Инвестирование в предметы искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:11, статья

Описание

Любая рациональная инвестиционная стратегия должна обладать значительным уровнем диверсификации, позволяющим свести к минимуму, а иногда и полностью удалить, несистематический риск в целом по портфелю. Таким образом, наличие на рынке широких инвестиционных возможностей позволяет сформировать высокодиверсифицированный портфель, обладающий максимальной доходностью при заданном уровне риска. Однако достижение цели высокого уровня возможной диверсификации может быть ограниченно, в случае если инвестор использует при формировании портфеля традиционные финансовые активы, т. е. обыкновенные акции и/или облигации.

Работа состоит из  1 файл

Альтернативные инвестиции.docx

— 175.36 Кб (Скачать документ)

Альтернативные  инвестиции

Любая рациональная инвестиционная стратегия должна обладать значительным уровнем диверсификации, позволяющим  свести к минимуму, а иногда и  полностью удалить, несистематический  риск в целом по портфелю. Таким  образом, наличие на рынке широких  инвестиционных возможностей позволяет  сформировать высокодиверсифицированный  портфель, обладающий максимальной доходностью  при заданном уровне риска. Однако достижение цели высокого уровня возможной диверсификации может быть ограниченно, в случае если инвестор использует при формировании портфеля традиционные финансовые активы, т. е. обыкновенные акции и/или облигации.

           Cуществует определенная группа нетрадиционных активов, позволяющих добиться снижения корреляции инвестиционного портфеля и фондового рынка, предоставляя в результате этого дополнительную диверсификацию и увеличение общего уровня ожидаемой доходности. Вложения в подобные активы называются альтернативными инвестициями.

В общем смысле, альтернативные инвестиции можно определить как  инвестиции, не ограниченные традиционными  финансовыми активами и охватывающие вложения в хедж-фонды, венчурный  капитал, управляемые фонды фьючерсов, а также инвестиции в определенную группу реальных активов, таких как  недвижимость, антиквариат или предметы искусства. Таким образом, альтернативные инвестиции охватывают большой спектр как финансовых, так и материальных активов. Альтернативные инвестиции становятся оптимальным дополнительным инструментом не только для повышения уровня диверсифицированности  портфеля, но также для создания его качественно иной, уникальной структуры и потенциального увеличения ожидаемой доходности. Тем не менее, на сегодняшний момент термин «альтернативные  инвестиции» не имеет точного  определения, поэтому в некоторых  источниках под альтернативными  инвестиционными возможностями  понимаются вложения только в реальные активы, в то же время можно встретить  и исключительно финансовые активы, попадающие в группу альтернативных инвестиций. Однако для правильной классификации альтернативных инвестиций необходимо, прежде всего, учитывать  их широкий спектр.

Сущность и  виды альтернативных инвестиций

 

Нетрадиционные, или альтернативные, инвестиции, не имея четкого определения, трактуются разнообразно. Под категорию  альтернативных инвестиций можно подвести практически любой актив, не являющейся акцией или облигацией. Соответственно, виды альтернативных инвестиций охватывают широкий спектр доступных вариантов  для вложения средств, особенно принимая во внимание наличие рынка альтернативных инвестиций. Таким образом, рассматривая виды альтернативных инвестиций, будет  целесообразно классифицировать их по следующим трем категориям:

Альтернативные финансовые активы.

Альтернативные реальные (материальные) активы.

Ценные бумаги, находящиеся  в обращении на рынке AIM.

 

Нас интересуют в первую очередь инвестиции в реальные (материальные) активы составляющие обширную категорию альтернативных инвестиций. Вложения в материальные активы как объект для инвестиций, в свою очередь, могут быть разделены на следующие виды:

Коллекционные ценности. К  данной категории относятся вложения в произведения изобразительного искусства  и антиквариат, т. е. активы арт-рынка.

Драгоценные камни и драгоценные  металлы. В категорию драгоценных  камней попадают изумруды, сапфиры, алмазы, рубины. Золото, серебро, платина, палладий, родий относят к драгоценным  металлам. Следует также отметить, что инвестиции в золото считаются  одними из самых надежных вложений, особенно для защиты от инфляции. Недвижимость. Традиционно недвижимость рассматривается  как один из основных объектов альтернативного  инвестирования. Коммерческая недвижимость и жилые дома представляют собой хороший источник генерирования дохода для инвестора, располагающего значительными средствами.

 Инвестиции в ресурсы. Вложения в производственные мощности, создающие или способные создавать природный газ, сырую нефть, древесину и т. д.

Также довольно популярным вложением являются инвестиции в  винные коллекции, ювелирные изделия, раритетные автомобили. Инвестиции в  реальные активы, как и в альтернативные финансовые активы, очень разнообразны и представляют собой вложения теоретически в любой материальный актив эксклюзивного  характера, способный вырасти в  цене и/или сгенерировать прибыль  вне зависимости от конъюнктуры  фондового рынка. На сегодняшний  день материальные активы являются довольно популярным инструментом альтернативных инвестиций не только среди частных  инвесторов, но и среди институциональных. Однако прямые инвестиции в категорию  реальных активов могут быть трудоемкими, вследствие их сложной и неоднородной природы.

