Основными формами разгосударствления являются:

Работа состоит из  1 файл

Особенности проведения приватизации в РБ в современных условиях.docx

— 29.71 Кб (Скачать документ)

Особенности проведения приватизации в РБ в современных  условиях

Процесс преобразования государственной  собственности предприятий в РБ проходит в два этапа: разгосударствление и приватизацию.

Разгосударствление — процесс отстранения государства частично или полностью (в том числе посредством приватизации) от функций непосредственного прямого управления хозяйствующими субъектами. Основными формами разгосударствления являются:

·                    аренда государственных предприятий;

·                    преобразование госпредприятий в акционерные общества;

·                    ограничение вмешательства государства в управление собственностью.

Приватизация — приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие раньше государству. Разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности. При разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам части права собственности - права пользования и права владения. Приватизация - это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, т. е. частную собственность. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы право непосредственного правления ими.

Объектами приватизации являются: государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий; доли (паи, акции) государства в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть: граждане и юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий; иностранные инвесторы; лица без гражданства. В нашей Республике применяются две формы приватизации: безвозмездная передача госсобственности; продажа государственной собственности.(до закона в 2011)

Учитывая опыт приватизации в других странах, Республика Беларусь осуществляет этот процесс с учетом следующих принципов[6]:

1. соблюдение законности. В соответствии с этим принципом  государство создает законодательную  и нормативную базу. Процесс приватизации  в Беларуси регулируется нормативными  документами, прежде всего Законом  «О разгосударствлении и приватизации  в Республике Беларусь», «Об  именных приватизационных чеках  в Республике Беларусь», «Государственной  программой приватизации»;

2. сочетание возмездного  и безвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что  при проведении приватизации  должны преобладать платные формы  приобретения государственных предприятий  другими собственниками. Эти формы  приватизации по сравнению с  безвозмездной передачей являются  экономически более целесообразными;

3. право каждого гражданина  Республики Беларусь на часть  безвозмездно передаваемой государственной  собственности. 

4. дифференциация методов,  способов и процедур приватизации.

5. предоставление льгот  субъектам приватизации. Смысл этого  принципа заключается в том,  что преимущественное право в  приобретении объектов государственной  собственности должно быть предоставлено  трудовым коллективам предприятия,  так как одной из важнейших  задач приватизации является  повышение трудовой активности  и на этой основе рост объемов  и эффективности производства;

6. осуществление широкой  гласности при проведении приватизации.

7. контроль за осуществлением  приватизации со стороны государства. 

Правовые  основы, правила и порядок приватизации определяют Законы, Республики Беларусь: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь»; «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об аренде» и др. Статья 18 Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»[7] устанавливает следующие способы приватизации:

1) продажа объектов государственной  собственности на аукционах, по  конкурсу;

2) продажа акций, принадлежащих  государству, в том числе на  льготных условиях;

3) выкуп арендованного  имущества арендным предприятием.

Способ приватизации предприятия  определяется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и органами приватизации местных Советов депутатов в соответствии с государственной программой, которая определила порядок и условия безвозмездной и возмездной приватизации.

Безвозмездная приватизация реализовалась в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который определял, что акции открытых акционерных обществ обменивались на именные приватизационные чеки «Имущество». Другие способы безвозмездной приватизации допускаются только с разрешения Совета Министров и Президента Республики Беларусь.

Приватизация  на возмездной основе ставит цель привлечь дополнительные инвестиции. Предприятия могут осуществлять несколько эмиссий акций с целью их продажи за деньги. Акции продаются как на льготных условиях, так и на конкурсной основе. Льготные условия создаются членам трудовых коллективов, для которых цена акций на 20% ниже номинальной стоимости. Общая сумма купленных акций одним лицом не может превышать 100 минимальных заработных плат. Предусматривается конкурсная продажа акций физическим и юридическим лицам, представившим лучшие инвестиционные проекты по развитию приватизируемого предприятия. Не проданные акции реализуются на фондовых биржах и аукционах.

С 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII ”О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества“ (далее – Закон).

Закон направлен на совершенствование  правовых и экономических отношений  в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях  создания условий для привлечения  инвестиций и развития эффективной  социально ориентированной рыночной экономики.

