Оценка инвестиционных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:47, лекция

Описание

Основной подход к оценке таких проектов на действующем предприятии заключается в том, что в качестве выручки проекта выступает изменение выручки предприятия, непосредственно связанное с реализацией проекта. В качестве текущих затрат проекта выступает изменение текущих затрат предприятия по всей производственной цепочке, связанное непосредственно с реализацией проекта.

Работа состоит из  1 файл

Оценка инвестиционных проектов.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

Раздел 4

Коммерческая  оценка инвестиционных проектов

Инвестиционный проект. Общие понятия

Инвестиционный пр             Инвестиционный проект - это план или программа вложения капитала (средств) с целью ведения бизнеса и последующего получения прибыли.

Предполагается, что при осуществлении  инвестиций должны быть выполнены следующие  условия:

Вложенные средства должны быть полностью  возмещены.

Прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный  отказ от использования средств, а так же риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.

Временной график развития стандартного промышленного инвестиционного  проекта может быть представлен  следующим образом:

 


 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

I. Прединвестиционная фаза –разрабатывается бизнес-план (БП) проекта. В процессе разработки бизнес - плана возможно проведение следующих мероприятий:

    • маркетинговые исследования с целью определения спроса на продукцию;
    • конкурсный выбор поставщиков сырья;

- ведение переговоров с потенциальными инвесторами и другими участниками проекта.  Результатом 1 фазы должно быть окончательное решение совершать ли инвестиции в проект или отказаться от его реализации.

      1. Инвестиционный фаза – на этом этапе закупаются основные средства (производственное оборудование, здания), нематериальные активы (лицензии, разрешения), совершаются ремонтно-строительные работы.. На этой фазе совершаются действия, носящие необратимый характер. Проект уже невозможно остановить без больших потерь.
      2. Эксплуатационная фаза – начинается работа оборудование и выпуск продукта. Зарабатывается выручка, нарастает прибыль проекта.  Момент начала выпуска продукции и получения первой выручки  может существенно отличаться от старта работы основного оборудования. В этом случае третья  фаза проекта исчисляется с момента получения первой выручки.

На практике авторы проектов часто  сталкиваются с ситуациями, когда  классическая схема временного развития проекта нарушается. Это происходит в том случае, когда проект предусматривает постепенное вложение в основные средства  одновременно с получением выручки от уже работающего оборудования. Вторая и третья фазы накладываются друг на друга.

Срок жизни проекта (горизонт рассмотрения проекта ) – определяется авторами проекта согласно ожиданиям своего инвестора, его готовностью рассматривать финансовые результаты проекта за определенного время. Показатели экономической эффективности проекта возрастут при большем горизонте рассмотрения. Однако, инвестор , как правило, не заинтересован в чрезмерном увеличения сроков рассмотрения проектов.

Дополнительными ограничениями по сроку рассмотрения проекта могут  являться:

- срок жизни основного оборудования;

- срок морального устаревания  продукта:

- продолжительность договора с  кредитной организацией;

- срок рамочного соглашения  с основным поставщиком или  клиентом. 

Срок окупаемости проекта одной из основных характеристик экономической эффективности и будет подробно рассмотрен далее.

По типу инвестиционные проекты  разделяются на :

Проекты в « чистом поле», т.е. проекты создания бизнеса с нуля .

Проекты на действующих  предприятиях.

Проекты смешанного типа. Речь идет о проектах создания дополнительных бизнесов на действующих предприятиях, которые для целей оптимизации налогообложения или удобства управления юридически выделяются в отдельный бизнес.

Независимо от типа проекта общая  схема принятия решения о целесообразности инвестиций в проект может быть представлена в виде следующих четырех этапов:

 Этапы коммерческой оценки ИП (бизнес планирования)

1. Описание общей схемы реализации проекта:

 Идентификация идеи проекта,

 Краткий анализ внешней среды,

 Описание временного графика  развития проекта.

2. Подготовка исходной информации для расчета.

Для проведения коммерческой оценки ИП необходимо 4 вида исходной информации:

Доходы (выручка от реализации товаров / услуг),

Текущие затраты (затраты, которые  постоянно сопровождают процесс  производства),

Инвестиционные затраты (предшествуют процессу производства),

Источники финансирования (кредит, собственные средства инвесторов, акции, государство, облигации, собственные средства предприятия).

