Инвестирование в России – 2012. Тренды и знаковые события

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:18, доклад

Описание

Это и вступление России в ВТО, расширение Москвы, смена кабинета министров после президентских выборов, приватизационные сделки и размещения российских эмитентов на фондовых рынках, попытки улучшить инвестиционный климат посредством разработки «дорожных карт» Агентством стратегических инициатив, коррупционные скандалы и связанные с ними отставки и назначения.

Работа состоит из  1 файл

unifiles_RRwHhz.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

Аналитическое исследование

19 декабря 2012 г., Москва

 

 

Инвестирование  в России – 2012. Тренды и знаковые события

 

 

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

 

2012 год был гораздо  более богатым на события, важные для бизнесменов и инвесторов, чем 2011-й и даже 2010-й. Многие из этих событий были определяющими как в экономическом, так и в политическом развитии. Это и вступление России в ВТО, расширение Москвы, смена кабинета министров после президентских выборов, приватизационные сделки и размещения российских эмитентов на фондовых рынках, попытки улучшить инвестиционный климат посредством разработки «дорожных карт» Агентством стратегических инициатив, коррупционные скандалы и связанные с ними отставки и назначения.

 

Подводя итоги года, мы решили сделать акцент не столько  на события, сколько на тренды. К  чему приведут знаковые события года? Что с высокой долей вероятности произойдет дальше? Какие выводы нужно сделать? Какие риски наиболее существенны и как их можно обойти? Какие отрасли наиболее привлекательны для инвестиций? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в аналитическом исследовании, предлагаемом Вашему вниманию.

 

Россия вступила в  ВТО. Отечественные компании готовятся переходить к жесткой конкуренции с зарубежными

 

Пожалуй, наиболее громким в своем  международном звучании, но далеко не самым главным на практике, стало  завершение 18-летнего марафона вступления страны во Всемирную торговую организацию. В ходе переговоров с членами  ВТО Россия, как обычно, смогла выбить для себя особые условия.

Так, нам удалось сохранить особые экономические зоны, хотя по правилам ВТО их нужно было закрыть. Особые экономические зоны в РФ модернизируют юридически – они станут инновационно-промышленными кластерами, возможно, типа «Сколково». Их приведут в юридическое (но не фактическое) соответствие с требованиями ВТО, но эти изменения будут носить, скорее, косметический, чем фундаментальный характер – произойдет ребрендинг, но суть останется той же.

Уже после вступления России в ВТО выяснилось, что у нас нет квалифицированных юристов и других специалистов по международной торговле, способных качественно отстаивать экономические интересы страны, а их подготовка займет несколько лет. Переговорщики с членами ВТО из Минэкономразвития не предусмотрели важные моменты. Например, в свиноводстве они долго спорили о квотах на поставку в Россию мяса, но «забыли» ограничить пошлиной ввоз в страну живых свиней. Показательный пример, отражающий положение дел в данной отрасли и в других отраслях.

Впрочем, условия ВТО – это  далеко не догма. Российских автопроизводителей поддерживают утилизационным сбором, подобные механизмы временно могут  применяться и в других отраслях. Конечно, это вызывает недовольство партнеров по ВТО, приводит к судебным разбирательствам, но правила организации нарушают многие. И эти порядки больше устраивают, чем нет, ведь из 150 с лишним членов из организации еще никто не выходил.

Чтобы выяснить истинное отношение  бизнеса ко вступлению страны в ВТО, наша компания провела выборочный опрос среди клиентов и партнеров. Выборку мы сделали репрезентативной и опросили руководителей предприятий крупного, среднего и малого бизнеса из разных регионов России, представляющих различные отрасли. Оказалось, что примерно 15% респондентов оценивают вступление России в ВТО резко негативно, почти столько же – очень позитивно. Но подавляющее большинство опрошенных – две трети – утверждает, что на их бизнес в 2012 году это никак не повлияло и вряд ли существенно скажется на них в обозримом будущем.

Больше всего оптимистов от вступления в ВТО в экспортно ориентированных  компаниях всех сфер и размеров, в среде металлургов, IT-разработчиков, нефтехимиков, ритейлеров, банкиров и  других предприятий, оказывающих финансовые услуги.

Пессимисты представляют пищевую и легкую промышленность, машиностроение и сельское хозяйство.

 

Как повлияло на Ваш бизнес в 2012 году и как повлияет на него в среднесрочной перспективе (3-5 лет) вступление России в ВТО?

Опрошено 186 руководителей  компаний из 14 регионов РФ.

Опрос проведен в декабре 2012 г.