Данный  Закон регулирует отношения, возникающие  при приватизации, преобразовании государственных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также  определяет особенности правового  положения таких открытых акционерных  обществ..

Основным способом приватизации в Беларуси являлась продажа имущества  предприятий по конкурсу или на аукционе. Для инвестора победа на аукционе в отличие от победы на конкурсе не обременена дополнительными условиями. Кто больше заплатит, тот и станет владельцем предприятия без каких-либо дополнительных условий.

В то же время, проведение конкурса сопровождается дополнительными условиями, выдвигаемыми белорусской стороной. Например, это может быть внесение в уставный фонд открытого акционерного общества в виде вклада денежных средств с направлением указанных средств на техническое перевооружение предприятия. Либо речь может идти о предоставлении белорусской компании займа под 1% годовых.

Наконец, одним из условий может стать, например, сохранение в течение 3 лет с даты подписания договора купли-продажи акций количества рабочих мест и в течение 5 лет  профиля деятельности предприятия.

Как правило, в течение  определенного периода (3-5 лет), т.е. до момента полного исполнения выдвигаемых  условий договора, акции, приобретенные  инвестором на конкурсе, являются обездвиженными. Иными словами, инвестор не может их перепродать или заложить, однако права собственности на белорусский актив принадлежат ему.

 

Преобразование предприятий  в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Беларуси все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества. Крупные сделки по продаже акций белорусских предприятий контролирует Администрация президента Беларуси и лично президент Александр Лукашенко (в данном случае речь идет, например, о продаже 50% акций Белтрансгаза российскомуГазпрому и др.).

 

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям  наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так  называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества  на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и  сложная ситуация, складывающаяся с  приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

В последнее время преобразование крупных государственных и арендных предприятий в акционерные общества сопровождается дроблением их на части  путем выделения структурных  подразделений дочерних предприятий. Этот процесс называют реструктуризацией. Многие предприятия республики сейчас разрабатывают программы реструктуризации перед проведением приватизации.

 

Особенности приватизации в РБ

 

В 1993г. правительство  Республики Беларусь начало сотрудничество с Международной финансовой корпорацией (МФК) по разработке юридических и  административных основ для проведения приватизации. Разработан проект «Малая приватизация в Беларуси». Он осуществляется при финансовой поддержке агентства США по международному развитию. За два года под эгидой МФК в Бресте, Гродно, Орше, Минске, Кобрине, Сморгони, Новогрудке, Лиде, Барановичах было проведено 50 аукционов, приватизировано 180 объектов, что принесло местным бюджетам дополнительных средств более 830 млрд. рублей..

Таблица 1- Приватизация в РБ

 

 

С начала  
приватизации  
(1991-2010)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

13685

670

550

567

642

1850

2269

в том числе:

             

отчужденно

9130

525

504

551

629

1656

2037

реформировано

4555

145

46

16

13

194

232

в том числе:

             

республиканской собственности

1423

51

27

4

5

157

169

коммунальной собственности

3132

94

19

12

8

37

63


 

В 2011 г. согласно Плану приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, на 2011-2013 гг. будет приватизировано 180 белорусский предприятий, в 2012 г. – 48 компаний, а в 2013 г. – еще 16 предприятий (итого 244 компании). При этом не исключается расширение перечня компаний за счет добавления новых предприятий.

В региональном разрезе  наибольший интерес к белорусским  предприятиям проявляют белорусские  и российские инвесторы (в том  числе из различных регионов России). Поскольку участие Беларуси в Таможенном союзе и Едином экономическом пространствев перспективе позволит белорусским предприятиям расширить объем продаж за счет расширения присутствия на российском рынке.

В плане приватизации объектов, находящихся в собственности Республики Беларусь, на 2011-2013 вошли 244 ОАО. Среди наиболее крупных — предприятия машиностроения, входящие в систему Министерства промышленности, — открытые акционерные общества «Барановичский завод станкопринадлежностей», «Борисовский инструментальный завод», «Брестмаш», «Витебский приборостроительный завод», «ВолМет» (Волковыск), «Техноприбор» (Могилев).

Информация о работе Приватизация в РБ