3. Произведение расчетов - расчет показателей эффективности, финансовой состоятельности и оценка рисков.

Оценка эффективности  инвестиций - оценка целесообразности вложения средств с точки зрения получения дополнительных доходов (используются показатели: срок окупаемости, чистая прибыль, внутренняя норма доходности);

Оценка финансовой состоятельности - достаточно ли средств для реализации проекта (используется модель расчетного счета);

Оценка рисков - определение границ изменения исходных параметров, при которых проект сохраняет приемлемый уровень итоговых показателей. На проект большое влияние оказывают: падение выручки, рост цен на сырье, изменение ставки процента в банках. Если оценить проект очень трудно, составляются 3 проекта: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный.

4. Интерпретация результата:

      1. Принятие решения о реализации (отказе от реализации) ИП или Корректировка первоначальной идеи ИП.

Обычно процесс инвестиционной оценки заключается в многократном прохождении по этой схеме: после окончания четвертого этапа происходит возвращение к первому этапу, корректировка первоначальной идеи, уточнение исходных данных и всех показателей проекта. 

Описание инвестиционного проекта называется бизнес-планом.

Состав бизнес-плана.

Цели проекта, его ориентация, экономическое окружение и юридическое обеспечение;

Маркетинговая информация:

возможности сбыта,

конкурентная среда,

перспективная программа продаж,

номенклатура продукции,

ценовая политика;

Материальные затраты:

потребности,

цены,

условия поставки сырья, вспомогательных  материалов и энергоносителей;

Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов;

Проектно-конструкторская часть:

выбор технологии,

спецификация оборудования и условия  его поставки,

объемы строительства,

конструкторская документация и т.п.;

Организация предприятия и накладные  расходы (налоги, аренда и содержание офиса, коммерческие расходы по распространению  продукции, секретари);

Кадры:

потребность,

обеспеченность,

график работы,

условия оплаты,

необходимость обучения;

График осуществления проекта:

сроки строительства, монтажа и  пусконаладочных работ,

период функционирования оборудования;

Финансовая и экономическая оценка проекта. 

Остановимся более подробно на каждом этапе коммерческой оценки проектов. 

1 этап. Описание схемы реализации проекта

Задача этапа — выбрать точку  зрения, с которой будет оцениваться  проект, описать основную идею проекта, определить, что является источником дохода рассматриваемого проекта и с какими издержками сопряжено его получение. Результатом работы на данном этапе должно стать небольшое по объему, но емкое по содержанию «Краткое описание проекта» . На основе этого документа инвестор будет принимать решение о дальнейшей детальной разработке бизнес-плана или о прекращении рассмотрения проекта.

В состав «Краткого описания проекта» должны войти ответы на следующие  вопросы:

- В чем идея проекта? Какие потребности рынка будет удовлетворять данный товар или услуга?

- С чьем точки зрения рассматривается  проект? Каковы условия участия сторон?

— Есть ли сезонные колебания спроса?

— Какие усилия необходимы для  продвижения продукции (работ, услуг)?

— Каким образом осуществляется (будет осуществляться) доставка продукции (собственные силы, услуги сторонних организаций, самовывоз)?

— Что является доходом проекта  — реализация продукции, сокращение затрат?

— Какие затраты необходимы для  производства продукции (работ, услуг). Какие изменения затрат по предприятию предполагаются в связи с проектом:

— переменных,

— постоянных?

— Каких изменений в организационной  структуре и инфраструктуре предприятия  потребует проект: новые подразделения, производства, расширение складских  помещений и т.п.; проведение новых коммуникаций, подъездных путей.

— На каких условиях приобретаем  сырье, материалы, комплектующие: цены, объемы поставок, условия оплаты (авансы, окончательный расчет).

— Каким образом осуществляем доставку сырья и материалов (собственные  силы, услуги сторонних организаций)?

При работе над схемой реализации проекта необходимо тщательно изучить  особенности данного рынка, учесть специфику отрасли, выбрать способ организации продаж и распространения  информации о своих продуктах.  

В «Кратком описании проекта  необходимо сделать точное указание местоположения проекта и краткий обзор конкуренции. Авторы проекта должны упомянуть о необходимости дополнительного найма и переподготовки персонала для реализации проекта.

При выборе схемы организации продаж в проектах торговли и производства можно использовать следующую таблицу:

3 варианта реализации сбытовой  сети


Вариант 1

Вариант 2
Вариант 3

Продажи через собственную сеть дистрибьюторов (покупка собственной  торговой точки).

