Общественная эыыективность инвестиционного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:45, доклад

Описание

Общественная эффективность определяется на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия и учитывает затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционных проектов, показатели которых выходят за пределы прямых финансовых интересов их участников.
Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производят по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного эффекта, который вычисляют по формулам п. 19.3.
Показатели общественной эффективности включают в себя:

Работа состоит из  1 файл

19.docx

— 25.99 Кб (Скачать документ)

19.7. Общественная эффективность

Общественная  эффективность определяется на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия  и учитывает затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционных проектов, показатели которых выходят  за пределы прямых финансовых интересов  их участников.

Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование  размеров и форм государственной  поддержки проекта производят по наибольшему значению показателя интегрального  народнохозяйственного эффекта, который  вычисляют по формулам п. 19.3.

Показатели  общественной эффективности включают в себя:

  • конечные производственные результаты, т.е. выручку от реализации на внутреннем и внешнем рынках производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками. Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензии на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т. п.), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта;
  • социальные и экологические результаты, рассчитанные, исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
  • прямые финансовые результаты;
  • кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.

Учитывают также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта  и связанными с ним изменениями  доходов сторонних организаций  и граждан, рыночной стоимостью земельных  участков, зданий и иного имущества  и др.

Социальные, экологические, политические и иные результаты и затраты, не всегда поддающиеся  стоимостной оценке, рассматривают  как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитывают  в процессе принятия решения о  реализации проекта и (или) о его  государственной поддержке.

Социальные  результаты отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете - повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:

  • уровня жизни — доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты); обеспеченность населения товарами и услугами потребительского назначения; цены и тарифы на товары и услуги; потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами;
  • образа жизни — это занятость населения (количество новых рабочих мест); это подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию); это, наконец, обеспечение населения объектами образования, культуры и искусства, здравоохранения, спорта, транспортного обслуживания, включая социальную безопасность (снижение правонарушений и преступности);
  • здоровья и продолжительности жизни - улучшение условий труда (сокращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, профессиональных заболеваний и производственного травматизма); развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения, уровень обслуживания.

Отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта. К таковым, согласно Методическим рекомендациям, следует относить:

  • изменение рабочих мест в регионе;
  • улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
  • изменение структуры производственного персонала;
  • изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными товарами;
  • изменения уровня здоровья работников и населения;
  • экономия свободного времени населения.

Однако  следует признать, что оценка социальной эффективности весьма сложна, поэтому  для нее чаще всего используют экспертный метод.

Экологические результаты инвестиционного  проекта могут состоять из оценок:

  • выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассейны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производится в сравнении с предельно допустимыми нормами с помощью определенных показателей, характеризующих влияние объекта на экологическое состояние территории, уровень которой не должен снижаться после осуществления проекта. Кроме того, должен учитываться экологический риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф;
  • безотходности производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки могут фиксировать полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства, организации оборотного водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;
  • приближения к биосферосовместимому типу технологии - оценки степени перехода природоперерабатывающего типа производства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно-энергетическим циклом, или на процессы, ведущие к сокращению объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изменений.

В затраты  включают текущие и единовременные расходы без повторного счета, т.е  затраты предприятий-потребителей некоторой продукции, приобретаемой  ими у изготовителей — других участников проекта; амортизационные  отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками  проекта и используемым другими; все виды платежей предприятий-участников в доход государственного бюджета (налоговые платежи, экспортные и  импортные пошлины); проценты по кредитам банков, включенных в число участников реализации проекта. Штрафы и другие санкции за невыполнение, например экологических санитарных норм и  правил, учитывают, только если они  не выделены особо в составе природоохранных  и других затрат или не включены в состав результатов.

При организации  совместных предприятий (проектов) с  участием иностранных инвесторов затраты  на все виды продукции, товаров и  услуг рекомендуется определять по мировым ценам.

В состав результатов включают (в денежном выражении) конечные производственные результаты (выручку от реализации). Определяют также социальные и экологические  результаты, рассчитанные с учетом совместного воздействия всех участников производства: на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку. Не менее важны косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов в связи с реализацией  проекта и затратами на консервацию  производственных мощностей или  их ликвидацию и др.

При расчетах эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта  включают: региональные (отраслевые) производственные результаты — выручку от реализации продукции, произведенной участниками  проекта — предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками  проекта; социальные и экологические  результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли); косвенные  финансовые результаты.

Показатели  и расчет общественной эффективности  практически не отличаются от принципов  оценки коммерческой эффективности (п. 19.5)

Примерная форма представления расчета  денежных потоков и показателей  общественной эффективности проекта  приведена в приложении 6 (табл. П 6.9).

 Оценка общественной (социально-экономической) эффективности проектов.

Методические  рекомендации:

При расчете показателей общественной эффективности:

  • в денежных потоках отражается (при наличии информации) стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;
  • в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств;
  • исключаются из притоков и оттоков денег по операционной и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому.
  • производимая продукция (работы, услуги) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах. Временно, впредь до введения нормативными документами подобных цен или методов их установления, стоимостную оценку производимой продукции и потребляемых ресурсов рекомендуется производить на основе следующих положений.