Включение в портфель материальных активов альтернативных инвестиций, как правило, легче произвести посредством  специализированных инструментов непрямого  инвестирования (ПИФы, ОФБУ), структура  которых, в свою очередь, содержит вложения в определенные классы материальных активов.

Неликвидность является одним  из ключевых свойств практически  любого вида альтернативных инвестиций. Данная характеристика является производной  от самого понятия альтернативных инвестиций, подразумевающего любой тип активов, который не продается широко на рынке  и не подпадает в категорию  традиционных.

 

Приобретение произведений искусства зачастую рассматривается  как один из альтернативных способов инвестирования. Удачное вложение средств  в предметы искусства может обеспечить инвестору более высокий доход  по сравнению с прочими вариантами умножения капитала. Но любому из альтернативных объектов инвестирования присуща своя уникальная характеристика “риска –  доходности”, сроки также могут  существенно различаться. Ключевое отличие альтернативных инвестиций от вложений в фондовый рынок заключается  в природе риска - в некоррелируемости  альтернативных вложений к процессам  постоянного колебания фондового  рынка. В результате использования  одного или чаще всего нескольких вариантов альтернативных инвестиций складывается весьма привлекательный  комплексно диверсифицированный портфель, в котором заложен существенный потенциал роста уровня доходности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Альтернативные инвестиции: Инвестиции в произведения искусства

Для того чтобы коллекционировать  произведения искусства, не обязательно  нужны десятки или даже сотни  тысяч долларов - стартовая цена может составлять и $1500, и $5000. Главное, естественно, угадать, что будет  расти в цене. Арт-дилеры все активнее работают с новым поколением инвесторов - теми, кто хочет купить картину  или скульптуру и потратить на это лишь несколько тысяч долларов. Даже ведущие аукционные дома решили побороться за клиентов в нише недорогих  предметов искусства. В последние время аукционный дом Christies утроил количество продаваемых картин и предметов антиквариата для «домашнего пользования» стоимостью до $1000. А недавно на выставке картин, проходившей в Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк), более 20 коллекционеров заинтересовались работами испанского художника Эрнесто Кевано и готовы были выложить по $3200 за картину. А ведь некоторые из них раньше даже не видели его произведений!!!

Действительно, ценность многих произведений искусства постепенно увеличивается, а время от времени  возникающий в обществе интерес  к определенным направлениям искусства  обеспечивает высокую доходность при  правильной оценке тренда. Однако такой  способ вложения денег имеет достаточное  количество сложностей. Инвестиции в  искусство являются одними из самых  рискованных. При решении вопроса  о целесообразности таких капиталовложений необходимо учитывать сложность  оценки стоимости предмета, в которой  значительную часть занимает субъективная составляющая, отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского  интереса, трудности, связанные с  установлением подлинности произведения, невозможность вывоза из страны, низкую ликвидность и прочие особенности. По оценкам экспертов, риски снижаются  лишь при покупке очень дорогих  произведений на длительный срок, что  недоступно рядовому инвестору.

Работать с арт-рынком – сложная задача, особенно для начинающих коллекционеров, не готовых отдать за один экспонат больше нескольких тысяч долларов. Для того чтобы помочь начинающему инвестору разобраться, как с наибольшей пользой инвестировать в недорогие предметы искусства, The Wall Street Journal провела исследование этой ниши рынка. Отсеяв совсем мелкую рыбешку, было решено сконцентрироваться на ценовом сегменте до $5000 - специалисты посчитали, что при наличии такой суммы уже можно говорить об инвестиционном потенциале приобретений. Ещё к произведениям искусства, правильнее будет сказать к схожим с произведениями искусства видом альтернативного инвестирования, можно отнести составление книжных коллекций. Для справедливости нужно сказать, что сегодня книга - это не только «источник знаний», но и финансовый инструмент по вложению денежных средств, который стоит в одном ряду с инвестициями в произведения искусства. В зависимости от некоторых факторов цена на раритетные издания может расти на 15-20% в год.

Мировая практика рассматривает  три базовые стратегии инвестиции на рынке искусства, с учетом вероятных  рисков подделок, высокими транзакционными  издержками, отсутствием прозрачной информации о спросе, предложении  и ценах на предметы искусства, а  так же их низкой ликвидностью по сравнению  с другими альтернативными инвестиционными  рынками:

1) Инвестиции в искусство,  просто, как инвестиции: Основным  критерием здесь является уверенность  инвестора в возможности многократного  умножения цены предмета искусства  в долгосрочной перспективе. Основой  для принятия такого решения  могут служить данные аналитического  характера о тенденциях роста  или недооцененности ряда работ  или выделение бюджета на агрессивную  популяризацию картин одновременно  с их приобретением.