 

По нашему мнению, на российский бизнес вступление в ВТО повлияет примерно в  тех же пропорциях. Открывшийся  внешний рынок поможет совершить  настоящий прорыв в своем развитии каждой седьмой российской компании. Но обостряющуюся конкуренцию с иностранными производителями из-за снижения пошлин на ввоз в страну импортных товаров выдержат не все – в России закроется опять же каждое седьмое предприятие.

Не хотелось бы, чтобы этот шаг  стал очередной шоковой терапией для российской экономики. Но в любом случае правительству, Центробанку и прочим структурам, занимающимся управлением финансами и другими ликвидными активами, следует создать серьезные «подушки безопасности» (стабилизационные денежные фонды), чтобы смягчить вероятный кризис банковской системы и других крупных финансовых игроков.

С другой стороны, работа в условиях жесткой конкуренции должна стать стимулом для развития российского бизнеса, использования его внутренних резервов, повышения производительности труда и его качества, очищения рынка от неэффективных предприятий.

Налоговое давление продолжает расти. «Основные направления налоговой  политики» и бюджет России на 2013-2015 гг. не стимулирует инвестиционную деятельность

Другой тесно связанный с  ВТО тренд – продолжающееся увеличение налогового давления на бизнес. В условиях снижения таможенных пошлин и обещаний реализовать масштабные государственные проекты нехватка бюджетных средств будет компенсироваться за счет бизнеса и граждан.

 

 

Потери бюджета  РФ вследствие снижения ввозных пошлин, млрд руб.

Спикер одного из региональных парламентов  рассказал, что на недавнем семинаре, который для руководителей законодательных  субъектов РФ проводил замминистра  экономического развития РФ Андрей Клепач, чиновник высказал свое «частное мнение»: как бы не было неприятно, придется вводить новые налоги, либо придется отложить решение многих задач. Налоговые ставки для бизнеса, возможно, не будут увеличиваться, но в любом случае методология сбора налогов ужесточится. Налоговики будут работать уже не на количество, а на качество, а значит, доначисления, пени и штрафы по итогам налоговых проверок станут выше, проверки будут проходить в более жестком режиме. Налоговики будут включать все возможные механизмы и психологического, и административного, и юридического давления.

Как известно, в этом году из программы материального стимулирования сотрудников ИФНС исключен количественный показатель - число выездных проверок. Он заменен на качественный - отношение общей суммы взысканных сумм к доначисленным суммам по итогам проверок. От достижения этого показателя будут зависеть не только премии налоговиков, но и оценка работы инспекций в целом. Напомню, раньше инспекции получали установки повышать эффективность своей работы, не снижая количества проверок.

 

Сколько приносит бюджету каждая налоговая проверка, млн руб.

Кого налоговые  органы проверяли и будут проверять больше остальных

2009 г. – фармацевтические компании

2010 г. – добывающие отрасли

2011 г. – девелоперы

2012 г. – девелоперы и филиалы иностранных компаний

2013-2014 гг. – повсеместные проверки

 

В 2012 году на крупном бизнесе был  обкатан закон 229-ФЗ об общих правилах контроля за трансфертным ценообразованием. Он принес в казну массу дополнительных налоговых поступлений в виде недоимок, пеней и штрафов. В следующем году он будет действовать и для среднего бизнеса. Любой бизнес, представляющий из себя мало-мальский холдинг, почувствует на себе действие формулировки «контролируемые и приравненные к ним сделки».

Наша компания вывела так называемый коэффициент налогового давления на бизнес. Это отношение количества налоговых мероприятий (выездные и камеральные проверки, вызовы на беседы, запросы в банк, вызовы на комиссию, допрос налогоплательщика, проведение предпроверочных мероприятий) к числу клиентов, которые у нас обслуживаются. Это около 500 компаний различного размера из различных отраслей экономики и регионов страны. С 2003 по 2012 год коэффициент налогового давления на бизнес вырос в восемь раз. По нашим прогнозам, по итогам 2012 и 2013 годов этот показатель станет больше единицы. То есть в течение года некоторые из предприятий будут неоднократно подвергаться налоговому вниманию (например, в отношение них может проводиться выездная проверка и еще ряд камеральных).

 

Агрегатный показатель давления на бизнес в России

Примерно у пяти процентов наших  клиентов перманентно идут выездные налоговые проверки. Выездная проверка в среднем занимает два-четыре месяца, в год таких проверок одна и та же бригада может провести три-четыре. Получается, что в течение года может быть проверено 15-20% налогоплательщиков. А за пять ближайших лет будут проверены все, достойные внимания. Как и раньше, весьма внимательно налоговики будут контролировать уплату НДС, налога на прибыль, налогов и сборов, связанные с выплатой зарплаты и уплатой страховых взносов.

