Муниципальная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:22, реферат

Описание

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).
Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

Содержание

1. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований.
2. Классификация инвестиций.
3. Выработка инвестиционной политики муниципального образования на основе процессов моделирования.
4. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

муниципальная ивестиционная политика.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Из опыта ряда российских городов следует, что автоматизированная система кадастра недвижимости позволяет:

- научно управлять  процессом земельных отношений  в городе, с высокой степенью  точности контролировать процессы  межевания земель и их целевого  использования;

- формировать налогооблагаемую  базу;

- повышать инвестиционную  привлекательность объектов недвижимости.

3. Классификация инвестиций.

Инвестиции в объекты  предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах, они очень многообразны и многофакторны. В соответствии с конкретными  задачами, в целях учета, анализа, мониторинга и индикативного планирования, инвестиционная деятельность может быть классифицирована по следующим признакам .

По объектам вложений средств: реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции – вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау», научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.).

Финансовые инвестиции – вложения средств в различные  финансовые инструменты – ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.

Выделение реальных и  финансовых инвестиций является одним  из основных признаков их классификации.7

По характеру  участия в инвестировании: прямые и непрямые инвестиции.

Прямые инвестиции –  непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. При этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции.

Непрямые инвестиции (косвенные) – инвестиции, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным  образом финансовые средства.

По периоду  инвестирования: краткосрочные и  долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные инвестиции – вложения капитала на период не более  одного года (например, краткосрочные  депозитные вклады, покупка краткосрочных  сберегательных сертификатов и т.п.).

Долгосрочные инвестиции – инвестиции, используемые на капитальные  вложения и создание, увеличение размеров, а также приобретение необоротных  активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных  для продажи.

По формам собственности инвестиционных ресурсов: частные, государственные, иностранные и совместные.

Частные инвестиции –  вложения средств, осуществляемые гражданами, а также субъектами хозяйствования негосударственных форм собственности.

Государственные инвестиции – вложения, осуществляемые федеральными, региональными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств.

Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых зарубежными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли.

В составе иностранных инвестиций выделяют три формы: прямые, портфельные и прочие инвестиции.

Прямые иностранные  инвестиции – это вложения иностранного капитала, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими  лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В составе прямых инвестиций выделяются: взносы в уставный капитал, финансовый лизинг, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия, прочие прямые инвестиции.

Портфельные иностранные  инвестиции – это вложения иностранного капитала, сделанные иностранными инвесторами в объеме менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями, не дающие право вкладчикам на управление предприятием, а также акции, облигации, векселя и другие ценные долговые бумаги собственного и заемного капитала.

Прочие иностранные  инвестиции – это инвестиции, которые  не подпадают под определение  прямых или портфельных инвестиций. 8

В составе прочих инвестиций выделяются торговые кредиты (предварительная оплата и предоставление кредитов для импортно-экспортных операций), прочие кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации, банковские вклады и т.п.

По отраслевому  признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, пищевая, легкая и т.д.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и питание и пр.

По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции.

Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Они характеризуются высокой  прибыльностью и низкой ликвидностью.

Умеренные инвестиции отличаются средней  степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений.

 

3. Выработка инвестиционной политики муниципального образования на основе процессов моделирования

Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в муниципалитеты  является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» . Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. 9

Для стабилизации экономики  и улучшения инвестиционного  климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими  партиями и прочими общественными  организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Из всего вышесказанного следует предполагать, что перечисленные  меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

В основе ускорения развития региональной промышленности России лежат  следующие предложения.

Создание в муниципальном  образовании «Общественных Объединений  Предпринимателей» (ООП), в состав которых  войдут наиболее активные руководители среднего и крупного бизнеса и вовлечение их в процесс развития и роста экономики муниципального образования.

Сотрудничество администрации  муниципального образования с бизнесом. Заключение между администрацией и  ООП «Общественного договора» о  взаимном сотрудничестве по развитию муниципального образования.

Создание благоприятного инвестиционного климата в МО.

Заключение инвестиционных договоров между администрацией и инвесторами.

Определение приоритетных отраслей для развития в МО и предоставление им максимальных налоговых и прочих льгот.10

Субсидирование развития приоритетных отраслей из регионального, районного и муниципального бюджетов. Выделение специальных фондов в  этих бюджетах для компенсации части  процентной ставки при кредитовании интересных для МО проектов.

Принятие местной и  региональной представительской властью  законов, позволяющих освобождать  от местных и региональных налогов  промышленные предприятия или отдельные  отрасли.

Создание заинтересованности у глав муниципальных образований  в привлечении инвестиций и росте внутреннего муниципального продукта. Для этого необходимо принять муниципальным собранием, районным Советом депутатов и областной думой законы, позволяющие дополнительно добавить в бюджет МО все излишки по районным и региональным налогам сверх 5% роста по отношению к предыдущему году.