2) Инвестиции, как коллекционирование: размещение капиталов во всех  сегментах арт- рынка без стратегии  рационального выхода таких инвестиции. Капиталовложения осуществляются  здесь не с целью максимизировать  рентабельность инвестируемого  капитала, а с целью сохранения  культурного наследия или радостью  владения.

3) Инвестиции, как фондовый  арт-индекс, инвестиции в искусство  на традиционном рынке капиталов,  ориентированное на покупку акций  компаний, значительная часть бизнеса,  которых связана с арт-индустрией. Одним из направлений данной  стратегии является создание  фондов совместных инвестиции  в искусство (предметы искусства), возглавляемые профессиональными  управляющими.

Предметы искусства уже  давно являются объектом инвестирования и одним из активно используемых способов надежного размещения капитала. По данным открытых источников, за последние 50 лет среднегодовая мировая доходность в этой области находится на уровне 22%.

Предметы искусства покупать будут всегда. Это неотъемлемый признак  благосостояния и престижа. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, – это его крайне низкая чувствительность к экономическим  кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет.

 

Арт-рынок как  особая форма инвестиций

 

         В 1958 году арт-рынок был потрясен ценой в £220 тысяч, уплаченной за работу Сезанна «Мальчик в красной жилетке». Работу тогда купил Пол Меллон, и сумма, которую он заплатил, в 5 раз превышала когда-либо прежде выплаченную за произведение искусства. Результатом этого аукциона был невиданный ранее всплеск цен на предметы искусства. Следующим этапом развития рынка искусств стала продажа двух работ Ван Гога в 1987 году. Первая – это «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», за нее на аукционе уплатили $40 млн, но сегодняшняя цена этой картины составляет около $82 млн. Тогда были побиты все предыдущие рекорды, и стоимость этих предметов искусства увеличилась в 3 раза по сравнению с живописью так называемых старых мастеров, то есть мастеров XVII и XVIII веков, которые на тот момент стабильно являлись лидерами рынка. Другая же работа Ван Гога «Ирисы» была продана 11 ноября 1987 года за $54 млн. За последние 50 лет история с покупкой картин по таким высоким ценам повторялась неоднократно. Чтобы понять, как итоговые цены соотносились с предварительными расценками, нужно поделить окончательную стоимость работы на 3–5%. В 1990 году японский магнат Сайто установил рекорд, купив картину Ван Гога «Портрет доктора Гаше» за $82,5 млн. Этот рекорд был побит в мае 2004 года, когда была продана картина Пикассо «Мальчик с трубкой». Цена ее в 2004 году составила $104 млн. В 2006 году этот рекорд бы побит картиной Джексона Поллока, ушедшей за $143 млн, но это не рекордная продажа на аукционе, а частная сделка. На сегодняшний день рекорд принадлежит картине Эдварда Мунка «Крик», в конце прошлого года ушедшей за $120 млн именно с аукциона. Среди шедевров, проданных как на аукционе, так и частным образом, были произведения и Пикассо, и Поллока, и Густава Климта, и Виллема де Кунинга. В начале прошлого года королевская династия Катара уплатила $250 млн за работу Поля Сезанна «Игроки в карты». В 2011 году от рынка живописи не отставал и рынок фотографии. 5 октября Синди Шерман продала фотографию без названия, именуемую автопортретом, за $3,5 млн. Как показывает анализ, ни одна картина стоимостью более $25 млн не была продана на открытом рынке предметов искусства. Это свидетельствует о значительном риске ликвидности и вероятных финансовых потерь при покупке картины. Иными словами, покупка картин ценой от $25 млн рискованна из-за вероятного отсутствия возможности их будущей безубыточной продажи. В принципе, это можно отнести ко всем работам из рейтинга топ-500 и топ-1000, которые рассчитаны на стратегии коллекционирования. В остальном рациональные инвесторы могут принимать решения о повышении цен на предметы искусства в случае появления уникальных коллекций на открытом рынке, и следует ожидать, что культура арт-рынка будет меняться именно из-за резких скачков цен на работы отдельных мастеров. Можно говорить об изменении цен на работы таких мастеров, как Рой Лихтенштейн, или, если брать российских художников, то это Игорь Макаревич и Марк Шагал. Наиболее дорогие предметы искусства входят в такие рейтинги, как топ-500, раньше их составлением занимались Deutsche Bank, ArtPrice и Artnet. Рейтинги по сути показывают, какую роль играет иррациональность. Например, японский коллекционер Сайто, купивший за $82,5 млн «Портрет доктора Гаше» Ван Гога, сказал, что увидел в этом докторе себя. Похожий контекст мы можем усмотреть в покупке Виктором Вексельбергом коллекции яиц Фаберже. Если мы оставим в стороне политические аспекты, то увидим, что этой коллекцией владела семья Форбс, и это стало основным фактором, сформировавшим такую цену.

Информация о работе Инвестирование в предметы искусства