Будет усилен и мониторинг фискальными  органами физических лиц с точки  зрения сокрытия ими своих реальных доходов и объектов налогообложения (налог на доходы и на имущество). Применяться при этом будут современные аналитические и расчетные методики. Кроме того, президент привал регионы ускорить разработку законодательства, связанного с налогом на недвижимость.

«Основные направления налоговой  политики», принятые в мае, а также  консервативный бюджет России на 2013-2015 гг. подтверждают: дефицит бюджета увеличивается в геометрической прогрессии и покрыть его планируется посредством увеличения налогового давления и на бизнес и на физических лиц. Так, в 2013 году дефицит федерального бюджета составит 521,414 млрд руб. или 0,8% ВВП. В 2014-2015 гг. он существенно снизится и составит соответственно 143,6 млрд руб. и 10,8 млрд руб. (0,2% ВВП и 0,01% ВВП). Но все проблемы при этом будут переложены на регионы. В 2013-2015 г.г. дефицит бюджета регионов вырастет более чем в шесть раз. Настолько же он увеличится и в следующую бюджетную трехлетку. К 2018 году региональный бюджетный дефицит составит почти 2 трлн руб.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), говорится в «Основных  направлениях…», к 2015 году для «Газпрома» вырастет почти в два раза, а для независимых производителей газа (например, НОВАТЭК) – в четыре раза. Кроме того, «Газпрому» отменят льготы по налогу на имущество. В два раза в 2015 году повысятся акцизы на алкоголь крепче девяти градусов, почти в три раза – на сигареты. Для других подакцизных товаров в 2013-2014 годах «Основными направлениями…» ставки сохранятся на прежнем уровне, но в 2015 году повысятся на 10 процентов. Вырастут также ставки транспортного налога на автомобили мощнее 410 лошадиных сил – это только один из возможных аспектов налога на роскошь, ввести который в послании Федеральному Собранию президент потребовал уже в первой половине следующего года.

Власти вынуждены улучшать инвестиционный климат. Агентство стратегических инициатив разрабатывает «дорожные карты», чиновников будут оценивать по KPI

Учитывая то, что было сказано  выше, вдвойне амбициозным выглядит «план Путина» по поднятию позиции страны на 100 строчек вверх в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business. По плану Путина, до 2020 года в этом рейтинге, который составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, Россия должна подняться на 20-е место. На первый взгляд, задача из области нереального, но, по-видимому, все же осуществимая. Особенно учитывая тренды мировой экономики, которые пока подыгрывают России, то есть идут слегка вниз.

Колебания цен на нефть, сильная  зависимость страны от экспорта энергоресурсов и возросший в кризис отток  капитала наконец заставили  российское руководство признать: без инвестиций (как финансовых, так и технологических, как иностранных, так и внутренних российских) никакого прорыва и модернизации не будет. Так что это перемены поневоле, обусловленные не столько желанием, сколько необходимостью.

Похоже, что в уходящем году дело сдвинулось с мертвой точки. Медленно, неуверенно, но все же сдвинулось. Агентство стратегических инициатив разработало «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата по различным направлениям (в частности, «Совершенствование налогового администрирования» и «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» - пожалуй, это наиболее важные для бизнесменов разработки). Отметим, впрочем, что в рамках подготовки дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» ряд инициатив, предложенных бизнесом, не прошел фильтр ФНС. Так, не было учтено предложение о запрете налоговым инспекциям блокировать операции по счетам до вынесения решения судом (если в течение десяти дней после апелляционного обжалования налогоплательщик обратился в суд). Внедрение некоторых других предложений будет растянуто вопреки предложенным срокам (один-два года) на несколько лет.

В сентябре президент России подписал указ, в котором говорится о  том, что деятельность федеральных  министерств и администраций  регионов будет оцениваться именно по улучшению инвестиционного климата. Критериями оценки станут все десять показателей, по которым считается рейтинг Doing Business: открытие нового бизнеса, получение разрешений на строительство, подключение к электричеству, получение кредита, регистрация собственности, защита прав инвесторов, уплата налогов, трансграничная торговля, исполнение контрактов, осуществление процедуры банкротства.

Однако методика оценки федеральных  и региональных органов власти не предусматривает главного – системы поощрений чиновников за хорошую работу и ответственности за провалы. А ведь без этого система оценки субъективна.

Информация о работе Инвестирование в России – 2012. Тренды и знаковые события