а) Стоимостная  оценка товаров производится по-разному  в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны:

  • продукция, предназначенная для экспорта, оценивается по реальной цене продажи на границе, т.е. цене ФОБ, за вычетом таможенных сборов, акцизов и расходов на доставку до границы;
  • импортозамещающий выпуск и импортируемые оборудование и материалы оцениваются по цене замещаемой продукции плюс затраты на страховку и доставку;
  • товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, а также инфраструктурные услуги (расходы на электроэнергию, газ, воду, транспорт) оцениваются на основе рыночных цен с НДС, налогом на реализацию ГСМ, но без акцизов.
  • новые (улучшенные) товары, реализуемые или приобретаемые на внутреннем рынке, но могущие экспортироваться, оцениваются по максимальной из двух величин: цене внутреннего рынка (с НДС, но без акцизов) и цене "на границе";
  • цена отсутствующей или недоступной на внутреннем и внешнем рынке (в частности, новой, не имеющей аналогов) продукции устанавливается проектом с учетом результатов маркетинговых исследований или по согласованию с основными потребителями. Особенности установления цены на такую продукцию, производимую для государственных нужд, изложены в Приложении 4.

б) Затраты  труда оцениваются величиной  заработной платы персонала (с установленными начислениями) исходя из средней годовой  заработной платы одного работника  для РФ, для региона, в котором  осуществляются затраты труда, или  усредненной для данной отрасли  производства);

в) Используемые природные ресурсы (земельные участки, недра, лесные, водные ресурсы и др.) оцениваются в соответствии со ставками платежей, установленными законодательством  РФ.

При оценке общественной эффективности проект оценивается с точки зрения общества, без выделения отдельных участников и без учета взаимоотношений  между ними. Денежные потоки при  этом отражают прежде всего движение ресурсов между проектом и внешней  средой. Однако здесь учитываются  также социальные, экологические  и иные последствия проекта, о  которых в общем случае трудно сказать, будут ли они позитивными  или негативными. Поэтому заранее  трудно отнести какие-то результаты такого рода к притокам или к оттокам. Это же относится и к изменению  оборотного капитала — в одни периоды  времени они могут быть положительными, в другие — отрицательными. С  некоторыми упрощениями структура  денежных потоков оказывается здесь  следующей:

Операционная  деятельность = Выручка от продаж конечной продукции + Выручка от реализации выбывающего имущества + Выручка от продаж патентов, лицензий и других нематериальных активов, созданных в ходе реализации проекта - Материальные затраты на реализацию проекта (оплата материалов, работ и услуг сторонних организаций) - Затраты труда + Косвенные (возникающие во внешней среде) финансовые результаты ( увеличение (+) или уменьшение (-) доходов сторонних организаций и населения, обусловленное реализацией проекта, увеличение (-) или уменьшение (+) бюджетных расходов на создание эквивалентного количества рабочих мест и т.п.) + Денежная оценка социальных, экологических и иных неэкономических последствий проекта.

Инвестиционная  деятельность = - Вложения в приобретение основных средств - Альтернативная стоимость вкладываемого имущества + Альтернативная стоимость вложенного имущества в момент прекращения его использования в проекте - Некапитализируемые предпроизводственные затраты + Изменение оборотного капитала (“+” увеличение, “–” уменьшение). При этом в оборотном капитале учитываются только запасы сырья, материалов и готовой продукции

Существенно, что работники, участвующие в  реализации проекта, не считаются его  участниками и оплата их труда  рассматривается как расход, тогда  как для общества в целом эта  оплата одновременно является и доходом. Таким образом, понятие “общества” становится в известной мере условным — оно включает потребителей производимой по проекту продукции, производителей товаров и услуг, необходимых  для реализации проекта (включая  строительные и машиностроительные организации, а также работников создаваемого по проекту предприятия), а также субъектов, на которых реализация проекта оказывает какое-либо иное влияние, поддающееся стоимостной оценке.

Важно также отметить, что продукция, материальные и трудовые ресурсы оцениваются  не в рыночных, а в специальных  теневых (общественных) ценах, отражающих ценность этих ресурсов с точки зрения общества. При этом, в частности, устраняется несовершенство цен, вызванное  действиями государства (например, дотированием отдельных отраслей). Отметим в  этой связи, что затраты труда  здесь также измеряются в теневых  ценах и их оценка может сильно отличаться от предусмотренной в  проекте заработной платы персонала.

В развитых странах для оценки общественной эффективности проектов используют специальные коэффициенты перехода от рыночных цен к теневым. Для  нашей страны такие коэффициенты или хотя бы приближенные методы построения теневых цен пока не разработаны. Наконец, важно иметь в виду, что  оценка общественной эффективности  производится с использованием особой, социальной нормы дисконта — она существенно отличается от “обычной”, коммерческой. Чем ниже такая норма, тем больше проектов будут оцениваться как эффективные, тем больше их будут претендовать на государственную поддержку. Поэтому ясно, что такой норматив должен формироваться одновременно с утверждением государственного бюджета, но методы его формирования пока неясны.

Информация о работе Общественная эыыективность инвестиционного проекта