Продажи через собственную сеть (аренда торговой точки).

Продажи через контрагентов (посредников).

1. Доходы

(Число дополнительных продаж  в новом регионе) *  (Цена продаж  конечному покупателю)

(Число дополнительных продаж  в новом регионе) *  (Цена продаж  конечному покупателю)

 

(Число дополнительных продаж в новом регионе) * (Цена продаж контрагенту) Эта цена ниже, чем 1 и 2 вариант

2. Текущие затраты по содержанию  новой точки

  • з/п персоналу,
  • административные расходы,
  • текущие рекламные расходы,
  • ремонт и амортизация помещения,
  • арендные платежи,
  • з/п персоналу,
  • административные расходы,
  • текущие рекламные расходы,

(Самые высокие затраты)

_

3. Инвестиционные затраты

  • затраты на приобретение зданий и оборудования,
  • реклама,
  • изменение оборотного капитала.

(Самые высокие затраты)

  • ремонт,
  • закупка оборудования,
  • реклама,
  • изменение оборотного капитала.
  • реклама (но не всегда),
  • з/п дополнительному административно-управленческому персоналу,
  • изменение чистого инвестированного капитала.

(Самые низкие затраты)


2 этап Сбор исходной информации  для расчетов.

Целью данного этапа является получение  обоснованных цифр выручки, текущих  и инвестиционных затрат.

 

2.1  Сбор информации  о выручке проекта. 

Сбор информации о выручке заключается  в определении предполагаемого  объема продаж и цен продукции  на некотором заданном интервале времени.

Цена продукции сама по себе является ее важным потребительским свойством, определяющим объем спроса.

Работа по определению объема выручки  будет построена по разному в  зависимости от степени проработки первоначальной идеи проекта. В том случае, если у авторов проекта уже есть четкое представление о своей продукции, ее цене, предполагаемых клиентах, конкурентах и путях продвижения продукции на рынок,  то основной задачей является проверка реальной возможности продажи товара. Первым этапом проверки информации о выручке проекта является:

1. Работа с руководителем  и членами рабочей группы проекта. 

Необходимо выяснить в какой степени члены рабочей группы проекта представляют своих будущих клиентов. Для этого нужно выявить наличие предварительных договоров или рамочных соглашений с заказчиками. В случае их отсутствия или недостаточного количества придется проверить существование реального интереса заказчика к предлагаемому товару посредством прямых переговоров с представителями клиентов.

  Если у руководителя рабочей группы есть представление о возможных каналах рекламы, можно провести оценку предполагаемой выручки методом мощности рекламного канала, то есть путем сложения оценок привлечения клиентов разными агентами. Такой метод наиболее применим для проектов сферы услуг.

 

 2. Работа с дополнительной информацией

В данном случае консультант  работает с дополнительной информации о товаре и рынке, которую получает из личного опыта, бесед с экспертами и другими консультантами , анализа материалов деловой прессы и Интернет. Дополнительная работа по оценке объемов выручки должна базироваться на максимально- возможном использовании следующих четырех методов:.

  1. Оценка масштабов функциональной потребности (оценка потенциальной потребности в товаре на основе норм потребления, мирового опыта, представлениях о планах конкурентов) 
  2. Метод использования статистики действующего бизнеса. Применим для проектов на действующих предприятиях и проектах смешанного типа. В данном случае используется статистика продаж и учета заинтересованности клиентов по уже действующим проектам.
  3. Метод аналогов, т.е изучение опыта аналогичного бизнеса. Изучение сходного бизнеса может быть проведено консультантов на основе материалов отраслевых изданий, деловых обзоров, аналитических статей, материалов отраслевых ассоциаций,  а также с помощью анализов сайтов конкурентов. Возможно проведение переговоров с представителями конкурирующих компаний с позиции будущего клиента или его посредника. Другим необходимым способом реализации метода аналогов является беседы с экспертами. В качестве экспертов могут быть использованы люди, работавшие ранее в аналогичном бизнесе, представители компании клиентов, другие консультанты, имеющие опыт работы с аналогичными проектами, партнеры изучаемого предприятия по корпоративной цепочке, сотрудники отраслевых ассоциаций или контролирующих государственных органов.

Информация о работе Оценка инвестиционных проектов