Использование вертикали  власти для продвижения реформы  по развитию региональной промышленности.

Практические решения  для создания благоприятного инвестиционного  климата.

Создание благожелательного  отношения к бизнесу. Организация в администрации муниципального образования специального отдела по поддержке бизнеса, который обеспечивает быстрое решение всех вопросов бизнеса.

Создание инвестиционного  паспорта муниципального образования  или района.

Предоставление местных, районных, региональных и федеральных налоговых льгот отдельным отраслям и проектам. Планирование социально-экономического развития муниципального образования, в том числе в сфере образования и подготовки профессиональных кадров.11 

Особенности муниципального инвестиционного рынка и задачи органов местного самоуправления по его регулированию, стабилизация и последующий рост отечественной экономики в значительной мере характеризуется объемами и формами осуществляемых инвестиций. Термин "инвестиции" происходит от латинского "invest", что означает "вкладывать". В наиболее общем плане инвестиции представляют собой вложение капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, с тем чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся у него средств на потребление в текущем периоде, вознаградить за риски, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде Инвестиции составляют существенную часть средств, затрачиваемых на производство валового национального продукта. Характеризуя экономическую сущность инвестиций, необходимо отметить, что не следует сводить их только к капитальным вложениям в воспроизводство основных фондов (зданий, оборудования, транспортных средств и т.п.). Ведь инвестиции могут осуществляться и в оборотные активы, и в различные финансовые инструменты (акции, облигации и др.), и в отдельные виды нематериальных активов (приобретение патентов, лицензий и т.п.), и в инновационную сферу и т.п. В соответствии с действующим законодательством под инвестициями принято понимать денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, патенты, лицензии, ноу-хау, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения экономического результата (прибыли), достижения положительного социального или экологического эффекта. Из этого следует, что по содержанию своему инвестиции - это часть общественных ресурсов, которые изымаются из текущего потребления и вкладываются в производство в расчете на получение будущего результата (прибыли, социального или экологического эффекта), то есть можно утверждать, что инвестиции - это отложенное потребление. Динамика инвестиций является тем фундаментальным параметром воспроизводственного процесса, который характеризует распределение обществом доступных ему ресурсов между текущим и будущим потреблением, направленным на решение задач своего перспективного развития. С точки зрения обеспечения воспроизводства у инвестиционного процесса две задачи: во-первых, обеспечивать замещение изнашиваемых средств производства и тем самым поддерживать стабильность поступления в хозяйственный оборот, прежде всего, воспроизводимых ресурсов, во-вторых, создавать новые возможности роста. В современной экономической практике нередко происходит отождествление инвестиционных ресурсов с финансовыми средствами, обеспечивающими инвестиции. Вместе с тем, под источниками инвестиционных ресурсов следует понимать не только финансовую, но и натурально-вещественную составляющую инвестиционной деятельности. Другими словами, рынки труда, интеллектуальных и земельных ресурсов, капитального оборудования, строительства также следует рассматривать в качестве источников инвестиционных ресурсов. Рассмотрим теперь роль инвестиций в развитии муниципальных образований в современных политико-экономических условиях, социально-экономические особенности сложившегося в России муниципального инвестиционного рынка. Недостаточная, на наш взгляд, проработка вопросов научного обеспечения активизации инвестиционного процесса на муниципальном уровне не только приводит к усилению кризисных явлений в экономике муниципальных образований, но в, определенной мере, является фактором, который опасен для существования всего института местного самоуправления в стране. Дело в том, что сегодня нередко можно услышать мнение руководителей ряда регионов - субъектов, муниципальных образований, что российское общество еще "не созрело" для местного самоуправления; что в реальной действительности местного самоуправления вообще нет, ибо оно показало свою полную экономическую несостоятельность, а государство его не столько поддерживает, сколько практически полностью содержит. Следует признать, что определенные основания для таких заявлений есть, и причин создавшемуся положению много: относительная новизна проблемы становления и развития института местного самоуправления в современной России; попытки организации и реформирования его "сверху" без достаточного нормативно-правового, научно-методического и кадрового обеспечения; ошибки в решении проблем территориальной организации местного самоуправления, когда сложившиеся в прежних политико-экономических условиях административно-территориальные единицы низового уровня (города, районы в областях и т.п.) вынуждены функционировать в принципиально новых условиях хозяйствования; неясности в распределении сфер ответственности по управленческой вертикали: федеральный центр - федеральный округ - субъект Российской Федерации - муниципальное образование и т.п. Однако, исходя из предмета настоящего исследования отметим, что сформировавшаяся в последнее десятилетие модель межбюджетных отношений еще далека от совершенства Это объективно способствует, во-первых, снижению эффективности местного самоуправления в целом, во-вторых, усилению внимания к проблеме мобилизации внебюджетных источников инвестиционного финансирования .12

Информация о работе Муниципальная инвестиционная политика